Полюса

«Я готов болеть за беларусских спортсменов, которые проявляют свою гражданскую позицию»

Прошедший в Минске чемпионат мира по хоккею принес многим беларусам кучу положительных эмоций – но в то же время распалил немало дискуссий. Являлись ли прошедшие соревнования «квази-чемпионатом» и стоит ли рассматривать выход беларусов в четвертьфинал настоящим достижением? Может ли быть настоящий патриотизм «красно-зеленым» и стоит ли болеть за спортсменов, поддерживающих «кровавый режим»? Об это «Журнал» поговорил с журналистом, общественным деятелем и спортивным болельщиком со стажем Сергеем Возняком.

– Сергей, ты спортивный болельщик с солидным стажем. Но вот за прошедшим в Минске чемпионатом мира по хоккею совершенно не следил. Почему?

– Потому что я уважаю болельщика в себе. И уважаю хоккей. Если меня приглашают смотреть суррогатный хоккей, то мне об этом должны честно говорить. Я считаю, что в годы Олимпийских игр настоящие чемпионаты мира по хоккею не проходят. Все сильнейшие хоккеисты мира в феврале приезжали играть в Сочи. Тогда в НХЛ специально делали паузу, чтобы лучшие игроки могли сыграть за свои сборные на Олимпиаде. Заведомо было ясно, что в Минск лучшие игроки не поедут. Так и вышло. К примеру, сборная Финляндии, которая вышла в финал чемпионата, привезла в Минск 12 дебютантов. Американцы включили в состав студентов колледжей и игроков низших лиг. Да, беларусы привезли самый сильный состав – но это понятно, команда-хозяйка, тут положение обязывает. Россияне тоже привезли хороший состав – но они очевидно приехали побеждать, чтобы восстановить реноме после неудачи на домашней Олимпиаде.

Поэтому я считаю, что в Минске проходил квази-чемпионат дублирующих составов. Поэтому для меня даже не очень важно, кто на этом квази-чемпионате стал квази-чемпионом. Да, сборные Беларуси и Франции сейчас могут гордиться, что обошли, к примеру, команды Швейцарии и Словакии. Но настоящий рейтинг мы увидим в мае 2015 года. Вот если тогда сборная Беларуси выйдет в четвертьфинал, вот это будет результат! Хотя не исключено, что команда будет бороться за сохранение прописки в высшем эшелоне мирового хоккея.

– Но люди же радуются: как бы там ни было, наша родная, беларусская команда вышла в четвертьфинал мирового чемпионата. Что в этом плохого?

– Я же сразу сделал оговорку, что мое отношение к чемпионату – это отношение болельщика со стажем, разбирающегося в хоккее. Для тех, кто не разбирается во всех этих спортивных тонкостях, конечно, это повод для радости. Вот мы тут недавно еще у Лихтенштейна выиграли в товарищеской игре в футбол – для людей, не понимающих, что такое футбольный Лихтенштейн, и это может быть предметом для радости. Радости, которая собственно к спорту не имеет отношения.

– Кроме спортивных дискуссий вокруг чемпионата было немало и политических. Звучали призывы отобрать у Беларуси чемпионат, поскольку в стране нарушаются права человека, с демократией нелады. В ответ звучит: спорт вне политики. Бывает ли профессиональный спорт высоких достижений вне политики?

– Насчет позиции IIHF: повторюсь, моя единственная претензия к Международной федерации хоккея – не надо проводить чемпионаты мира в олимпийский год. А насчет проведения чемпионата в стране с политзаключенными… Мне кажется, самая большая беда не в том, что проблему беларусских политзаключенных проигнорировал Рене Фазель. Беда в том, что эту проблему игнорируют сами беларусы, которые не возмущаются тому, что Статкевич или Беляцкий ни за что сидят в тюрьме.

В теории мне очень нравится олимпийский принцип – спорт вне политики. Но в условиях диктаторского государства он превращается в пошлую поговорку. Я охотно могу представить, что в странах вроде Франции, Швейцарии или Финляндии спорт может быть вне политики. Там различные идеологии и политические течения представлены в общественной жизни страны, и спортсмены не обязаны прислуживать какой-то одной политической силе. В диктаторских государствах это невозможно. Там спортивные достижения и события откровенно используются для прославления режима. Классический пример – Олимпиада 1936 года в Берлине, которая призвана была подтвердить превосходство арийской расы. На Олимпиаде в Сочи Путин заработал рейтинг – еще до того, как тот подскочил на крымских событиях. Так что в диктаторских государствах спорт – точно так же, как культура и искусство – неизбежно становятся частью идеологической вертикали. И в Беларуси в том числе.

А ведь у спортсменов есть выбор – либо послушно принимать правила игры либо если не протестовать, то хотя бы не участвовать в этих «идеологических играх». К сожалению, мы видим единичные примеры, когда беларусские спортсмены могут противостоять использованию себя в идеологических целях.

– Что значит «противостоять» или «не участвовать»? Уйти из спота? Не выступать за свою страну?

– Нет. Проявлять свою гражданскую позицию вне спортивных арен.

– А если спортсмен поддерживает действующую власть – это же тоже проявление гражданской позиции.

– Да. Но если, к примеру, главный тренер от имени всей команды призывает прийти на выборы, проголосовать досрочно и поддержать действующего президента – это явный признак использования спортсменов в идеологических целях. Ведь не все спортсмены так думают. Я  уверен, среди членов этой команды есть люди различных взглядов. Но при этом все они позволяют говорить такие вещи от своего имени, и никто из них не протестует.

Выступать за страну и честь флага – это прекрасно. Но кто при этом вас заставляет приезжать на псевдо-хоккейные турниры, кататься на роликах или играть в потешные теннисные матчи, которые однозначно направлены на укрепление имиджа главы государства?

– Ну, нравится им президент, вот и приезжают, и играют.

– Да, они имеют на это право. Но в таком случае я лично осуждаю их гражданскую позицию. Потому что в отличие от какой-нибудь бабушки из Хойникского района, эти люди ездят по миру, знают, что такое свобода слова, они видят качество жизни там – и зачастую именно за границей, а не в «процветающей Беларуси» живут. Там у них собственность, недвижимость, спортивные школы, счета в банках. А потом они едут в Беларусь, их очевидно втягивают в идеологическое обслуживание местного режима и они на это соглашаются. Биатлонистка или теннисистка мирового класса, которые ни финансово, ни каким-либо еще образом от власти не зависят, могут запросто отказаться от игр с президентом. И при это же не надо «махать флагом» и говорить: «Я ненавижу этот кровавый режим» – просто скажите: «У меня плотный график тренировок, важные старты, я устала». И ничего с вами за это не сделают. Из сборной не выгонят – вместо вас же там некому выступать да медали приносить.

Можно перефразировать Некрасова – спортсменом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А лучше – и спортсменом быть, и гражданскую позицию свою выражать. Вот когда спортсменка говорит, что гордится, когда она стоит на пьедестале, в ее честь играет гимн Беларуси и поднимают красно-зеленый флаг, но при этом ей дорог и бело-красно-белый – вот такая публичная позиция может вызывать только уважение.

– Кстати, насчет флагов. Нынче развернулась горячая дискуссия о том, может ли быть настоящий беларусский патриотизм «красно-зеленым».

– Может. Флаги же не виноваты. Это как с георгиевской ленточкой, вокруг которой сейчас тоже множество споров. Да, многие люди сейчас ассоциируют ее с бандитами, которые убивают людей в Славянске. Но сама георгиевская ленточка в этом виновата так же, как бело-красно-белая повязка на рукаве полицая во время Второй Мировой. Тогда красное знамя должно ответить за сталинские репрессии, а христианский крест – за инквизицию. Если так подходить, то мы не найдем ни одного кристально-чистого символа, который за историю человечества не был чем-то запятнан. Символы не виноваты. Символы хорошими или плохими делают люди, которые их используют.

Поэтому к красно-зеленому флагу нужно относиться спокойно. С ним в Беларуси выросло уже целое поколение людей. Я не понимаю, как можно требовать от них, чтобы они его презирали. Точно так же нужно понимать и людей, которые считают бело-красно-белый флаг национальным. Я сам к таким людям отношусь, и хочу, чтобы он был у нас государственным. Но этот вопрос придется решать при новой власти в результате общественной дискуссии. Делить общество по этому принципу нельзя. Люди и с бело-красно-белым, и с красно-зеленым флагом любят Беларусь, готовы ее поддерживать и защищать.

– Вот как раз в «бело-красно-белом» лагере я чувствую раскол. Ты сам говоришь, что в авторитарном государстве спорт не может быть вне политики. Так если спортсмены – это идеологи диктаторского режима, стоит ли их поддерживать? Грубо говоря, если твоя страна – диктаторская – надо ли «болеть» за наши команды и спортсменов?

– Ответ на этот вопрос каждый должен давать себе индивидуально. Я лично для себя на него ответил – за беларусских спортсменов и команды я не болею. Я готов болеть за беларусских спортсменов, которые проявляют свою гражданскую позицию. Которые скажут – мы выступаем не за эту власть, а за Беларусь, за страну.

– Так они же и не говорят: «Мы играем за президента». За страну же выкладываются.

– Не говорят. Выкладываются. Но они молчат, когда их используют. А их используют. Их тащат на всебеларусские собрания. Им в руководство федераций назначают министров, силовиков. Да у нас глава государства является президентом Национального олимпийского комитета. Это просто позорище! И в НОК же заседают уважаемые люди, чемпионы, заслуженные спортсмены – но все дружно поднимают ручки, голосуя «за» и позволяя управлять собой. Вот когда я вижу, как взрослых людей – неважно кого: спортсменов, представителей науки или искусства – так используют, у меня как человека, вовлеченного в политику, это вызывает к ним неуважение. И, соответственно, никакого желания за них болеть у меня нет. Мне просто стыдно за наших спортсменов, которых используют в качестве разменной монеты в идеологической работе.

– Но разве это не замечательно, когда сам глава государства уделяет спорту такое внимание?

– Да, я слышал, как он олимпийской чемпионке нашей «всю гонку разложил», так что заслуги его очевидны. А если серьезно – уделять внимание спорту можно, и не будучи президентом НОКа. Я за то, чтобы спортом, как и любой другой сферой, управляли профессионалы, а государство помогало финансированием. А когда чиновник начинает «раскладывать гонки» спортсменам, объяснять им, на сколько метров прыгнуть и сколько шайб забить – это просто смешно, и развитию спорта на самом деле вредит.

Вот глава государства уже почти 20 лет лично занимается развитием хоккея, ледовых дворцов понастроили – а результата-то нет. Наши молодежные и юниорские сборные в дивизионе «Б» играют. Уйдут Грабовский, Костицын и Калюжный – и после них просто пропасть, ближайшего резерва не видно. Вот вам и вся государственная поддержка.

 

Фото: bymedia.net

Комментировать