Политика

Учредительное собрание против инкорпорации в Россию. Девять тезисов о ситуации в Беларуси

2525 Владимир Мацкевич

Кремль хочет заставить власти Беларуси самим изменить конституцию страны под «союзное государство». Независимость Беларуси будет принесена в жертву продлению полномочий Путина. Методолог Владимир Мацкевич объясняет ситуацию в девяти простых тезисах.

Этот текст продолжает его высказывание Миллионы послушных против миллионов несогласных. Кто окажется сильнее?

1. Для принятия новой конституции всегда нужны очень веские основания.

Кто-то может быть недоволен любой конституцией, но никогда конституции не меняются по первому же возникшему желанию.

В России новая конституция нужна для продления полномочий Путина – и ни для чего другого. Никаких других причин для этого нет.

В Беларуси у режима тоже нет никаких причин менять конституцию, она и так подправлена и приспособлена под нынешний режим. Оппозиция имеет основания и причины для изменения конституции, но не она инициирует этот процесс, а режим, то есть те, кому нет никакой нужды менять конституцию.

2. Желание изменить конституцию в России есть, но реальных причин и поводов нет.

Идёт поиск или создание таких причин – или хотя бы поводов. В качестве самого очевидного повода рассматривается объединение с Беларусью в одно государство. Для этого нужно совсем немного – придать союзному договору статус конституционного акта и объявить приоритет союзного договора над конституциями России и Беларуси.

Россия не может сделать это в одностороннем порядке. Более того, Путин и Кремль заинтересованы в том, чтобы инициатива подчинения конституции союзному договору исходила от Беларуси.

3. Но в Беларуси этого никто не хочет.

4. Включение Беларуси в Россию или создание нового государства из двух возможно различными путями.

План «В»: Военный, насильственный вариант подчинения Беларуси. Он не требует изменения конституции России, как и захват Крыма не требовал изменения конституции. Поэтому План «В» не стоит на повестке дня. К тому же, реализация этого плана приведёт к катастрофическим последствиям для России.

План «Э»: Экономическое банкротство Беларуси, и включение её в Россию за долги. Этот вариант тоже не ведёт к продлению полномочий Путина, поскольку не требует изменения конституции. Экономическое давление на беларусский режим оказывается с целью принуждения к «добровольному» решению. Но дело в том, что российская бухгалтерия отличается от беларусской. И только с российской стороны баланс выглядит в пользу России.

План «Д»: Добровольное присоединение. Именно этот сценарий взят за основу. Для создания видимости «добровольного» присоединения инициируется разработка новой конституции. Единственное, что требуется в новом тексте – это упоминание союзного государства и приоритета органов союзного государства над государственными органами Беларуси. Простого упоминания достаточно, остальное – дело техники.

5. План «Д» затруднён нежеланием практически всех слоёв беларусского общества присоединяться к России.

Поэтому в Плане «Д» предусматривается упрощение процедуры принятия новой конституции Беларуси. Исключается участие практически всех слоёв беларусского общества в разработке нового текста конституции и референдум. Конституция будет разрабатываться узким кругом лиц, скорее всего, анонимных, и приниматься будет нелегитимным парламентом.

Для успокоения общества в информационное пространство вбрасываются второстепенные предложения, вроде расширения полномочий парламента и сокращения полномочий президента, выборы в парламент по пропорциональной системе, выборы президента парламентом. Это то, что общество ожидает от новой конституции.

Но эти рациональные изменения не имеют никакого значения, если в новом тексте будет хотя бы одно упоминание союзного государства.

6. Инициатива по изменению конституции Беларуси исходит не от режима, а навязана из Кремля.

7. При всём нежелании Лукашенко и режима объединяться с Россией в одно государство, это делается вынуждено, Кремль выставил режиму ультиматум.

Риторика Лукашенко направлена на отвлечение внимания общества от реальной угрозы. Подбрасываются темы, которые общество будет активно обсуждать (выборы, беларусизация, политическая либерализация, экономические послабления, сама конституционная реформа), при этом реальная угроза потери суверенитета замалчивается.

8. При всей утопичности, в сегодняшних условиях и при нынешнем раскладе политических сил, идея Учредительного собрания является единственны принципиальным аргументом против закулисных игр в «конституционную реформу».

Никакие попытки изменения конституции не могут быть признаны законными, не могут отражать волю беларусского народа, если не будут разработаны и приняты Учредительным собранием и легитимизированы общенародным референдумом.

Никакое союзное государство, стоящее над суверенитетом народа Беларуси никогда не может быть признано законным, как бы оно ни создавалось, и как бы оно ни называлось.

9. Только Учредительное собраниеНикаких иных вариантов.

Об этом должны знать все граждане Беларуси.

Об этом должен знать Лукашенко.

Об этом должны знать в Кремле.

Об этом должны знать во всём мире.

Всё, что сейчас предпринимает Кремль для инкорпорации Беларуси, не имеет юридической силы. Это напрасная трата сил, ресурсов и времени. Так уже было в истории с пактом Молотова-Риббентропа, с «добровольным» вхождением в СССР Литвы, Латвии, Эстонии, с аншлюсом Австрии.

Не пытайтесь повторить эти попытки!

Читайте дальше:

Миллионы послушных против миллионов несогласных. Кто окажется сильнее?

До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны

«Я не хочу в Россию! А вы?» Как нам отстоять независимость Беларуси

Комментировать