Арт

Фестиваль новой беларусской драматургии «WriteBox»: что и зачем

499 Таня Артимович

Читка пьесы Алекся Макейчика «Голоса», режиссер Сергей Анцелевич, на фестивале WriteBox-2017

 

21 июня в Минске начнется Фестиваль новой беларусской драматургии «WriteBox». В течение нескольких дней будут представлены пьесы-победители, авторами которых являются как хедлайнеры постсоветского театрального пространства — Дмитрий Богославский, Константин Стешик и Андрей Иванов, так и молодые авторы и авторки. Рассказываем, почему стоит сходить на фестиваль и как сориентироваться в его программе.

Новую беларусскую драматургию широко обсуждают в русскоязычном театральном пространстве. Пьесы Павла Пряжко, Константина Стешика, Дмитрия Богославского, Андрей Иванова, Максима Досько постоянно занимают высшие строчки российских конкурсов и фестивалей, активно переводятся и востребованы зарубежными театрами. Появляются и новые имена, у которых также есть все шансы войти в топы новой драматургии, поддержка и развитие которой происходит в России, Украине, Польше — но не в Беларуси. До сих пор спектакли этих авторов, поставленных на родине, можно пересчитать на пальцах. А Пряжко, о котором говорят как об отдельном явлении постсоветского театра, вообще не представлен в репертуарах беларусских театров.

Фактически единственным форматом, в рамках которого можно познакомится с этим культурным феноменом, остается читка. Это концептуально решенный режиссерский эскиз спектакля, созданный за короткий промежуток времени. Текст пьесы обычно читают с листа, но зачастую это оказывается намного интереснее — энергичнее и захватывающе — нежели готовый спектакль. Правда, есть у читки один «недостаток»: в основном она происходит только один раз. И это еще одна причина обратить внимание на фестиваль «WriteBox».

Конкурс-фестиваль беларусской драматургии «WriteBox» стартовал в 2016 году. Это независимый проект — частная инициатива беларусского театроведа и менеджера Виктории Беляковой.

«Когда он создавался, одной из самых болевых точек было то, что в нашей стране не существовало ни одного конкурса беларусской драматургии, сама драматургия при этом очень даже существовала, но приходила к нам извне» — отмечает Виктория.

Читка пьесы Виталия Королева «Опиум», режиссер Александр Марченко, на фестивале WriteBox-2016

 

Знакомая история для всего поля беларусской культуры, существующего в ситуации, когда государственные институции «не замечают» даже Нобеля. Продолжает существовать Биеннале современной драматургии «Свободный театр». Но они работают в более широком формате: критерий заявки — русский или беларусский языки без ограничения страны проживания драматурга. «WriteBox» ориентирован только на беларусских авторов и авторок.

Конкурс проходит в несколько этапов: авторы присылают пьесы, команда ридеров их читает и формирует шорт-лист, который презентуется в рамках заключительного этапа. По словам Виктории Беляковой, «фестиваль существует без поддержки какой-либо организации. И в этом его сила. Фестиваль не обслуживает интересы определенного театра или группы, а создает ежегодный независимый смотр новых пьес беларусских драматургов».

Помимо «шоукейса» беларусских пьес фестиваль ставит перед собой задачу формирования wish-листа для беларусских театров. За два года существования конкурса уже появилось несколько спектаклей по пьесам авторов-победителей. В основном, эти постановки реализованы в рамках независимых театральных проектов. Например, «Опиум» Виталия Королева и «С училища» Андрея Иванова в постановке Александра Марченко, «Оникс» Максима Досько в постановке Юлии Шевчук. На государственных площадках были реализованы «Точки на временной оси» Дмитрия Богославского в Бобруйском драматическом театре (режиссер – Татьяна Троянович), «Летели качели» Константина Стешика в Гомельском городском молодежном театре (режиссер – Денис Паршин).

Читка пьесы Максима Досько «Секонд хенд ТДЖ. Конец света», режиссер Антонина Алешкевич, на фестивале WriteBox-2016

 

В конкурсном этапе нынешнего фестиваля, который проходил с января по март 2018 года, приняло участие 37 пьес. Команда профессионального жюри из беларусских театроведов, театральных критиков, режиссёров и драматургов выбрала пять лучших пьес, написанных в 2017-2018 году. Кроме того было отмечено шесть текстов отдельной номинацией. На фестивале будет «прочитано» семь пьес.

21 июня, 19:00

«Август-6» Андрея Иванова, режиссер Наталья Леванова

Драматург Андрей Иванов громко заявил о себе несколько лет назад. А с прошлого года его пьеса «С училища», одна из победительниц «WriteBox 2017», стала драматургическим «бестселлером» в российском театре. Для Андрея Иванова характерно обращение к сложным психологическим темам. «Август-6» не исключение. Написанная языком «Алисы в стране чудес», пьеса рассказывает о детских переживаниях в тяжелые «пограничные» моменты жизни семьи.

Что происходит с маленькими детьми, когда они «закрываются» от мира взрослых в своих фантасмагорических пространствах? Каким образом переживают боль и потерю? Что стоит за их фантазиями и нежеланием «возвращаться» во взрослый мир? Несмотря на сложную тему, на эту читку просто необходимо идти всей семьей. 

 

22 июня, 17:30

«…И листья вернутся к корням» Александра Савухи, режиссер Сергей Анцелевич

В пространстве пьесы Александра Савухи встречаются поколения. Воспоминания бабушек и дедушек чередуются с историями их внуков. Драматург иронично подмечает общее и подчеркивает то, что кардинально отличает эпохи. Похожая на кинематографический сон, пьеса «…И листья вернутся к корням» рассказывает об уважении к старикам и умении хранить семейную память, когда «сын, отец и дед поздним вечером смотрят хоккей. Первый смотрит, потому что болеет, второй смотрит, потому что стареет, а третий смотрит, потому что вместе».

 

22 июня, 19:00

«Мастэктамія» Екатерины Чекатовской, режиссер Павел Лубченок

Екатерина Чекатовская заявила о себе как о драматурге совсем недавно. В своих

пьесах она обращается к острым социальным темам, работая документальным методом с современным беларусским контекстом. Героиней пьесы «Мастэктамія» стала молодая девушка, которая в телепередаче «Как я полюбила свое тело» рассказывает зрителям о своей жизни до и после операции по удалению молочных желез. Таким образом драматург поднимает тему повседневного сексуального насилия, которому подвергаются женщины, и от которого фактически никак не защищены.

Это то, о чем обычно не говорят, и что женщины переживают в одиночестве, часто не находя поддержки даже у своих близких. Как признается в финале пьесы сама авторка, эта история основана на ее личных переживаниях и прожитых ситуациях.

 

23 июня, 16:00

«Ничыпар. Сказ о безтаможенных временах и пути далеком, но всегда конечном, как полагается, да, и не нами то придумано» Дмитрия Богославского, режиссер Денис Паршин

Имя Дмитрия Богославского «гремит» по всему пространству русскоязычного театра. В том числе для Беларуси он представляет исключение: несколько его пьес идут в репертуарах, а в Молодежном театре, где он работает актером, им поставлены два спектакля.

Его пьесы отличаются особой мелодикой языкы, четкой структурой и «хорошо сделанными» диалогами. Любит Богославский играть и с формой. Так, «Ничыпар…» он заявляет как «дорожную пьесу» (road play) похожую на «дорожный фильм» (road movie), одновременно отсылая к народным сказкам и современным сюжетам. Это притча о человеке стареющем, о понимании начала, середины и конца, о вечных вопросах с простыми ответами. В «Ничыпаре…» герои существуют вне времени. Это попытка внутреннего примирения перед ритуалом «ухода». Когда «от поколения к поколению, во все времена…»

 

23 июня, 19:00

«Шкура» Алены Иванюшенко, режиссер Владимир Пискунович

Пьеса Алены Иванюшенко — еще одна сильная заявка на появление нового имени в современной беларусской драматургии. История взросления девушки Яны становиться поводом говорить о насилии в среде старшеклассников и о той физической и психологической незащищенности, с которой сталкиваются девушки. Пьеса написана жестко, гиперреалистично выписанные ситуации и диалоги не щадят ни молодых зрителей, ни их родителей.  И это тот случай, когда жалеть себя не надо, но вместе со взрослеющими детьми посмотреть эту пьесы, чтобы потом об этом поговорить.

Как и пьеса Екатерины Чекатовской, «Шкура» разрушает стереотип о «женской литературе», доказывая, что «женское письмо» — это не про стиль, но про репрезентацию женского опыта, недоступного авторам-мужчинам.

 

24 июня, 16:00

«Обживая бетон» Алексея Макейчика, режиссер Антон Макуха

Городская история Алексея Макейчика — об отношениях, вернее, о их подмене, когда поставленный лайк и лента в Инстаграм оказываются важнее, чем реальный диалог. Могут ли родиться внутри такого «бетона» — близость и понимание? Алексей Макейчик говорит, что нет. И в невозможности отношений часто виноваты оба. Чтобы преодолеть эту холодную геометрию, нужно искать общий язык, учиться слышать друг друга и принимать тут и теперь.

«Обживая бетон» — история о поколении хэштэгов, для которого пройти реальный уровень оказывается сложнейшим испытанием. Получится ли это у героев? Драматург оставляет финал открытым.

 

24 июня, 19:00

«Самонаводящийся Бог» Константина Стешика, режиссер Юра Диваков

Когда читаешь тексты Константина Стешика, вспоминаются киношные опусы Тима Бертона, анимация Яна Шванкмайера и сказки Братьев Гримм в оригинале. «Самонаводящийся Бог» — «черная» сказка о «потерянных» детях, которые попадают в сети «дикого мира людей». От сюжета леденеет кровь, в первую очередь, от его узнаваемости. Что с этим делать и как уберечь «потерянных» детей — ответы придется искать самим зрителям.

Интригу для этой читки создает еще имя режиссера. Юра Диваков известен в театральной среде своим уникальным авторским видением, которое воплощается в яркой визуальной форме. Любитель «черных» сказок, он тем не менее стремиться утвердить на сцене мир и любовь, которых современности очень и очень не хватает.

 

Фестиваль обещает быть захватывающим — с широким диапазоном тем и эмоций. Со своей задачей — рассказать об актуальных пьесах и сформировать виш-лист для театров (хочется надеяться, что однажды «чудо» произойдет и в беларусских гостеатрах) — он справился. Думается, что и читки окажутся такими же захватывающими и искренними. Это тот театр, в который хотелось бы ходить.

Где: пространство «Лаборатории социального театра» (ул. Куйбышева, 22, 4½ этаж). После каждого сценического чтения состоится разговор с авторами, режиссёрами, актерами и зрителями.

Купить билет можно на сайте bycard.by.

Читайте еще о беларусском театре:

«В Беларуси самое сложное – проснуться». Премьера «Радзіва “Прудок”» в Купаловском

С училища я. И я могу

«Крестовыйпоходдетей». Игра как революция

«Центральный» Свободного. «И вдруг проступила страсть за этой серостью»

Комментировать