Политика

Вакульчиком по бизнесу. Почему в Беларуси сажают миллионеров

4317 Дмитрий Яненко

Юрий Чиж и Валерий Вакульчик. Весна 2014 года. Фото: Беларусская федерация биатлона

 

КГБ Беларуси продолжает аресты крупных бизнесменов. За решеткой оказался даже Юрий Чиж, долгое время считавшийся «личным олигархом» президента. В чем причина этих арестов: передел бизнеса, попытка наполнить бюджет или реальная борьба с коррупцией?

На днях Комитет государственной безопасности Беларуси арестовал хозяина многопрофильного концерна «Трайпл» Юрия Чижа – человека, который долгое время слыл самым близким к президенту Александру Лукашенко бизнесменом. КГБ инкриминирует Чижу уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере – за это ему грозит до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Следом стало известно о задержании еще одного крупного бизнесмена – «куриного короля» Евгения Баскина, руководителя СЗАО «Серволюкс» (бренды «Петруха», «Братья Гриль», «Кувшинка»).

Руководитель КГБ фактически анонсировал новые громкие аресты не только представителей бизнеса, но и чиновников, которых стоит ожидать.

«В стране неприкасаемых нет, каждый должен отвечать за свое», — словно подтвердил эти обещания глава государства. Неужели, президент наконец-то начал выполнять свое обещание бороться с коррупцией, данное избирателям 22 года назад?

Поскрести по сусекам внутри страны

Оснований говорить, что в Беларуси началась полномасштабная борьба с коррупцией, нет – так считает руководитель правозащитного центра «Правовая помощь населению», бывший следователь прокуратуры Олег Волчек.

«Просто все кейсы, которые собирались на чиновников и бизнесменов всё последнее время, наконец-то востребовались. Обо всем, что они творят, оперативникам было известно уже давно», — сказал Волчек в разговоре с «Журналом».

Почему именно сейчас их решили достать из загашника? Все просто: остро стоит вопрос по наполнению бюджета. Власти срочно нужно найти пару миллиардов долларов, чтобы залатать дыры, поэтому взялись за местные «денежные мешки».

Волчек говорит, что крупные компании начали подавать документы на банкротство: «В основной массе это фикция – люди просто пытаются вывести деньги из страны, чтобы не потерять их».

Правозащитник уверен, что в отсутствие внешних займов запросто можно «поскрести по сусекам» и найти сумму с девятью нулями у местных «олигархов». Тем более, что эксперты, занимающиеся вопросами коррупции в Беларуси, уже давно писали: из тех шальных денег, которые доставались Беларуси от льготных нефти и газа, примерно 2 миллиарда долларов в год уходили «в тень».

«Где-то же они оседали. Почему не в карманах крупных бизнесменов и чиновников? Поэтому сегодня нельзя исключать, что под гребенку попадут именно они», — считает Волчек.

В том, что машина арестов останавливаться не будет, он не сомневается – причем президент может дать согласие на арест любого: «Я думаю, что для Лукашенко нет неприкасаемых, тем более, всем известно, что у него никогда не было и нет близких друзей. Рано или поздно отвечать придется всем».

Был рядом, но не «в домике»

Судьба Чижа была предопределена, так как он мешал многим – так написал в своем комментарии на Naviny.by автор книги «Лукашенко. Политическая биография» Александр Федута: «Мешал региональным младоолигархам, безуспешно пытаясь проникать со своим бизнесом в контролируемые ими регионы».

Публицист утверждает, что нахождение рядом с первым лицом государства еще ни о чем не говорит. Детская отговорка: «Я в домике» здесь не работает.

«Было понятно, что Чиж продолжает играть в хоккей с президентом, занимать пост в Национальном олимпийском комитете — но после арестов Тамары Винниковой, Василия Леонова и уж тем более Галины Журавковой это можно было и вовсе не рассматривать как гарантии безопасности».

У Федуты есть свой ответ на вопрос: почему именно сейчас взялись за олигархов.

«Чижа нельзя было арестовывать до снятия санкций. Дело не в том, что сам Чиж находился под санкциями. Дело в том, что этот арест был бы сигналом для потенциальных иностранных инвесторов. Вестимо, Чиж — не Ходорковский, но неприятно. Арест Чижа означает, что какая-то крупная договоренность по кредитной линии достигнута. Что кому-то из потенциальных соперников Чижа позарез нужны деньги. Что это — не борьба власти с олигархами, а схватка старшего поколения беларусских государственных капиталистов с младшим», — считает Федута.

Андроповщина в СССР ни к чему не привела

Проблемы в экономике становятся все более очевидными, раз власть начала «доить» бизнес, вместо того, чтобы помогать ему. Причем, не только крупный, но и малый, и средний.

По словам философа и методолога Владимира Мацкевича, по стране идут достаточно массовые проверки, в ходе которых цепляются за всякие мелочи – «идет настоящий чёс штрафов».

«Наивно полагать, что с помощью этих штрафов и поборов власть рассчитывает существенно пополнить бюджет, — сказал Мацкевич «Журналу». — В высших эшелонах власти суетятся. Экономика страны в кризисе, у власти не просто нет программы реформ, а даже понимания того, что нужно делать. Сверху чиновники давят, призывают делать хоть что-нибудь, а нижний пласт власти делает то, что умеет. А что он умеет? Задерживать людей, штрафовать, облагать бизнес поборами. Разумной программы действий нет, поэтому исполнители просто изображают бурную деятельность».

Аресты крупных бизнесменов, по словам Мацкевича, как раз из той же оперы. Власти понимают, что экономические процессы находятся в состоянии застоя, а вернее — деградации. Поэтому стоит вопрос: либо найти выход из сложившейся ситуации, либо найти виновных.

«А кто может быть виноватым? Не слесарь же с МАЗа, а крупный бизнес. Более того, в наших условиях противоречивого законодательства, массы ограничительных норм, полускрытой коррупции на каждого можно найти кучу нарушений, если не прямого криминала», — замечает философ.

Волна задержаний бизнесменов и чиновников до какого-то времени продолжится, пока не прозвенит звонок, что такие методы никаких вопросов не решают. А если эта кампания затянется, то над ней начнут смеяться, полагает он.

«Беларусь сегодня находится примерно в том же состоянии, что и СССР накануне Перестройки – многие, наверное, не забыли пресловутые андроповские чистки, когда людей запросто хватали за то, что они в дневное время пошли в кинотеатр, в универмаг – так боролись с тунеядством. Расследовались громкие дела, боролись с коррупционными проявлениями… Но что делать с экономикой, никто не знал. Была та же суета. Да, сегодня КГБ вышел на первый план, но и на другие министерства оказывается давление. Гражданские ведомства занимаются проверками, а силовые органы – задержаниями и посадками. Конечно, жаль людей, которые попадают под пресс, но не в них дело. Проблема в отсутствии ясных предложений о том, что делать с системой. В созданной в нашей стране кадровой структуре режима нет смелых, свободных, инициативных людей», — подчеркнул Мацкевич.

Лучше заплатить, но выйти на свободу

Сразу после арестов Чижа и Баскина пришла информация о том, что президент помиловал владельца группы компаний «Биоком» Андрея Павловского. По словам Валерия Вакульчика, член Совета Республики возместил причиненный ущерб — 20 млн долларов — и был освобожден от уголовной ответственности.

В последнее время президент часто милует коррупционеров. Бывшие чиновники не просто выходят на свободу, а почти сразу пересаживаются с тюремных нар в кресла руководителей.

По мнению директора Школы молодых менеджеров публичного администрирования (SYMPA) Натальи Рябовой, «если вы соблюдаете продекларированный принцип неотвратимости наказания, то такая практика не нормальна».

Эксперт с иронией заметила «Журналу», что это какая-то разновидность трудового наказания: «Если раньше отправляли осваивать Сибирь и строить Беломорканал, то теперь — поднимать промышленность и сельское хозяйство».

Директор SYMPA отмечает: если власти приходится привлекать «скамейку запасных с зоны», это говорит о дефиците профессиональных кадров. И это неудивительно.

«Мало кто из талантливых менеджеров пойдет в систему, где зарплаты невысоки, творчества мало (разве что коррупционные схемы), доводятся показатели, на которые ты практически не можешь повлиять, а потом за них невыполнение следуют самые жесткие меры», — отметила эксперт.

По ее мнению, в Беларуси нужно измерять эффективность работы госорганов по понятным критериям (включая и удовлетворенность граждан), и привязывать зарплату госслужащим к таким показателям эффективности. Тогда будет место и творчеству, и клиентоориентированности, и эффективности, и достойному заработку.

Хотя кого тогда власти назначать виноватыми?

Комментировать