Жизнь

Длить сомнение. Пять причин полюбить философию

966 Кристина Марчук

Засмотрелся на звёзды, споткнулся и угодил в колодец. Прохожая посмеялась над чудаком: разглядывает небо, а что под ногами, не видит. Это история про основателя древнегреческой философии Фалеса. К его современным коллегам отношение не лучше: мол, всё знают, всех критикуют, говорят непонятные «заумности», а сами «ничего не делают». «Журнал» ответственно утверждает: беларусам стоит гордиться тем, что даже в условиях тотальной несвободы у нас есть классные философы. И вот вам пять причин, чтобы полюбить философию.

Причина первая. Мыслить критично, независимо и никогда не отправлять свой ум на пенсию

Философия – это «любовь к мудрости» (простите за тавтологию в заголовке). Она предполагает уникальный образ мышления – в первую очередь оно критическое.

«Оно позволяет не удовлетворяться первой, простой и вроде бы очевидной мыслью о явлении или личности, а призывает смотреть на все глубже, – говорит философ Павел Барковский. – Философ понимает многое из того, что большинство людей считает странным: корни проблем, связи между отдалёнными явлениями, невидимую сторону вещей. Критический разум даёт иммунитет от бездумного согласия или подчинения чужому строю аргументов без должного логического обоснования».

Методолог и философ Владимир Мацкевич объясняет, что критической вся философия стала после Канта и его работ «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений». Независимо от того, является ли философ последователем Канта либо нет, его взор направлен на то, чтобы искать в сокровищнице человеческой мысли жемчужины, отметая мусор.

«Когда-то Сократ выходил на площадь Агору и мог почти в каждом человеке найти собеседника на философские темы. Сегодня же значительная часть людей не любит разговаривать с философами. Им достаточно тех ответов о мире, человеке, отношениях, добре и зле, которые у них уже есть. Профессиональный философ не может принять всё это, не подвергая сомнению», – рассуждает Владимир Мацкевич.

Отвечать на вопросы о бытии и тут же сомневаться в самом себе? Это неудобно. Некомфортно. Непонятно. Прожить часть жизни и однажды понять, что твои ценности, принципы, видение мира на самом деле ничто – действительно неприятно. Но в этом есть большой смысл!

«Журнал» также рекомендует:

  

Причина вторая. Оторваться от повседневности, не суетиться и сосредоточиться

Философия как образ мышления несопоставима с пестрой стремительностью жизни современного человека.

Чтобы приблизиться к философскому содержанию, нужно сделать над собой усилие. Потребительский образ существования к этому не располагает: мышление, как и демократию или беларусскую мову, на хлеб не намажешь.

Ориентация на карьеру также оставляет мало пространства для поиска ответов на фундаментальные вопросы: на НПО-шных семинарах, образовательных курсах и в бизнес-школах этому не научат.

«Проблема философских текстов совсем не в том, чтобы их прочитать, а в том, чтобы их понять. Ведь ни один философский текст нельзя рассматривать сам по себе: каждый их них – это лишь один из множества элементов пазла великой европейской философии, который охватывает почти 3000 лет нашей цивилизации. Это не значит, что понять текст Канта можно, лишь прочитав тысячи текстов множества авторов. Но знать нужно многое. А ещё больше нужно думать самому», – рассказал «Журналу» философ Валентин Акудович.

Владимир Мацкевич также говорит о необходимости специальной подготовки и советует разговаривать с философами, которые наиболее соответствуют вашему образовательному бэкграунду.

«Прежде всего надо видеть в философских текстах не многобукв и не янепонимаюэтогослова, а желание сказать нечто важное. Философы удивляются необычному и пишут про это. Иногда читабельно и талантливо, иногда затянуто и запутано. Но в любом случае за таким текстом стоит значительный опыт рассуждений, найденная идея или образ позволяют лучше осознать окружающий мир и нас самих», – считает Павел Барковский.

Координатор «Летучего университета» Татьяна Водолажская, изучая философские тексты, заостряет внимание на том, что тревожило автора, когда он писал. В какой ситуации – личной и общественно-политической – находился мыслитель? Как он это делал, каков способ его рассуждения? Так мы не ищем конкретные ответы, а начинаем рассуждать вместе с философом. Это работа, которая далеко не всегда приносит комфорт.

Казалось бы, зачем прилагать столько усилий для непривычной деятельности с непредсказуемым результатом? Но у нас есть ещё причины уважать и любить философию.

Причина третья. Воспитать в себе интеллектуальные чувства и эмоции

Старый авиаконструктор увидел модель молодых коллег.

«Она не полетит, потому что тут некрасиво», – указал он на одну деталь.

Модель действительно не полетела. Стали делать вычисления – оказалось, ошибка была именно там, куда указал опытный конструктор.

Человек, который обучался музыке, лучше чувствует музыку – так и человек, который изучал логику и философию, острее видит ошибки, недостатки, неистину, говорит Владимир Мацкевич.

«Журнал» также рекомендует:

  

Достаточно образно объясняет свой интерес к философии Валентин Акудович:

«Когда я был подростком и начал всматриваться в звёзды над домом, меня начала мучительно «вярэдзіць» одна и та же мысль: как можно любить девушку, молиться Богу, строить коммунизм, если неизвестно, для чего всё это: земля, небо, человек»?

«У философов тоже есть чувства», – шутит Владимир Мацкевич. И добавляет, что противопоставлять чувства и рациональное не следует: эти два способа реагирования на действительность должны быть в гармонии.

Кстати, именно благодаря современным философам в беларусский язык пришли красивые слова «вярэдзіць», «сутва», «здумленне». Так что философия – это просто красиво.

Причина четвертая. Предвидеть кризисы

Когда-то горняки брали в шахты канареек в клетках. Птицы настолько чувствительны к углекислому газу и метану, что умирают даже от малых количеств, которые еще не опасны для человека.

«По поведению птиц люди замечали опасность, – рассказывает Владимир Мацкевич. – Философы (к ним можно добавить еще и поэтов) – это такие же канарейки в нашем мире. Если к ним прислушиваться, можно избежать опасности и трагедии. Страны, которые уважают своих философов и поэтов, развиваются и с успехом проходят кризисные ситуации».

Павел Барковский приводит целый список вопросов современности, от которых зависит жизнь и ответы на которые может дать только философия. Должны ли мы отвечать за весь мир, когда берёмся менять его технологиями и наукой? Возможен ли искусственный интеллект? Можем ли мы проводить эксперименты над собой и собственной природой? Возможно ли построить справедливое общество без насилия?

В истории человечества хватает примеров, когда люди искусства и мыслители предвидели войны, революции, катаклизмы. Прислушивались ли к ним тогда? Вопрос не менее философский.

Часто приходится сталкиваться с таким противоречием: люди построили свою картину мира – философ поставил её под сомнение и предупреждает о грядущей опасности – за это его называют сектантом или безумцем, не желая разбираться в том, что он говорит.

В этом – сложность пути философа. И – пятая причина полюбить философию.

Причина пятая. Чтобы жизнь развивалась

История философии – это история борьбы идей. Которая двигает человечество вперед.

Вы свято верите во что-то, живете своими убеждениями – и тут приходят новые люди, которые обоснованно, взвешенно и логично разбивают все столпы ваших убеждений. Такая ситуация заставляет реагировать на вызовы. Если аргументация оппонентов выглядит более понятно, притягательно и современно, ей необходимо создать адекватный противовес: искать аргументы, обосновывать.

Так ситуация сомнения, дискомфорта, спора помогает постоянно развиваться. Это наша судьба. Современные беларусские философы ещё использую смачное слово «кон». Интересоваться, удивляться, учиться, преодолевать трудности – и, как результат, всегда сомневаться. И не останавливаться на достигнутом.

Только за это стоит полюбить философию.

Комментировать