Политика

Президент ковбоев. Почему выиграл Трамп — и почему нам стоит это отпраздновать

5489 Микола Мирончик

Барак Обама был президентом хипстеров. Но горькая сторона демократии догнала модных мальчишек и девчонок в темном переулке Ржавого пояса — и надавала по щам. «Журнал» анализирует итоги исторической разборки.

Нобелевская премия мира Барака Обамы была превосходным символом. Она досталась первому чернокожему президенту без особого напряга — точно так же, как — в представлениях простого американского люда — розовощеким юношам с восточного или западного побережья достаются университетский диплом, покрывающая дантиста медстраховка и вон та «Тесла» под окном.

«С чернокожим прокатило, сейчас попробуем женщину», — подумали стратеги от Демократической партии, выдвигая в президенты Хиллари Клинтон, воплощение правящих династий, большо-о-о-го капитала и чеканной риторики.

«F*** you», — сказало рабоче-крестьянское население от Техаса до Детройта, руководствуясь примерно той же логикой, которая в одной восточноевропейской стране в 1994-м заставила людей голосуя не «за» кого-то, а «против» ненавистного премьера.

«Дональд Трамп — он вроде как миллиардер, и занял какой-то вшивый миллион у отца, чтобы начать свое дело. Но это все мелочь: он говорит, как свой, держится, как свой — и покажет биллину мать этим белым воротничкам!» Примерно так говорили за семейным ужином люди в десятках штатов, целые отрасли экономики которых переехали в Китай, а новых там — в отличие от высокотехнологичной Калифорнии — так и не появилось.

«Прикольный клоун, но ведь все вокруг за Клинтон! Я точно знаю, у меня вся лента Facebook за Клинтон», — подумали миллениалы, основная аудитория демократов. И не пришли на выборы — а зачем? — что отразилось в рекордно низкой со времен Рейгана явке.

«Прогрессивные» американцы стали жертвой фейсбучного алгоритма, в котором картина мира складывается такой, какой пользователь хочет ее видеть. А еще — активной кампании в медиа, которые порой превосходили стандарты ангажированности многих постсоветских стран. Это укрепило иллюзию избирателя Клинтон в гарантированной победе, а тех, кто даже сердцем не поддерживал Трампа, заставило прийти на участки и проголосовать назло.

«Журнал» также рекомендует:

  

Отдельное «спасибо» Клинтон может сказать социологам. Опросы фиксировали откровенно небольшое ее преимущество, иногда в границах статистической погрешности — но ведь главное — не как посчитают, а как интерпретируют. Интерпретировали уверенно: пусть с преимуществом в 2%, но побеждает Клинтон — просто потому, что сторонников Трампа на самом деле не существует. А зачем утруждать себя лазанием в первоисточник?

К тому же демократы уже не в первый раз стали жертвой избирательной системы, заложенной отцами-основателями США. По количеству набранных голосов побеждает Хиллари Клинтон — но Трамп, который выиграл ряд ключевых штатов благодаря минимальному (от 0,3% до 1,1% голосов) перевесу, забирает там голоса всех выборщиков. Щелчок по носу: демократ Обама так и не удосужился сделать хоть шаг, чтобы запустить реформу избирательной системы — и теперь пожинает плоды.

Победа Трампа — это результат безответственности и стечения обстоятельств, которые — каждое по отдельности — преступно было игнорировать. Самое главное из них — выдвижение демократами Хиллари Клинтон, которая не только отметилась провалом в международных вопросах, но и олицетворяла слишком много негатива для слишком многих в стране.

Явная диспропорция между сытыми побережьями и побирающимся центром США очень четко обозначила себя — теперь и с культурной/мировоззренческой стороны. Расхлебывать эти глубочайшие проблемы организации американской жизни предстоит еще ни одному президенту США после Трампа.

А что до всего этого нам?

Президент Беларуси Александр Лукашенко быстро поздравил новоиспеченного коллегу, выразив надежду на то, что беларусско-американское потепление при Трампе станет глобальным. По правде говоря, навряд ли Трампу есть какое-то дело до Беларуси. Но его действия точно заденут Россию.

Кремлевская эйфория от победы Трампа очень скоро сменится большим разочарованием. Одно из первых обещаний Трампа — снятие ограничений на добычу нефти. Новые объемы обвалят цены — и российский бюджет, который продолжает зависеть от экспорта сырья, нащупает новое дно.

Чтобы вернуть Америке обещанное «величие», Трамп просто не сможет позволить себе цацкаться с отсталыми региональными державами — договориться с ним Путину будет куда сложнее, чем с Клинтон, в бытность которой главой Госдепа «Росатом» получил доступ к американскому рынку. Кстати, его тогда возглавлял Сергей Кириенко — тот, который недавно стал главой кремлевской администрации — явно под избрание Клинтон. По кадровым перестановкам в Кремле скоро можно будет понять: к Трампу-президенту там вообще не готовы, какой бы пеной не заходились сейчас сливные медиа-бачки.

Наконец, для всего мира президентство Трампа — шок, от которого рынки оправятся еще нескоро. Любая нестабильность в мировой экономике по России бьет сурово.

Россия же — основной донор той Беларуси, которая продолжает праздновать 7 ноября и устанавливать памятники своим убийцам. Чем слабее будет она, тем скоропостижней будут отмирать опухоли на теле нашей страны.

Так что выглядящая горем для мира «элегантная» победа Трампа может стать благом для беларусов. Вполне себе повод в едином порыве присоединиться к поздравлениям в адрес избранного президента всех простых ковбоев.

Трамп-пам-пам!

Комментировать