Арт

«І тчэ, забыўшыся, рука». Главные фейки из истории Беларуси

2835 Павел Абрамович

Йозеф Зимлер. «Смерть Барбары Радзивилл»

 

Фейковые новости стали страшным оружием массового поражения. При помощи таких сообщений можно обвалить национальную валюту отдельной страны или вызвать панику на биржах целого региона, дезориентировать противника или пустить по ложному следу своих конкурентов. Как заметил сатирик, «воображаемый мир приносит вполне реальные выгоды, если заставить жить в нем других».

Мы считаем, что фейки – злые демоны нашего времени. Но многие из них имеют многовековую историю и давно вплетены в общественное мнение. «Журнал» разбирает три популярных фейка из национальной истории.

«Победа в Грюнвальдской битве остановила двухсотлетнюю агрессию немецких рыцарей, их продвижение на Восток»

Войны и победы в них – мощное идеологическое оружие, которое затачивается в том числе при помощи фейков. В этом плане на славу послужила сразу нескольким государствам Грюнвальдская битва 1410 года.

Прежде всего, поражение Тевтонского ордена на всю катушку использовали сами победители – Великий князь Литовский Витовт и король Польский Ягайло. Объединив силы и объявив Ордену войну, они уничтожили его. Готовились к войне тщательно, скрытно и долго: более пяти месяцев запасали продовольствие для войска, охотились на зубров в пущах.

Между тем тевтонцы и так были обречены. Беларусский историк Геннадий Саганович в интервью «Новаму Часу» отметил: «Нават калі б бітвы пад Грунвальдам не было, гісторыя мела б прыкладна такую самую хаду, і свет выглядаў бы прыкладна так, як і сёння. Тэўтонскі ордэн быў манаскай дзяржавай, якая папросту не мела перспектывы. Перад Грунвальдам ён меў сілу толькі дзякуючы падтрымцы еўрапейскага рыцарства, і то толькі тады, калі яму даводзілася абараняцца».

Под Грюнвальдом тевтонцы именно оборонялись. При этом в беларусско-польском войске, укрепленном татарской конницей, было примерно на 12 тысяч человек больше. Да, бой выдался долгий и кровопролитный, но финал был предрешен. В результате Витовт и Ягайло сделали себя легендой в глазах своих народов и соседних стран, а вдобавок послали героический месседж потомкам по каналу History.

Фрагмент полотна Яна Матейко «Грюнвальдская битва»

 

После сражения началась новая война – война фейков. К примеру, польские хронисты, превознося своего короля, стали утверждать, что Витовт позорно бежал с поля битвы. Эту ложь растиражировал и писатель Генрик Сенкевич («Но Литва дрогнула под страшным натиском немцев»).

Позднее к схватке примкнули другие страны. Так, в советской школе юных беларусов учили, что если бы не помощь нескольких русских (смоленских) полков, то тевтонцы одержали бы верх над поляками и литовцами – именно «литовцами»!

К тиражированию советских фейков о Грюнвальдской битве (в СССР они были частью общей антинемецкой пропаганды) долгое время были причастны и беларусские историки, причем уже во времена Независимости:

«…палітычнае значэнне гэтай перамогі цяжка пераацаніць. Амаль дзвюхсотгадовая агрэсія нямецкіх рыцараў на ўсход была спыненая», – читаем мы, к примеру, в книге «Дзесяць вякоў беларускай гісторыі» (2002 г.). Автор этих слов – тот самый Геннадий Саганович, который позднее радикально пересмотрел свои оценки.

«Поляки отравили Барбару Радзивилл»

В беларусской историографии и культуре цветет миф о насильственной смерти, которая постигла красотку из рода Радзивиллов. Этот фейк с придыханием рассказывают экскурсоводы в Несвижском замке.

История такова. 27-летняя Барбара Радзивилл тайно обвенчалась с польским королем Сигизмундом II Августом. Спустя год об этом браке было объявлено официально. Сигизмунд потребовал признать Барбару не просто своей женой, но и польской королевой. Его мать, Бона Сфорца, и вельможи Польши пришли в ужас. Они испугались, что теперь власть Великого княжества Литовского вырастет многократно. Как и влияние рода Радзивиллов – прежде всего «организаторов свадьбы»: Юрия Радзивилла (отца Барбары), Николая Радзивилла Рыжего и Николая Радзивилла Черного (братьев Барбары). Когда Сигизмунд II Август приехал в польский Сейм, то все присутствовавшие встали на колени перед королем, умоляя его аннулировать брак.

Но воля короля была непреклонна. А через год после коронации случилось страшное: Барбара умерла. Бедняжка жутко мучилась перед смертью, которая наступила 8 мая 1551 года. Никто в ВКЛ не сомневался в том, кто сделал им, литвинам, ВЫКЛ.: при молчаливом согласии польской знати свекровь отравила молодую королеву. Ведь мать Сигизмунда происходила из старинного итальянского рода, который зачастую решал свои проблемы при помощи яда.

В 2016 году ученые из Литовского университета медицинских наук (Каунас) установили, что Барбара Радзивилл умерла от рака шейки матки. Делая заключение, медики учитывали в том числе результаты осмотра останков королевы, который провели литовские антропологи пятнадцатью годами ранее.

«Слуцкие пояса – результат труда крепостных беларусских женщин»

Наши писатели тоже тягали воду на мельницу пропагандистов. По своей воле или неосознанно.

Так, в 1911 году Максим Богданович в частном виленском музее увидел слуцкие пояса, смог подержать их в руках. Впечатленный этой красотой, Богданович сочинил стихотворение «Слуцкие ткачихи», ставшее хрестоматийным.

Искусство живет высокими идеями и требует жертв – это так, но все же наш поэт-классик деформировал реальность. Невероятно сложные в плане производства шелковые пояса у него ткут «забитые» крепостные женщины. В действительности же их изготовляли на мануфактуре в Слуцке мастера-мужчины – сначала из Османской империи и Персии, затем местные. Впрочем, не в гендере дело.

Богданович известен как дотошный человек, который в науке стихосложения использовал математические приемы. В Вильне ему устроили индивидуальную экскурсию по музею. Знакомясь с беларусскими артефактами, он задавал вопросы и вряд ли не обратил внимания на то, например, что «обычный» слуцкий пояс содержит до 200 граммов золота или серебра. Вряд ли бы простым крестьянкам доверили такую тонкую работу, такую роскошь!

Богданович осмелился на литературную мистификацию – это его право поэта. Но семена дали горькие плоды. Лет десять спустя «Слуцкие ткачихи» стали оружием пропаганды в руках большевиков. Дескать, беларусская литература славится своим реализмом – и вот посмотрите, товарищи, как угнетали злые паны простых беларусов, сколько горя пережито ими в «рабстве»! Этот фейк будет растиражирован на весь РСФСР, а позднее станет хитом в исполнении «Песняров». Катись, слеза – молчи, история!

Культурно-исторические фейки наносят непоправимый ущерб и, когда становится известной правда, чувствуешь себя обманутым, ошеломленным, беспомощным. Так кому теперь впаять коллективный гражданский иск за вечную ложь, в которой живем, кому направить петицию?

Читайте дальше:

Голодные книги. Чем нас кормят беларусские писатели?

Первый адмирал Беларуси. Как плагиаторы «творят историю»

Комментировать