Арт

«Мы, братья». Грабли государственного кинематографа

763 Вадим Можейко

Премьера национального фильма «Мы, братья» состоялась в Минске, хоть и с задержкой на год. Обсуждать содержание киноленты после чтения единодушно отрицательных реакций первых зрителей уже даже не хочется. Проект Сергея Ждановича успел надоесть всем вокруг еще до премьеры бесконечными скандалами, сомнительными финансовыми манипуляциями и непрофессионализмом большей части команды. Однако вся эта история выпукло демонстрирует несколько тенденций, которые будут определять ситуацию в беларусском кинематографе в ближайшие годы.

Вместо серьезной стратегии – шарахания от Китая до Нормандии

«Что-то не так» – это не только мем, подаренный нам в процессе съемок «Мы, братья», но и общая характеристика беларусского государственного кинематографа. Отрасль в глубоком кризисе и давно не демонстрирует никаких хороших результатов. В финансовом плане с 2007 по 2013 годы лишь три (!) беларусско-российских сериала принесли прибыль, вся остальная продукция шла лишь в минус. Причем ситуация лишь ухудшается: если в 2006 году окупаемость художественных фильмов была на уровне 32.6%, то к 2013 году она упала более чем втрое – до 9.2%.

Высокое искусство – это тоже не про нас: на сайте «Беларусьфильма» можно найти списки наград, но с фестивалей Тулы и Хабаровска, а не Берлина или Венеции.

Судя по действиям государства, у него нет совершенно никакой стратегии выхода из этого кризиса (формально существующий подобный проект ничего особо не решает). Вместо этого мы видим хаотичные метания от одного случайного повода к другому.

Всё провально в государственном кинематографе? Отдадим деньги частной «Нонстоп Медиа», пусть снимут нам национальный фильм. Ой, неужели бюджетные деньги вывезли в Штаты? Запишем в новом документе, что впредь такие зарубежные расходы должны быть прозрачны для государства, авось в следующий раз такого не будет. Президент полетел в Китай – будем развивать совместное с Поднебесной кинопроизводство. Нами заинтересовался Кустурица? Все надежды на него! Ах нет, Лукашенко косил траву с Депардье, дадим теперь денег на беларусско-российско-французский фильм «Нормандия-Неман», где этот «почетный удмурт» исполнит роль второго плана.

Хотели прославиться, а получилось только опозориться

Еще один тренд – это попытки государства сделать некий киношный мегапроект, который призван показать некую настоящую прекрасную Беларусь всему миру.

С «Мы, братья» пока явно не получилось. Чиновники от искусства были заметно раздражены и недовольны тем, как шла работа над национальным фильмом. В публичное пространство попадали и их конфликты с Сергеем Ждановичем по поводу распределения средств от проката и дополнительных инвестиций в постпродакшн. В итоге министр культуры Борис Светлов на торжественной премьере «Мы, братья» вышел из зала еще до начала показа фильма.

Да и сам кинопроект тянет на звание «национального фильма» сугубо формально. Сергей Жданович не стесняется говорить во всех интервью, что фильм не про реальные события в реальной Беларуси (теракт в метро, протесты на Плошчы), а про каинитов-авелитов, добро и зло вообще. Ну и что ж тут национального?

То же и с остальными условиями контракта: продюсер старался скорее не завлечь в беларусский национальный фильм суперпопулярных голливудских актеров, а доказать, что найденные им «звезды» формально подпадают под категорию «А», поскольку когда-то номинировались на «Оскара».

В итоге мы имеем скандальный фильм сомнительного качества, который ничего не сможет донести миру о достоинствах Беларуси. Скорее, будет стыдно, если иностранцы узнают о нашей стране историю создания этого кино.

Но останавливаться на этом поражении государство, похоже, не собирается.

Тотальный контроль над киноискусством шедевров не создаст

Казалось бы, после череды кинопровалов с финальным аккордом в виде фильма «Мы, братья» пора угомониться. Ну не заказывает же государство монументальные «национальные» литературные романы или оперы, и ничего страшного не происходит – ни с государством, ни с операми.

Однако с кино вывод власти делают прямо противоположный логичному.

Бюджетные $2 млн вложили совершенно провально? А давайте вложим еще раз! По информации гендиректора российского Госфильмофонда Николая Бородачева, именно столько денег должен выделить по поручению Лукашенко наш Минфин на тот самый «Нормандия-Неман», пока не отметившийся ничем, кроме Депардье в роли авиамеханика (потом Бородачев поправился, что конкретная сумма пока неизвестна, но факт договоренности Депардье и Лукашенко всё-таки был).

Также немалые суммы раздавали на недавнем конкурсе кинопроектов на производство фильмов «в рамках социально-творческих заказов». Например, государство профинансирует 70% от 30 млрд рублей бюджета сериала «Автошкола» – лирической комедии про «любовь, юмор, взаимоотношения между людьми в современном мире». Победил в конкурсе такой серьезный кинопроизводитель, как частое ООО «Синетехно». На его сайте сообщается, что деятельность компании ограничивается производством и предложением в аренду «специального операторского оборудования для телевизионных и киносъемок»…

Еще хуже обстоит дело с проектом указа президента «О некоторых вопросах производства фильмов на территории Республики Беларусь и стимулирования развития кинематографа». «Стимулированием» станет запрет киносъемок без одобрения сценария, актеров, локаций и т.п. в Минкульте. Подобный тотальный контроль и диктат чиновников над киноискусством убивает беларусский независимый кинематограф, как минимум – переводит его полностью в нелегальное русло.

То есть вместо того, чтобы прекратить выбрасывать бюджетные деньги на ветер и сосредоточиться над созданием условий для развития независимого кинематографа, власти предпочитают лишь увеличивать ассигнования на сомнительные кинопроекты, а свободное творчество пытаются поставить под идеологический контроль.

Стоит ли говорить, что так ничего хорошего не получится? Государство и само не может снять достойные ленты, и другим хочет помешать.

Комментировать