Деньги

Не за красивое «спасибо»!

575 Янина Мельникова

«Что надо сказать тете? Правильно, спасибо!» – учила мама. Это «спасибо» было где-то между «мыть руки перед едой» и «уступать место в автобусе бабушкам и дедушкам». Так говорят «хорошие девочки». Быть хорошей хотелось всегда. Уже во взрослой жизни оказалось, что уметь говорить «спасибо» и благодарить – совершенно разные действия. Настоящую благодарность, как выяснилось, словами не выразить. Вместо нее многие предпочитают денежный эквивалент. Желательно в иностранной валюте.

Мой «первый раз» чем-то напоминал неловкий секс подростков. Краснела, бледнела, заикалась и совала белоснежный конверт в карман не менее белоснежного халата, стараясь не встретиться взглядом с «партнером». Сунула и убежала, чтобы позже, встречаясь в больничных коридорах, избегать даже намека на наши «особые» отношения.

Второй и последующие тоже не отличались изяществом, но опыта явно прибавилось: теперь могла произнести несколько витиеватых фраз про «золотые руки» и «неоценимую помощь», а также «маленькую благодарность» с моей стороны. Ошибку с карманом больше не допускала (хотя многие и говорят, что это самый простой способ) – предпочитала пакеты с небольшими презентами, в которых прятался все тот же белоснежный конвертик. Этакий сюрприз для благодетеля.

Зачем же, собственно говоря, был нужен такой «секс», если никакого удовольствия он не приносил?

Вариант «не подмажешь – не поедешь», конечно, присутствовал, но не только он. Тем более что чаще всего спасибо в денежном эквиваленте приходилось говорить «после», а не «до».

«До» был лишь легкий и ненавязчивый «флирт», которому учили старшие подруги. «Посмотри ему пристально в глаза и скажи, что будешь ОЧЕНЬ благодарна, он все поймет», – говорила одна из них. Понятное дело, что акцент нужно было сделать на слове «очень», и он, и правда, все понимал.

Впрочем, еще до «до» обычно были звонки тех самых подруг своим знакомым и знакомым знакомых с просьбой подсобить. Далее в твоем мобильном оказывался телефон некой Ларисы Ивановны или Зинаиды Петровны, которой стоило только намекнуть, что именно тебе надо.

Порой эти самые ларисы и зины приходили или звонили сами. Открытые, дружелюбные и ни слова не говорящие о каких бы то ни было благодарностях за их содействие. И это последнее обстоятельство только добавляло головной боли в наши «интимные отношения». Цену приходилось назначать свою, все время боясь обидеть человека-посредника ее размером (и часто явно завышая негласные «тарифы и ставки»).

«Журнал» также рекомендует:

  

«Продешевить» с услугами непосредственно «нужных» людей было значительно сложнее. Здесь все более-менее понятно. За последние годы мне пришлось иметь дело с несколькими столичными анестезиологами, двумя-тремя хирургами, стоматологами, педиатрами и еще парочкой медицинских работников рангом пониже. И у всех них была своя цена. Анестезиологи стоили 50 условных единиц, стоматологи в среднем от 100 до 200 (и это, разумеется, сверх полной оплаты их работы по прейскуранту), хирурги – до 300, младший медицинский персонал оказывал услуги разного характера и за 5-10 долларов.Встречались, конечно, и такие врачи, которым хотелось давать в разы больше. Да что там в разы, в десятки! Учитывая их квалификацию, подход и золотые руки. А также весьма небольшую официальную зарплату.

И все-таки, честно говоря, моей главной мотивацией было вовсе не желание поправить их материальное положение и даже не необходимость поступать, как все – а внутреннее ощущение (весьма вероятно, развитое под давлением традиций и устоев общества), что иначе по-настоящему отблагодарить человека за его труд просто не смогу.

И все, на первый взгляд, здравые голоса разума в моей голове, которые твердили, что это их врачебный долг, их осознанный человеческий выбор профессии, в которой много геморроя и мало платят, разбивались о железобетонное «так надо» и «а как иначе, сказать спасибо?»

Неужто просто искренне поблагодарить, сказать проникновенные слова и удалиться? Но мы же помним, что так не делали наши мамы, когда несли в школы и детские сады букеты, конфеты и прочие пакеты? Мы же точно знаем, что так не делали мы сами, когда учились в университетах? Мы же наверняка догадываемся, как нужно благодарить начальство за работу мечты… И некоторые именно так ее и получили.

Так что красивого «спасибо», похоже, никогда не было достаточно. И стоит ли ломать традиции и себя?

Все, о чем говорилось выше, некоторые называют коррупцией и призывают ее истребить. Некоторые на волне борьбы с этой самой коррупцией пришли к власти и остаются у руля уже два десятилетия. Другие все это время верят, что мздоимство можно и нужно побороть. Хотя сами несли и продолжают нести пакеты, конверты, дефицитные билеты на концерты и прочие более дорогие подарки.

Лично я все еще осваиваю этот уникальный и полезный в жизни навык «благодарить благодетелей», но уже точно знаю, его не искоренить даже если поднять зарплату благодетелей в разы, даже если рубить дающим и принимающим руки, даже если вывешивать их портреты на главных площадях.

Потому что мы так устроены, потому что «по знакомству» у нас всегда значило то же, что и знак качества на советских товарах. Потому что «свои люди всегда сочтутся». И еще потому, что «спасибо» и благодарность – это две разные вещи. И если в этимологии первого «спаси тебя Бог», то второе – прямо намекает на дары…

Еще интересное:

  

Комментировать