Жизнь

От Большого взрыва до гибели человечества. Что оставил нам Стивен Хокинг

5017 Вадим Можейко

Написать мировой бестселлер, общаясь с миром через речевой синтезатор; участвовать в доказательстве теории Большого взрыва и сняться в «Теории большого взрыва»; пережить свою смерть на полвека. 14 марта умер Стивен Хокинг – и вот что он оставил нам в наследство.

Инвалидность – не помеха ничему

В 2018 году в Беларуси люди на колясках до сих пор сталкиваются со снисходительным отношением: от входа в модный бар на Зыбицкой до государства, которое якобы лучше знает, как позаботиться о людях с инвалидностью в рамках интернатной системы.

Стивен Хокинг был ярким образцом того, что человек – это нечто большее, чем «правильное» или «нормальное» тело. Даже находясь в самом печальном физическом состоянии (в конце концов Хокинг взаимодействовал с миром с помощью мимической мышцы), он мог исследовать природу Вселенной, путешествовать по всему свету, писать популярнейшие книги, становиться героем фильмов и мультсериалов, наконец дважды жениться и развестись.

«Я думал, что здоровые уже получают Нобелевскую премию, пока я учусь завязывать шнурки», – переживал минчанин Никита Трофимович, который не может ходить из-за ДЦП. Стивен Хокинг способен быть источником вдохновения для многих людей с инвалидностью, доказывая своим примером: можно достичь невиданных успехов независимо от физических возможностей организма.

Каждому же, кто привык смотреть свысока на других только потому, что более здоров, стоит взглянуть на Хокинга и лишний раз призадуматься над вроде бы простой, но не всем понятной мыслью: не стоит судить человека по внешнему виду, за ним всегда может скрываться куда как большее.

Естественные науки доступны для гуманитариев

Мы, гуманитарии, привыкли слушать физику в нудном изложении технарей, из которого нельзя понять ничего, кроме того, что ты – балбес. К счастью, у мира есть Хокинг, который показал, что это не единственный способ говорить о науке.

Пожалуй, главный его вклад в популяризацию научного знания о мире – книга «Краткая история времени». Было продано 10 миллионов экземпляров на трех десятках языков, на каждом из которых простыми словами объясняется, как появилась Вселенная, что такое пространство, время и теория суперструн. Стивен Хокинг сознательно писал простой и понятный для широких масс текст: «Я хотел написать книгу, которая будет продаваться в аэропортах. Чтобы убедиться, что в ней все понятно, я давал ее своим медсестрам. Я думаю, они поняли почти все».

И не удивительно: про такие сложные темы Хокинг смог написать книгу с одной единственной формулой, к тому же понятной даже гуманитариям – «е равно м ц квадрат». По его собственным словам, «кто-то сказал мне, что каждое уравнение, которое я включаю в книгу, сокращает продажи в два раза»; а чтобы поднять их – «издателю нужно будет поместить на обложку голую женщину». Но и без этого Хокингу удалось достичь многого – про Большой взрыв теперь хотя бы в общих чертах знает любой обыватель.

Чтобы популяризировать – нужно исследовать

Если для широкой аудитории Стивен Хокинг – автор научпопа и необычный популяризатор знаний, вещающий механическим голосом из кресла, то для мировой науки Хокинг остается ученым, сделавшим свой вклад в ее фундаментальные направления.

Занимавшийся теоретической физикой в Оксфорде и в Кембридже, Хокинг – один из основателей квантовой космологии. Он участвовал в доказательстве теории о происхождении Вселенной в результате Большого взрыва (сейчас это может быть привычно, но до Хокинга эта версия была далеко не так популярна). Хокинг изучал возникновение Вселенной, исследовал теорию черных дыр и общую теорию относительности.

Квантовая космология – это области теоретической физики, изучающей влияние эффектов квантовой механики на формирование Вселенной и ее раннее развитие. Если это определение вам ни о чем не говорит, томожете лучше посмотреть выступление Стивена Хокинга на конференции TED.

В жизни всегда есть место шутке

«Мы считаем, что мы разгадали загадку мироздания. Может быть, нам стоит это запатентовать и брать сбор с каждого существующего на Земле», – механический голос синтезатора и невозможность улыбаться позволяют Стивену Хокингу быть совершенно невозмутимым шутником. А с чувством юмора у него все прекрасно.

Хокинг любил элегантно поспорить с великими коллегами: «Говоря «Господь не играет в кости», Эйнштейн был неправ дважды. Наличие черных дыр доказывает, что Господь не только играет в кости, но еще и бросает их туда, где никто не сможет их увидеть».

Из-за другого спора о черных дырах Хокинг проиграл астрофизику Кипу Торну годовую подписку на эротический журнал «Пентхаус»: Торн оказался прав, считая космический объект Cygnus X-1 черной дырой. Расчеты Хокинга показывали то же самое, но он решил поспорить – ведь тогда провал работы всей его жизни (окажись Cygnus X-1 не черной дырой) был бы скрашен выигрышем в пари.

Чтобы утешаться эротическим журналом, когда ты можешь двигать только мимической мышцей, нужно обладать недюжинной самоиронией. «Вообще, меня часто спрашивают, как вы чувствуете себя с амиотрофическим боковым склерозом. Ответ простой – не очень-то», – честно признавал Хокинг. И тем более постоянно шутил. Нет времени для грусти, когда у нас есть только одна жизнь!

Грань между серьезным ученым и поп-звездой условна

Если вам кажется, что вы слишком серьезны для чего-то – отбросьте сомнения и соглашайтесь на интересные предложения. Можно исследовать происхождение вселенной и черных дер – а в перерыве между этим становиться героем поп-культуры. Это не стыдно, и у вас точно найдется на это время, раз уж нашлось у Хокинга.

В качестве камео Стивен Хокинг неоднократно появлялся в двух культовых мультсериалах – «Симпсоны» и «Футурама». Причем астрофизик всегда сам озвучивал своего персонажа. Присутствовал Хокинг на телеэкране и лично. В одном из эпизодов «Стартрека» он обыгрывает в покер Эйнштейна и Ньютона, а в «Теории большого взрыва» обламывает главного героя Шелдона, гениального физика, – мол, ваша гипотеза бесподобна, только жаль, что она неверна, ведь на второй странице глупая арифметическая ошибка.

Не гнушался Хокинг и рекламы. В 1993 году он своим знаменитым механическим голосом продвигал British Telecom, не без самоиронии объявляя: «Величайшие достижения человечества появились благодаря речи, а его величайшие провалы — из-за отсутствия разговора. Так быть не должно».

Более свежий пример – реклама «Jaguar», где Хокинг обвиняет персонажа «Ты опоздал», а тот отшучивается «Время – понятие относительное».

Так что социальный статус, возраст, здоровье, внешность и что угодно еще – не помеха подурачиться. Уж Хокинг-то знал.

Не сотвори себе кумира из ИТ

В век невиданного темпа развития гаджетов многие заболели технологическим фетишизмом – от гиков, скупающих модные «умные часы» в надежде улучшить качество жизни, до деградирующих авторитарных держав, надеющихся все исправить без болезненных реформ, а построением биткоин-рая в IT-стране.

Критиков такого подхода легко обозвать глупыми кликушами, не разбирающимися в высоких технологиях. И потому особенно ценен скепсис в отношении искусственного интеллекта от Стивена Хокинга. Он предрекал смерть человечества в ближайшие 100 лет – когда компьютеры обретут самосознание и поймут, что их эволюция куда быстрее биологической, и, следовательно, люди для них скорее досадная помеха, которую надо устранить. Хокинг предостерегал: «Очень заманчиво отмести мысли о высокоинтеллектуальных машинах как о простой научной фантастике. Но это было бы нашей ошибкой — потенциально худшей ошибкой за всю историю».

Да, сегодняшний искусственный интеллект пока подбирает нам наиболее релевантные видео в YouTube – не слишком убийственно. Но могут быть и куда более грозные образцы: например, военные уже применяют дроны, способные уничтожать цель дистанционно; осталось добавить к ним возможность наносить удар без непосредственной команды человека (например, при совпадении по базе) – и получится натуральный робот, запрограммированный убивать людей. Хокинг подписывался под открытым письмом, призывающим не допускать таких разработок и остановить гонку вооружений с искусственным интеллектом.

Если дыра в сердце – изучай черные дыры

Хотя Стивен Хокинг и его невеста Джейн Уайлд знали про диагноз и неизбежное ухудшение состояния Хокинга, они поженились, и у них родилось трое детей. Впоследствии жена Хокинга страдала от депрессии (что немудрено при такой нагрузке), зато испытывала симпатию к другу семьи – руководителю местного церковного хора Джонатану Джонсону. Как писал Хокинг впоследствии, он не мог их осуждать, и в итоге отпустил Джейн к Джонатану, а сам женился во второй раз, на своей сиделке Элайн Мейсон.

Семейные отношения и тут были сложными: свидетели говорили о домашнем насилии в отношении Хокинга, его привозили в больницу со следами побоев, но сам он все опровергал и называл отношения с Элайн «бурными и страстными». Через 11 лет брака они все же развелись.

Будь ты сто раз великим профессионалом и геройским человеком – жизнь может подкинуть тебе дома испытания посложнее черной дыры. С другой стороны, никогда не нужно унывать: если тебе предрекают скорую смерть – можно успеть жениться и завести троих детей, а если не заладился и второй брак – можно снова развестись. Ну а разбитые сердца Хокинг советовал лечить концентрацией на изучении физики, ведь так можно спастись от душевных страданий. Кажется, он знал, о чем говорил.

Одна жизнь для одной вселенной

«Перспектива рано умереть заставила меня понять, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить», – говорил Стивен Хокинг. Хотя сперва диагноз подкосил студента, потерявшего интерес ко всему. Но позже друзья и научные руководители убедили его обратить внимание, что болезнь развивается медленнее, чем предрекали, а это значит – надо продолжать жить и заниматься наукой.

Спасла Хокинга и первая жена: когда он заболел пневмонией вплоть до критического состояния, ей предлагали отключить мужа от аппарата, но Джейн настояла на лечении и операции. Чуть меньше веры в себя и в близких – и мы бы остались не только без квантовой космологии и персонажа «Футурамы», но и без всех этих ценных уроков.

Однако девизом Хокинга могло бы быть не только «никогда не сдаваться», но и «не рисковать почем зря».

Космический полет для Хокинга был не умозрительным экспериментом, а постепенно осуществляемым планом: в 2007 году он был в состоянии невесомости на специальном тренировочном самолете NASA, а после собирался в космос для суборбитального полета.

У изучавшего черные дыры Хокинга была гипотеза, что черная дыра может быть входом в параллельную вселенную, где все обстоит иначе. И тем не менее Хокинг не собирался рисковать жизнью – пусть и в кресле, управляемом мимической мышцей, ради шанса все изменить: «Я заинтересован в совершении космического полета, но [лететь в черную дыру] я пробовать не буду».

Хокинг оставил нам уйму ярких цитат, но для подведения итогов его жизни подходит вот эта: «У нас есть одна эта жизнь, чтобы оценить грандиозный дизайн Вселенной, и за это я очень благодарен».

Читайте дальше:

Наука Беларуси. От национальной идентичности до бозона Хиггса

Поколение Z: потерянные «цифровые детки» или люди будущего?

Arzamas. Как сделать из ученых рок-звезд

Комментировать