Арт

Преждевременная номинация. Почему выдвижение «Хрусталя» на «Оскар» может оказаться фальстартом

1109 Тарас Тарналицкий

Кадр из фильма «Хрусталь», режиссер Дарья Жук

 

В начале июля отечественные и американские медиа прогремели резонансной новостью: драма «Хрусталь» беларусской режиссера Дарьи Жук, которая сейчас живет и работает в США, выдвинут от Беларуси на премию Американской киноакадемии в номинации «Лучшая иностранная лента». Новость прозвучала как настоящий культурный и геополитический прорыв: последние попытки продвинуть кино беларусского производства на «Оскар» датируются серединой 1990-х. А зная современное состояние нашей киноиндустрии, такая возможность могла только присниться в волшебном сне.

Медийный эффект от события оказался настолько сильным, что почти никто не подумал поинтересоваться, кто и как выбрал «Хрусталь» в качестве номинанта. Тем более, что никто из местных кинематографистов не знал о существовании беларусского оскаровского комитета, который как раз и должен избирать и отправлять фильм на рассмотрение в Голливуд. «Журнал» выяснил, что не так выдвижением «Хрусталя» на «Оскар» и какие репутационные риски это событие может принести беларусскому кино.

Идеальный кандидат

Стоят ли вообще этот фильм внимания? Безусловно, да. Во-первых, из-за самой фигуры автора. Дарья Жук – классический пример беларусского режиссера, которого признали на родине только тогда, когда она сложилась как профессионал за рубежом. 16 лет назад она уехала из Минска по обмену учиться в США, изучала экономику в Гарварде, а затем закончила Высшие режиссерские курсы Колумбийского университета.

Дарья продюссировала документальные ленты, работала на телевидении, пока не решила заняться авторским кино, преимущественно короткометражным. Беларусский зритель мог видеть ленту «Настоящая американка» – историю о девушке-подростке, которая пытается вписаться в образ приятной американской семьи. Она получила диплом в рамках Национального конкурса фестиваля «Листопад».

Есть в «Хрустале» и художественное качество, и актуальности рассматриваемых идей. Как и в «Настоящей американке», новый фильм развивает эмигрантскую тему, только значительно шире и в полнометражном формате. Главная героиня – диджей, которая хочет уехать из Беларуси в США. Девушке надо прожить неделю в незнакомой семье из заводского поселка, чтобы пройти проверку в американском посольстве.

Беларусь 1990-х годов и электронная рейв-музыка – такой авторской экзотики беларусское кино еще не видело. Это оценили и отборщики фестиваля в Карловых Варах – одного из крупнейших кинофорумов Центральной и Восточной Европе. До сих пор из беларусского игрового кино в его программу попадала только «Оккупация. Мистерии» Андрея Кудиненко в 2004 году.

Дарья Жук. Фото: Facebook

 

«Хрусталь» наград Краловых Вар не дождался, но кинопресса хорошо восприняла фильм. Издание The Hollywood Reporter отметило его визуальное решение и игру актрисы Алины Насибуллиной, а Variety – хороший сценарий, в котором отражены конфликт между городом и селом, а также социальное расслоение общества. Всё это, а также активное участие беларусских продюсеров в производстве сделали ленту нашим идеальным номинантом на «Оскара». Тем более где, как не в Голливуде ценят темы эмиграции и борьбы за собственную мечту.

И все было бы хорошо, если бы авторы не поспешили с анонсированием выдвижения «Хрусталя» от Беларуси.

Таинственный комитет

Все дело в том, что процедура номинирования фильма на «Оскара» не так проста. Для этого в стране должен действовать свой оскаровский камитет, специально аккредитованный в Американской киноакадемии, с открытым для общественности составом участников из числа известных и влиятельных кинематографистов. Именно они должны ежегодно рассматривать все поступившие заявки и выбрать наиболее достойную работу. По правилам, чтобы попасть на рассмотение такого комитета, фильм должен пройти в коммерческом прокате беларусских кинотеатров не менее недели. На момент появления новости о выдвижении, у «Хрусталя» прошел только премьерный показ в Карловых Варах, а официальный прокат начнется через полтора месяца – 30 августа, что является явным нарушением процедуры.

Не все понятно и с беларусским оскаровской комитетом, первые сведения о котором относятся к середине 1990-х. Тогда он действовал на базе «Беларусьфильма» и отправил на рассмотрение Американской киноакадемии две ленты собственного производства: в 1994 году – драму «Я – Иван, ты – Абрам» французской режиссера Иоланды Зоберман, а 1996-м – ленту «Из ада в ад» Дмитрия Астрахана. Кто входил в состав тогдашнего комитета неизвестно – в открытых источниках информации об этом нет.

В конце прошлого десятилетия его деятельность хотел восстановить бывший министр культуры Павел Латушко. «Мы считаем, что создание национального оскаровской комитета даст нам возможность получать информацию из первоисточника об этом важном кинособытии международного уровня [премии «Оскар»] и наладить с ней сотрудничество», – заявлял тогда чиновник, но в последующие десять лет комитет никак себя не проявил. Скорее всего потому, что его и не существовало.

Но сейчас «Хрусталь» кто-то номинировал. И мы решили разобраться, кто.

Владелец студии «Демарш-фильм» и продюсер ленты с беларусской стороны Валерий Дмитраченко в телефонном разговоре сначала обещал рассказать как всё было, но потом перестал отвечать на звонки.

Ничего точного не смогли рассказать и в Министерстве культуры. Пресс-служба ведомства призналась, что не располагает никакой информацией на «оскаровскую» тему и предложила читать новости БЕЛТА (агентство ссылалось на фейсбук Дарьи Жук). Начальник отдела кинематографии Минкульта Александр Рыдван отказался разговаривать по телефону, а в ответе на письменный запрос посоветовал обратиться на «Беларусьфильм».

В отделе редактуры нацкиностудии рассказали, что оскаровский комитет у нас уже существует и «Хрусталь» должны выдвинуть, вот только официального – задокументированного – подтверждения этой информации получить не удалось.

По данным «Еврорадио», это подтвердил и бывший гендиректор, а сейчас художественный руководитель «Беларусьфильма» Игорь Поршнев: «Члены нашего оскаровской комитета просмотрели картину, и решили, что это достаточно хороший фильм, чтобы представлять республику там. Документы готовим, начинать когда-то надо, вы же сами понимаете».

Состав комитета остается неизвестным, но Поршнев рассказал, на основании чего он был восстановлен: «А потом начала делать картину «Хрустальный лебедь» эта девочка, она училась в Америке. Я у нее спросил, какие условия для восстановления комитета, она привезла мне все документы. Мы все заполнили, и в марте [2018] получили ответ, что можем предоставить фильм от Беларуси».

В Амерканскай киноакадемии пока отказались подтвердить получение заявки от Беларуси. До 1 октября исполнительный комитет номинации «Лучший фильм на иностранном языке» будет проверять соответсвие регламенту «Оскара» и фильмов, и их номинаций. И вполне вероятно, что возможные нарушения заявки, о которых мы писали выше, могут выплыть на поверхность. На вопрос, существует ли в Беларуси оскаровский комитет «академики» нам не ответили.

Беларусьфильм наносит ответный удар

В итогу получается такая картина: ленту выдвинули на «Оскар» еще до момента появления новости о восстановлении деятельности оскаровской комитета, его состава и объявления голосования.

Безусловно, «Хрусталь» заслуживает право быть избранным от Беларуси на международную премию. Как, впрочем, и фильм «Завтра» Юлии Шатун, победившей в национальном конкурсе прошлогоднего «Лістапада». Но при этом никто не отменял существующую процедуру рассмотрения номинантов, которая должна проходить по всем правилам, прозрачно и открыто для общественности. Беларусы должны знать, какие ленты попали в конкурс и кто те люди, которые одобрили его результаты.

Кроме того, существование оскаровского комитета на базе «Беларусьфильма» создает условия для новых злоупотреблений в киноиндустрии. Тем более, что все выглядит, будто комитет этот был специально восстановлен ​​под выдвижение «Хрусталя». А в будущем такой «карманный» и столь таинственный комитет может дать возможность без больших затрат укреплять подмоченную репутацию самого госкино, на которую в начале года жаловался министр культуры Юрий Бондарь: отныне можно без особых затрат рапортовать о выдвижении на «Оскар» очередных «Следов на воде». Увы, ничего хорошего для развития беларусского кинематографии это не принесет.

Читайте дальше:

Хромая кобыла искусства. Почему смена директоров «Беларусьфильма» не ведет к переменам

Фиаско «Беларусьфильма» и апатия дебютантов. Неочевидные итоги фестиваля «Лістапад»

Идет волна! Десять режиссеров, за которыми будущее беларусского кино

«Белавуд». Робкие попытки нащупать отечественный кинобизнес

Комментировать