Политика

«Нас объединяет не происхождение, а гражданство и членство в нации. И судьба нации зависит от нашей разумности»

736 Владимир Мацкевич

Нация — множество всех людей с одинаковым паспортом. Беларусская нация — это множество людей разного происхождения, в паспортах которых написано: «гражданин Республики Беларусь». Нас объединяет не кровь, не происхождение, а гражданство и членство в нации. И судьба нации зависит от нашей разумности.

Я знаю, что такое национальная валюта. Знаю, что такое национальный банк, национальный аэропорт, национальная академия наук. Но я не знаю, что такое национальный характер.

Не один я знаю, что такое национальная валюта. Это знают почти все в стране, и очень многие вполне квалифицированно и умело обращаются с тем, что знают — с национальной валютой.

Про национальный характер можно утверждать то же самое.

Не один я не знаю, что такое национальный характер, никто этого не знает. Никто не знает, но многие рассуждают. Рассуждают, спорят, отстаивают что-то, что-то опровергают. То есть, ведут себя так, как будто бы что-то знают.

А об этом ничего знать нельзя. Мнение иметь можно, а знать — нельзя.

Хотя бы в том виде знания, как мы почти все знаем про национальную валюту. Валюту можно обменять, потратить, вложить, девальвировать. Можно даже уничтожить, если быть дураком и согласиться на единую валюту в «Союзном государстве».

А что можно сделать с национальным характером? Ничего. Можно обозвать национальный характер национальным менталитетом. Или генетическим кодом. По-разному можно обзывать то, чего нет, что является всего лишь предметом спекуляций и фантазий.

Именно потому, что такие вещи – всего лишь спекулятивный фантом, о них многие готовы судить, рядить, спорить, писать статьи, диссертации и декларации. Эти понятия — пустышки. Даже не симулякры, а «слова-ласки», как это называл Хайек.

Ну, ладно, национальная валюта — это то, что есть, а национальный характер — то, чего нет. Но есть еще некоторые слова, которые употребляются с прилагательным «национальный». Например, национальная идея.

Что такое национальная идея? Она больше похожа на национальную валюту или на национальный характер? Что можно делать с национальной идеей?

Можно послать людей на смерть за национальную идею. А это уже что-то.

За национальный характер никто умирать не пойдет, а за национальную идею кое-кто готов умереть. То есть, упрощая, можно сказать, что есть люди, готовые обменять (не так, как валюту, но все же) жизнь на идею.

Но именно, в силу возможности конвертировать национальную идею в смерть национальных героев, нельзя к национальной идее относиться несерьезно.

Читайте также:

«Что вы собираетесь делать, чтобы предотвратить угрозы стране?» Открытое письмо гражданина Мацкевича гражданину Лукашенко

Однако с национальным характером национальную идею роднит то, что это фикции. И характер — фикция, и идея — фикция. Только про национальный характер кое-кто как бы что-то знает. А в национальную идею кто-то как бы верит. Ну или не верит.

Национальный характер и менталитет — предмет спекуляций, резонерства и демагогии. Национальная идея — предмет манипуляций и той же демагогии.

Спекуляции и резонерство, вроде бы, безобидны, пока не начинают служить манипуляции и политической демагогии. А как только начинается манипуляция, тут все идет в ход: самые абстрактные спекуляции, самое примитивное резонерство, самая рафинированная демагогия.

И в ядре всего этого имя существительное, от которого образованы все эти слова — нация.

Никто и никогда не станет искать определение понятия «нация» без задней мысли, без прагматики. Если кто-то ищет формулировку понятия «нация», значит, ему это зачем-то нужно. Зачем?

Есть несколько прагматичных версий, зачем кому-то понадобилось определение или формулировка понятия «нация». Как и всё, что относится к прагматике, это имеет морально этическое измерение:

1. (+) Поиск истины. Да, могу допустить, что существуют такие объективистски заряженные исследователи, которые разбираются с понятиями ради установления истины. Но тут нужно разбираться с методологией – а это мало кому интересно и доступно.

2. (+/–) Поиск инструментов для политического манипулирования массами. Тут ясная прагматика. Одни политики и идеологи пытаются манипулировать массами с благородными целями, другие — с низкими. В период общественно-политических кризисов этого избежать никак нельзя, все политики делятся на хороших и плохих парней.

3. (–) Чисто психологическое манипулирование. Один человек требует от другого определения того, что не подлежит определению, чтобы поймать его на противоречиях и ошибках и показать, что тот дурак.

И самый распространенный тип негативного определения понятия «нация» — это эксклюзивная манипуляция, т.е. реализация чувства исключительности, превосходства. С помощью таких определений некая часть людей исключается из нации, чтобы лелеять в себе чувство превосходства или «национальной гордости». Исключают «пятую колонну», непатриотов, инородцев, инакомыслящих, людей с неправильным акцентом, не разделяющих некую идеологию, верящих не в тех богов и т.д.

Все определения понятия «нация» формулируются в этих трех прагматических пространствах.

А поскольку невозможно не пользоваться категориями «национальная академия наук», «национальный банк», «национальная трагедия» и т.д., то нужно хоть какой-то смысл вкладывать и в имя существительное – «нация». И лучше всего – самый формальный.

Так вот, нация — множество всех людей с одинаковым паспортом. Беларусская нация — это множество людей, в паспортах которых написано: «гражданин Республики Беларусь». Все остальное — от лукавого. Манипуляция, демагогия, резонерство и спекуляции.

Читайте также:

До Киева не доведет. Почему нет связи между языком и готовностью бороться за независимость страны

Я — беларус беларусского происхождения.

Михаил Володин — беларус еврейского происхождения.

Олег Трусов — беларус русского происхождения.

Андрей Ким — беларус корейского происхождения.

Юрий Алиев — беларус азербайджанского происхождения.

Арамаис Миракян — беларус армянского происхождения.

Андрусь Такинданг — беларус чадского происхождения.

Арсений Сивицкий — беларус татарского происхождения.

Мы все — представители одной беларусской нации, самого разного происхождения.

Мое происхождение не дает мне никаких преимуществ и привилегий. И не делает меня большим беларусом, чем все перечисленные выше люди. И еще многие, кого я не назвал: поляки, немцы, украинцы, мордвины, чеченцы, пуштуны, осетины…

Если вдруг случится референдум о вхождении Беларуси в состав России, я уверен, что названные мною беларусы разного происхождения проголосуют за независимость нации, страны и суверенитет государства. Эти люди проголосуют как граждане и представители одной беларусской нации. Как и многие и многие беларусы самого разного происхождения.

Но будут и другие – те, кто проголосует за аншлюс. И среди этих других могут быть беларусы самого беларусского происхождения, с самой чистой кровью, геномом и наследственностью.

Разруха в головах не зависит от крови и наследственности. И порядок в голове не зависит от крови и наследственности. Порядок в голове — это понятия и категории, это называние вещей своими именами, это — порядок, а не бардак.

Суверенитет беларусской нации в руках каждого гражданина Республики Беларусь, у которого есть соответствующий паспорт. Все граждане Республики Беларусь имеют право голоса на референдуме, независимо от происхождения. Голосовать будут полешуки, пинчуки, ятвяги, литвины, гуды, цыгане, евреи, русские-староверы, отставные военные, министр внутренних дел осетинского происхождения — все-все-все.

И то, как все-все-все граждане будут голосовать, зависит не от их происхождения, а от того, что они думают и как думают. От того, порядок ли в их голове или разруха.

Если Бог решит покарать Беларусь, он лишит беларусов разума. А для Него нет ни иудея, ни эллина, ни православного, ни адвентиста, ни беларуса, ни татарина. Он лишит разума не по цвету кожи, не по разрезу глаз, не по форме носа, а по паспорту — граждан, имеющих право голоса.

Нас объединяет не кровь, не происхождение, а гражданство и членство в нации. И судьба нации зависит от нашей разумности.

Читайте дальше:

Владимир Мацкевич. Что делать: три главных пункта

Учредительное собрание против инкорпорации в Россию. Девять тезисов о ситуации в Беларуси

Почему беларусы мирятся с насилием в своей стране?

Комментировать