Make Hollywood great again. Как «Паразиты» укрепили международный статус «Оскара»

Если веру в кино теологи когда-нибудь назовут новой религией, то «Оскару» в ней уготовано место верховного божества. Популярность премии Американской киноакадемии такова, что зрители из разных уголков Земли по-прежнему готовы ввязываться в бесконечные споры о том, кто в этот раз получит заветную статуэтку. И ажиотаж за все эти годы (а нынешний «Оскар» вручался уже в 92-й раз) не смогли перебить ни авторитет крупнейших киносмотров, ни здоровый скепсис экспертов относительно значимости самого события для мира кино.
Что поделать, люди любят «Оскар» – и он отвечает им взаимностью. Дежурное оглашение результатов превращено в настоящее телешоу с долгоиграющей драматургией, в котором есть свои герои и злодеи, обязательный конфликт с (не)счастливой развязкой и нравоучением вместо эпилога. И все это, как водится, не вставая с дивана!
Нынешняя церемония приготовила уйму сюрпризов еще на этапе оглашения номинаций. Сперва феминистки негодовали, что женщинам опять не досталось места в шорт-листе номинации «Лучшая режиссерская работа» (хотя экранизацию классического романа «Маленькие женщины» актрисы и постановщицы Греты Гервиг номинировали на «Лучший фильм»). Затем досталось и «белой» повестке – в категории «Лучший фильм» большинство картин как на подбор оказались посвящены историям белокожих гетеросексуальных людей.
Оттенял их просочившийся в основные номинации южнокорейский хит «Паразиты» триумфатора последних Канн Пон Джун-хо. Аналитики прочили ему победу за «Лучший международный художественный фильм» (с этого года именно так звучит номинация за «Лучший фильм на иностранном языке») и оригинальный сценарий. Но азиатский художник прыгнул выше любых экспертных ожиданий, забрав статуэтки за «Лучшего режиссера» и «Лучший фильм».
Самым серьезным конкурентом Пона оказался британец Сэм Мендес с его академически дотошной драмой «1917», ставшей трогательным посвящением автора деду-ветерану Первой мировой войны – и одновременно дорогой батальной постановкой в духе «Спасти рядового Райана». Но заокеанские кинематографисты предпочли идеологически близкому по духу антивоенному развлечению неуютную трагикомическую притчу об обществе, разъедаемом капитализмом. «1917» довольствовался наградами за операторскую работу, звук и спецэффекты. И то хорошо: «Ирландец» Мартина Скорсезе ушел вообще с пустыми руками, хотя получил десять номинаций.
Так кино из Южной Кореи победило традиционный западный аттракцион. Историческая справедливость, хотя бы в рамках сцены театра «Долби», одержала верх над коммерческим интересами и закостеневшими традициями. В этом широком жесте киноакадемиков можно даже увидеть шпильку в адрес консервативно настроенной политической элиты США во главе с Дональдом Трампом, который после неудавшегося импичмента уже готовится переизбираться на второй срок.
«Оскар» остается политизированной премией. Политические заявления звучали на церемонии из уст триумфаторов Хоакина Феникса и Брэда Питта. Но магия «Оскара» как раз и заключается в том, что политизированность его – не сиюминутная, а вечная.
Так повелось с самого первого «Оскара» – в 1929 году комитет премии решал, какой фильм станет лучшим: драма о маленьком человеке «В толпе» Кинга Видора или музыкальная мелодрама «Восход солнца» Фридриха Мурнау, только переехавшего в Штаты. В самый разгар дискуссии в нее включился основатель «Оскара» Луис Майер. Посыл его спича был примерно таким: фильм Видора, конечно, гениальный, никто не спорит, но у него очень грустный финал – герой остается разоренным. А это противоречит нашей американской идеологии. Человек, который всю жизнь тяжело работал, честно трудился, в результате оказывается ни с чем – так нельзя. Нельзя поощрять такое кино. Кроме того Видор – наш, американец, а Мурнау – немец, и фильм его тоже замечательный. Если мы дадим премию немцу, у которого есть международный авторитет, то все поймут, насколько мы беспристрастны, космополитичны и уважаем мировое кинематографическое сообщество. Премию в итоге отдали Мурнау.
В этой истории заключен подлинный дух Голливуда, готового заключить в объятья талантливых профессионалов вне зависимости от расы, цвета кожи и гражданства. Южнокорейские «Паразиты» стали первым в истории «Оскара» фильмом не на английском языке, которому удалось собрать такую комбинацию наград – и это только подтверждает благородство премии. В нашем разрозненном, жестоком и тяготеющем к обособленности мире такой шаг достоин уважения.
Список лауреатов премии «Оскар-2020»:
Лучший фильм — «Паразиты»
Лучший режиссер Пон Чжун Хо («Паразиты»)
Лучший актер — Хоакин Феникс («Джокер»)
Лучшая актриса — Рене Зеллвегер («Джуди»)
Лучший актер второго плана — Брэд Питт («Однажды в… Голливуде»)
Лучшая актриса второго плана — Лора Дерн («Брачная история»)
Лучший иностранный фильм — «Паразиты»
Лучший полнометражный мультфильм — «История игрушек-4»
Лучший короткометражный мультфильм — «Волосатая любовь»
Лучший оригинальный сценарий — Пон Чжун Хо («Паразиты»)
Лучший адаптированный сценарий — Тайка Вайтити («Кролик Джоджо»)
Лучшая музыка к фильму — Хильдур Гуднадоуттир («Джокер»)
Лучшая песня к фильму — Элтон Джон («Рокетмен»)
Лучший грим — «Секс-бомба»
Лучшие спецэффекты — «1917»
Лучший звукооператор — «1917»
Лучшие кинооператор — «1917»
Лучший монтаж — «Форд против Феррари»
Лучший звуковой монтаж — «Форд против Феррари»
Лучший дизайн костюмов — «Маленькие женщины»
Лучший художник — «Однажды в… Голливуде»
Лучший игровой короткометражный фильм — «Окно напротив»
Лучший документальный фильм — «Американская фабрика»
Лучший документальный короткометражный фильм — «Научиться кататься на скейтборде в зоне боевых действий (если ты девчонка)»
Читайте дальше:
Топ-7 ожидаемых фильмов 2020 года
О дивный, скучный Голливуд! Почему попытки обновления «Оскара» не увенчались успехом
Форма любви. Как политкорректность победила политкорректность на «Оскаре-2018»
Комментировать