Политика

Виктор Мартинович. Урок тоталитарной лингвистики

2288 Виктор Мартинович

В беларусском парламенте впервые за 20 лет появилось два оппозиционера. Парламентские выборы, тем не менее, не были признаны БДИПЧ ОБСЕ соответствующими международным стандартам. Все это произошло по итогам сложных кулуарных переговоров. Одураченными и обиженными теперь чувствуют себя обе стороны: и те, кто назначил в парламент оппозицию, при этом не получив европейского признания, и те, кто ожидал честной гонки, а вместо этого схлопотал неожиданность при объявлении победителей.

Мне в этой ситуации жалко обе стороны.

Ведь виноват в срыве договоренностей не сознательный саботаж, а сама неспособность договориться. Происходящая от того, что Евросоюз и Беларусь все это время общаются на разных языках.

Я дополню Мишеля Фуко утверждением о том, что власть есть в том числе возможность делегировать словам те смыслы, которые тебе удобны. Очевидно при этом, что причудливое восприятие понятия «демократия» происходит не из злокозненности беларусского режима, а от наследования целого корпуса misreadings, придуманных еще в тоталитарном СССР.

Первые наблюдения за тем, как мутирует и расползается язык под воздействием новой реальности, установленной большевиками, мы видим в дневниках Ивана Бунина 1918–1920-х годов, получивших характерное название «Окаянные дни».

И Путин, и Лукашенко думают тем словарем, который пестовало не одно поколение коммунистических управленцев. Знать истинные значения терминов этого словаря полезно не только дипломатам, но вообще всем, кто следит за развитием событий в странах, расположенных восточнее Польши.

Рассмотрим понятия этого словаря внимательней.

Демократия

Слово «демократия» в политическом русском означает нечто вроде горбачевского «плюрализма». «Демократия» – это когда на выборах топчется куча субъектов, которые, с одной стороны, сложно назвать «властью», но при этом они и не «оппозиция» (см. определение понятий «власть» и «оппозиция»).

Ветеранские организации, финансируемые из государственного бюджета НПО (есть и такое!), спортсмены из казенных федераций, провластные коммунисты — все они создают массовку, которая населению продается как «агональный политический процесс».

У этой «демократии» есть два антонима.

С одной стороны – «диктатура», т. е. та же «демократия», только без ветеранских организаций, такая как в Узбекистане.

С другой стороны, – «бардак», которым в советской традиции называются проявления истинной (т. е. западной) демократии. Если таксист в Минске хочет объяснить приезжему, что хорошего сделал Лукашенко, он говорит: «у нас нет бардака, как в Украине».

Выборы

«Выборы» – это процесс утверждения главы государства на очередной срок. В случае с парламентом – это процесс подтверждения народом того списка, который составлен наверху.

В СССР подтверждение было упрощено тем, что в бюллетенях был только один кандидат. Теперь из-за «демократии» кандидатов несколько. Поэтому народ может запутаться, за кого точно власть хочет, чтобы народ голосовал.

Для избежания ошибок выборы в Беларуси проходят на протяжение недели и это называется «досрочным голосованием». Ночью, если верить «оппозиции», с урнами происходит много интересного. Цель прихода на выборы — подчеркнуть свою лояльность власти, проявить «гражданскую позицию». Которая, в свою очередь, заключается не во влиянии на решения, а в солидарности с президентом. Наиболее ярко «гражданская позиция» проявляется при досрочном голосовании.

Наблюдатели

«Наблюдатели» – это представители миссии СНГ, которые приглашаются в страну, участвуют в культурной и банкетной жизни, а затем признают выборы честными. Никакого интереса к подсчету голосов, а также жизни избирательных урн в промежутки между днями голосования у «наблюдателей» нет.

В обмен на это миссия из страны только что проведшей выборы также лояльно относится к избирательным нюансам других республик во время наблюдения.

В свою очередь, наблюдатели от партий, участвующих в парламенте, а также миссия ОБСЕ к истинным «наблюдателям» не относятся, т. к. они постоянно норовят сфотографировать урну, подойти к столам, где считаются голоса ближе, чем на 3 метра. Поэтому они — «оппозиция».

Права человека

«Права человека» – это, в первую очередь, право на труд. Каждый житель Беларуси имеет работу – а те, кто работы не имеют, обязаны платить государству «налог на тунеядство».

С работником заключается трудовой контракт на два года, который, в случае отказа проявлять «гражданскую позицию» может быть не продлен. Страх непродления трудового контракта, наряду с описанной в моем романе «Паранойя» другим страхом, являются залогом того, что «гражданская позиция» и досрочное голосование — повсеместны.

Независимые СМИ

«Независимые СМИ» — телевидение и радиостанции, могущие быть совершенно свободными от частного капитала, от бизнесменов-владельцев. В отличие от западных стран, где в эфире находятся только корпорации, в Беларуси телевидение принадлежит народу, финансируется из народных денег, руководство телеканалов утверждает президент, который лично гарантирует полную свободу журналистов.

СМИ, не подчиненные напрямую президенту, а тем более — вещающие из-за рубежа, являются «оппозицией».

Оппозиция

«Оппозиция» — финансируемые Западом диссиденты, занятые вредительством. Всё хорошее, происходящее в стране — заслуга власти, все плохое — результат работы «оппозиции».

«Оппозиция» добивается западных санкций, подрывает внешнюю торговлю, создает непривлекательный образ Беларуси у инвесторов, врет про вещи, творящиеся с избирательными урнами по ночам. «Оппозиция» виновата в сокращении темпов экономического роста, частых девальвациях белорусского рубля.

Оппозиция не ставит цели придти к власти, т. к. «придти к власти» при таком государственном устройстве в принципе невозможно (см. раздел «выборы»). Глобальная цель «оппозиции» — добиться «бардака» как в Украине.

Двухстороннее взаимовыгодное сотрудничество

«Двухстороннее взаимовыгодное сотрудничество» — право третьих государств предоставлять Беларуси финансовую помощь в виде кредитов, дешевых энергоносителей и неограниченного доступа к рынкам сбыта.

Демократические выборы по международным стандартам

«Демократические выборы по международным стандартам» — кампания, устроенная по принципам «демократии», по результатам которой в парламент назначают то количество «оппозиционеров», которое не приведет к «бардаку» (в случае с Беларусью — два из ста десяти).

Таким образом, когда на следующих переговорах Евросоюза с официальным Минском беларусские дипломаты пообещают проведение «демократических выборов по международным стандартам с целью укрепления взаимовыгодного сотрудничества» — поймите это правильно. И приготовьте деньги.

Третье издание «Большой советской энциклопедии», издававшееся в 1969-1978 гг., определяло «тоталитаризм» как понятие, «используемое антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам, которые клеветнически отождествлялись с фашистскими режимами и противопоставлялись «демократическому» и «свободному обществу».

Если в будущем у вас возникнут сомнения в том, что именно имеет в виду русский или беларусский дипломат, говоря о «народовластии» или «легитимности» — обратитесь либо к моему тексту, либо к третьему изданию «Большой советской энциклопедии».

Текст был опубликован в Die Zeit и признан победителем конкурса «Вольнае слова» Беларусской ассоциации журналистов в номинации «Аналитические жанры». Перевод публикуется с согласия редакции Die Zeit и автора. Перепечатка возможна при согласии правообладателей

Комментировать