Арт

«Мимопроходцы». Глобальная история внутреннего пользования

2031 Алина Савченко

Участники проекта «Проходи мимо!» проходят мимо Венецианской биеннале. Фото: Мария Хрусталева

 

Сюжет про отряд отчаянных слепанцов команды художника Руслана Вашкевича — «Проходи мимо!» — начал расти с честных вопросов: свежим ли вообще мёдом намазано в Венеции, что в глазах города аж роится от гениев всех мастей и арт-туристов, и можно ли рассмотреть легендарную Биеннале ближе, минуя все капканы, блокирующие собственное свободное движение.

Три пути всемирного пользования — национальный павильон, кураторская золотая коллекция и параллельная программа — тут же были изучены с помощью зарубежных экспертов, публично разобраны и отметены как слишком скучные и обязывающие к беларусскому или итальянскому вынужденному сводничеству. Потребовалось изобретение четвертого, самопровозглашенного способа, чтобы пройти по касательной, но не заземлиться на крупнейшем форуме визуального искусства. Через независимое участие, не предусмотренное дирекцией выставки.

Девиз форума — «Да здравствует живое искусство!» — еще сильнее подстегнул проверить биеннальные пульс и гибкость, а также подлинность внутренностей этого организма. Пускай живое искусство и получит самого пытливого зрителя, не нужно благодарностей. Слепого от природы, но вопреки этому лишению — обостренно проницательного, борзоумного и жадного.

Команда визуальных истребителей собралась не за один день, участники прочувствовали друг друга не сразу, став в итоге такой «брейгелевской» шестеркой, которая при первом же спотыкании — либо совсем вниз, либо в противоположную от обрыва сторону, но точно вместе. Слепанцы смело взяли на себя функцию навигатора антихудожественного проекта, который безжалостно должен был поюзать павильонщину и проверить ее начинку на состоятельность, не заметив в силу обстоятельств бюрократической мишуры.

Об этом команда Вашкевича без кокетства сообщила прямо в дирекцию Венецианской биеннале за много месяцев до официального открытия, требуя от управленцев немногого: иметь характер впустить слепых и провести для них неадаптированную кураторскую экскурсию длиною в несколько дней. К делу подключили посольство Италии в Минске с их архибесполезными бумагами и нотами, которые также выбивались месяцами, частный культурный фонд для технической помощи на месте, носителей итальянского языка.

В конце концов, организовалась обратная связь, совершенно формальная, натянутая, появились обещания включиться. И отлично, обращать внимание на интонации времени у команды не было.

Верстка концептуального проекта — отдельная задача. Слепых нужно было не просто доставить вертолетом на место с завязанными глазами. Важным делом стало эмоционально включить людей, раздразнить их мироощущение, вызвать азарт.

«Проходи мимо!» виделся историей не только про отказ от декора для проявления главного, как это и происходит в реальности незрячего. Но и про маневренность, поиск новых решений, в том числе стратегических, дорожных.

Путь к заветной цели группы лежал через территорию многих государств. Нелегальные участники Биеннале проникали в сквозные пражские пассажи, бегали по прямолинейной Вене, не испугались мокрого ночного серпантина в Словении, ныряли в альпийские тоннели на севере Италии, развили максимальную скорость на немецких автобанах, блуждали, в конце концов, в бесконечных венецианских тупиковых лабиринтах, сухопутных и водных, пересчитали своими пятками ступени сотни мостов.

Фото: Мария Хрусталева

 

Логистика на местах тоже была продумана до мелочей. Специальные экскурсии для слепанцов начинались не с достопримечательностей, а с самой настоящей жопы. К примеру, Чехия открылась кричащим зеленым зоопарком, а закончилась скульптурами Давида Черны и абсентарием в еврейском квартале Праги. Осмотр Вены стартовал на мусоросжигающем заводе Хундертвассера, в финале все свалились на идеально ровном газоне от переедания засахаренными фиалками, штруделем, а вообще-то мясом.

Буквально на второй день проекта участники раскрепостились настолько, что забыли напрочь, кто слеп, а кто еще в чем не силен, разговоры без обиняков велись о чем угодно. Местные гиды от поразительной цельности компании тоже начали путать зрячих и незрячих, веселя этим мимопроходцев до смерти.

В общем, некогда выдуманная команда вдруг заработала как настоящий отряд сканеров, готовый заглянуть не то что в Арсенал, а в самый космос, да еще и ухмыляясь. Включение произошло еще и потому, что на берегу было условлено, — никакого инклюзива и жалости, со стороны слепанцов к обычным участникам проекта, конечно. Незрячие раскрылись как люди дерзкие, выносливые, остроумные, абсолютно полноценные.

После тысячи км в дороге и трех дней ходу команда заявилась в Венецию, и снова шиворот навыворот, со стороны пляжа Лидо, проехав на катере мимо Джардини. Захотелось в первую очередь показать слепанцам Адриатику, они решили протестить море прямо в одежде и с тростью. Не для того, чтобы утопиться после пережитого фашизма со стороны художника и его дружков, а с открывшейся им большой радости.

Вернувшись мокрыми и солеными, они заявили, что голодны. Развесив в ближайшем ресторане по стульям свои штаны и трусы, слепанцы заказали необъятные комплексные обеды и, хохоча, стали их поглощать, обращая на себя все внимание вокруг.

В этот момент и пришла мысль о том, что самое живое и настоящее отыщется не в павильонах Биеннале, а в этой крепкой десятке, шестеро из которых точно живут сейчас на полную катушку. Тем более про выставку стали доходить предсказуемые новости: в этом году торжество дизайна как никогда очевидное. А если слепанцам оказалось мало целого горизонта, что им делать среди четырехсот стационарных экспозиций? В тот вечер команда не воспользовалась приглашением на биеннальную pre party, а еще опоздала на последний поезд до своего отеля.

Фото: Мария Хрусталева

 

10 часов спустя тотально слепой участник «Проходи мимо!» с похмелья упал позвоночником на железнодорожные пути, застрял там как циркуль и чуть не заделался инвалидом в квадрате. Своим радикальным поступком он запустил фантасмагорическое кино, в котором команда не знала, что произойдет в следующую секунду: то ли случайная встреча с Тицианом в одной из базилик Венеции, то ли новое падение слепой, теперь уже в городской канал, то ли алкогольный срыв после десяти лет самоконтроля.

Отменив маньячно расписанный по минутам биеннальный тайминг, самая молодая незрячая нарисовала с дюжину своих собственных гуашевых работ; команда побывала на загадочном островном чимитеро, официально променяв фейковое живое на надежное мертвое; слепые смогли увидеть гигантский бесшумный лайнер, скользящий по набережной Неисцелимых; понюхать первую в этом году дыню на рынке Риалто; уничтожить и выбросить несколько пар обуви; нарушить несколько итальянских законов; расчехлить собственные музыкальные инструменты, попробовать черную пасту и оранжевый апероль шпритц. И сделать все это не на видеокамеру как обезьянки, а себе на здоровье.

Антихудожественный проект «Проходи мимо!» получился пророчески точным, запрограммированным и совсем не продаваемым. На выходе у слепанцов — только колоссальный экспириенс и невыветриваемые ощущения, совершенно неконвертируемая материя. Обменять которую на презентабельность, чужие ожидания и заведомый успех на Биеннале мимопроходцы единогласно отказались.

Верону слепанцы увидели суровым городом, стоящим на сентиментально розовой взлетной полосе из мрамора. По ней они фланировали в поисках вина и джелато.

Дрезденскую картинную галерею старых мастеров поставили на уши невозмутимым видом и венецианскими картинами своей незрячей подруги, которые приклеили себе на спины скотчем.

Фото: Мария Хрусталева

 

Во Вроцлавскую академию художеств слепанцы вообще забежали тупо пожрать и сходить в туалет на дорожку.

Такое обнуление чужой авторитетности выглядело бы глупой шуткой, если бы не изначальная серьезность, с которой подходила команда Руслана Вашкевича к трудоемкому проекту. Если сразу Венецианская биеннале виделась кульминацией трипа, то в итоге она стала пропущенной ступенью, от которой не захотелось даже отталкиваться вверх.

Слепанцы предложили свой маршрут в поиске правды — интуитивную пространственную диагональ. А внутреннего топлива для движения они получили надолго, в чем сами признаются друг другу каждый день.

Конечно, «Проходи мимо!» – история личная и субъективная. Ее хочется поскорее герметизировать и не разбазаривать больше ни капли. Но не рассказать, что произошло с мимопроходцами и почему, также нельзя.

Вдруг у кого-то тоже сработает.

«Журнал» был информационным партнером проекта «Проходи мимо!». У нас вы можете прочитать его манифест и онлайн-дневник.

Комментировать