Жизнь

Связанные одной сетью

663 Янина Мельникова

Она – минчанка, не замужем, слегка за 25. Он – также столичный житель, холост и находится в самом расцвете сил. Они оба имеют высшее образование, делают карьеру в офисе. Они могут никогда не встретиться в реальной жизни, но практически каждый день пересекаются в социальных сетях. Они – их среднестатистические беларусские пользователи.

По крайней мере, это следует из исследований консалтинговой компании Gemius Belarus, которая изучает беларусскую интернет-аудиторию. Чем Он и Она занимаются в соцсетях? Где дискутируют, где ищут знакомств, а где – просто слушают музыку и смотрят «веселые картинки»? «Журнал» решил разобраться в этих вопросах.

Согласно исследованию GemiusAudience, в июле 2014 года в Беларуси было 4,8 млн постоянных пользователей Интернета – практически половина населения страны. При этом более 1,5 млн из них ежедневно «зависало» в самой популярной среди беларусов социальной сети «ВКонтакте».

«ВКонтакте» – это, прежде всего, контент. В том смысле, что ее пользователи ориентированы, в первую очередь, не на общение, а на просмотр и прослушивание разнообразного контента, говорит медиаконсультант Ляксей Лявончык.

Пользователи «ВКонтакте», по словам эксперта, традиционно слушают музыку, делятся вирусным видео, картинками-демотиваторами и прочим развлекательным контентом. Там же они ищут попутчиков, делают покупки, продвигают свои социальные и бизнес-проекты, обмениваются ненужными вещами и полезными советами.

Созданная как конкурент «Одноклассникам», «ВКонтакте» изначально была рассчитана на выпускников вузов и молодых специалистов. Тем не менее, она нашла популярность и у представителей старшего поколения беларусов. Практически треть беларусской аудитории сети – люди в возрасте 35+.

Вторую по популярности среди беларусов соцсеть «Одноклассники» в июле этого года, согласно GemiusAudience, ежедневно посещали более 800 тысяч пользователей из нашей страны.

У «Одноклассники», в отличие от «ВКонтакте», беларусская аудитория чуть более зрелая, но, по словам Лявончыка, также не настроенная на поиск и распространение новостного контента. Этот факт отмечает и медиaэксперт Павлюк Быковский:

«Обе социальные сети дают очень мало переходов по внешним ссылкам. Их “жители”, в основном, настроены на общение друг с другом».

Игры, «душеспасительные» лайки под фотографиями больных детей и бездомных собак, всевозможные опросы на тему «Ваше мнение об однополых отношениях» и ностальгирующие по советским реалиям фотографии – отличительные черты «Одноклассников», созданной в свое время для общения школьников и тех, для кого только-только прозвенел последний звонок.

Популярные на Западе социальные сети Facebook (213 тысяч беларусских пользователей в июле 2014 года) и Twitter (134 тысячи пользователей из Беларуси) не без труда, но также нашли своих поклонников в нашей стране.

«Долгое время Facebook был банально непонятным для беларусов, поскольку его интерфейс был исключительно англоязычным. Позже эта социальная сеть приобрела имидж элитарной, – говорит Ляксей Лявончык. – Ее аудитория ориентирована на поиск и распространение новостей, на их всестороннее обсуждение. Это легко понять хотя бы по загрузочной странице сети: в отличие от “Одноклассников” или “ВКонтакте”, главная страница в Facebook – не твой личный профиль, а новостной фид».

Имидж Facebook как «интеллектуальной» сети подтверждает и Павлюк Быковский. По его словам, причина этого может крыться как в чуть более старшем среднем возрасте «жителей» этой социальной сети, так и в другой традиции медиапотребления.

«В Facebook пользователи советуют друг другу прочитать и обсудить важные, на их взгляд, новости. Часто они носят социальный и политический характер и порождают острые дискуссии», – отмечает Быковский.

Подобные споры, по словам Лявончыка, не редкость и для «ВКонтакте», но из-за того, что последняя имеет гораздо большую беларусскую аудиторию, в ней они менее заметны.

«На самом деле, за острыми дискуссиями в Facebook кроются несколько пунктов притяжения в лице 20-30 активных пользователей, – говорит Лявончык. – Они, собственно говоря, и задают тональность в том, что называют “бульбосрачами”».

Волнуют ли большинство активных пользователей социальных сетей вопросы беларусского языка, общественного активизма либо политических предпочтений тех или иных «лидеров мнений» – вопрос спорный, считает Павлюк Быковский. По его мнению, если взглянуть на аудиторию различных соцсетей в целом, то можно заметить, что в большинстве своем люди обсуждают обычные «таблоидные» житейские темы. Но даже этот факт не дает возможности утверждать, что жизнь в социальных сетях схожа с реальной.

«С одной стороны, жизнь в социальных сетях отражает реальную жизнь людей, потому что пользователи пишут и ссылаются на то, что их реально волнует в повседневной жизни. С другой стороны, за ссылками и обсуждениями они могут не видеть общую картину происходящего. Ведь мы видим лишь те ссылки, которые нам советуют друзья. И таким образом попадаем в своеобразное информационное гетто», – считает Быковский.

«Мне больше нравится слово “оазис”, – говорит Ляксей Лявончык. – Ясно, что те вопросы, которые обсуждают люди в социальных сетях, интересны ограниченному кругу. Но этот круг постепенно растет, увеличивается. Расширяется и список обсуждаемых тем».

Директор журнала о Минске CityDog.by Ирина Виданова считает, что активное пользование социальными сетями – всего лишь мода. И реального общения с людьми оно заменить не может.

«Для современных медиа социальные сети – важный инструмент работы с информацией и эффективная коммуникативная площадка. Поэтому CityDog с самого начала своего существования стал активно работать в социальных сетях. Но лично меня там не найти, – говорит Ирина Виданова. – Считайте, что это мой такой персональный социальный эксперимент».

По словам Видановой, она не зарегистрирована ни в одной социальной сети из любопытства: «Мне было интересно, сколько я могу продержаться и не буду ли при этом чувствовать себя неуютно. Оказалось, что это не сложно. С самочувствием у меня все в порядке: с коллегами и друзьями я встречаюсь лично или связываюсь в помощью других электронных средств, новости читаю онлайн, зато не трачу время и эмоции на бесконечное просматривание чужих страниц».

Павлюк Быковский, в отличие от своей коллеги из CityDog.by, зарегистрирован практических во всех существующих социальных сетях.

«Активней всего пользуюсь Facebook, в профессиональных целях захожу в “Одноклассники”, “ВКонтакте”, Twitter. Имею аккаунты в Google+, Linkedin, в последней, кстати, можно найти разных беларусских чиновников, в том числе и из МИДа…», – говорит Быковский.

Профессиональный интерес равно как и удобство общения с людьми из разных уголков мира – повод для того, чтобы все-таки иметь свой аккаунт хотя бы в одной социальной сети, считает и Ляксей Лявончык:

«В Facebook мне легко коммуницировать с друзьями из разных стран. В Twitter – читать ленту новостей. Свой аккаунт “ВКонтакте” почти забросил, а в “Одноклассниках” меня никогда и не было».

КСТАТИ

Согласно GemiusAudience, в социальных сетях «ВКонтакте», Twitter, Vseti.by и Tut.by-I.TUT преобладают мужчины, а в «Одноклассниках», Facebook, МойМир@mail.ru и Instagram – женщины.

 

Самая молодая аудитория, согласно тому же исследованию, у популярного Instagram и беларусского Vseti.by. Последняя была создана шесть лет назад как региональный витебский проект, но неожиданно стала популярной в разных уголках Беларуси (на октябрь 2014 года в ней было зарегистрировано 1 миллион 315 тысяч пользователей). Один из секретов популярности национальной соцсети – доступность по гостевому доступу в byfly, CosmosTV и GrimNET. Впрочем, число реальных ее пользователей не так высоко: согласно исследованию Gemius,  всего около 63 тысяч человек в месяц.

 

Фото: Daily Mirror

Комментировать