Жизнь

Святыни в огне. Три страшных пожара в наших замках и храмах

657 Павел Абрамович

Несвижкий замок после пожара в 2002 году. Фото:  МЧС Беларуси

 

Весь мир с замиранием глядел, как в Париже полыхает Нотр-Дам. Собор удалось спасти и его реликвии тоже, но ущерб огромен (уничтожены шпиль, часть крыши, знаменитые окна-розы, каркас самого храма оказался расшатан). Дорогостоящая реставрация займет долгие годы, если не десятилетия.

Беларусы по собственному опыту знают, как страшно терять в огне культурные сокровища — их не так много у нас осталось. «Журнал» вспоминает случаи, когда пламенем были объяты наши храмы и замки. Спасти удалось не все.

Замок Радзивиллов в Несвиже, рождественская ночь 2002 года

Собор Парижской Богоматери оказался в огне, когда в нем велись реставрационные работы. Нечто подобное случилось в Беларуси, когда 17 лет назад в пахнущем кислыми щами санатории, расположенном в стенах Несвижского замка, проходил вялотекущий капитальный ремонт.

Канун Рождества 2002 года выдался очень морозным. Плюнув на правила, рабочие решили поддержать трубы систем отопления, расположенные на чердаке центральной башни замка, при помощи обычной паяльной лампы. Огонь мигом перекинулся на утеплитель. Горе-строители спокойно залили его парой ведер воды и… разошлись по домам. Праздник ведь! На часах было три часа дня.

К семи часам вечера тлевший отеплитель разгорелся с такой силой, что зарево в верхней части башни увидели издалека – огонь вырвался в окна. Сторож кинулся звонить в МЧС, когда пламя охватило полтысячи квадратных метров, пожирая деревянные конструкции замка.

Через девять минут две первые машины несвижских пожарных прибыли на место. Открытым пламенем горел чердак центральной башни и правое крыло здания замка около часовой башни. Оценив обстановку, пожарные запросили автолестницы и подъемники из соседних гарнизонов, в том числе из Барановичей, Столбцов и Дзержинска — в 2002 году на вооружении спасателей Несвижского района такой спецтехники не было.

Пожарные, которые спасали Нотр-Дам, восхитили всех своим профессионализмом. Между тем их коллегам из Беларуси довелось работать в гораздо более сложных условиях. Мороз под тридцать градусов сковал льдом все вокруг. И когда пожарные, например, подавали воду, то при выключении ствола сделать это еще раз было уже невозможно. Вдобавок, работать им приходилось на высоте 25 метров, на обледеневшей кровле и лестницах, под порывами сильного озера, дувшего с озера.

Несвижкий замок после пожара в 2002 году. Фото:  МЧС Беларуси

 

Но спасатели справились с задачей: в 20:40 они локализовали огонь и остановили пожар. Всего в операции участвовали 127 человек и 18 единиц автотехники. И хотя огонь уничтожил крышу, перекрытия главного корпуса дворца и его южной галереи (также провис потолок в бильярдном зале на третьем этаже галереи), через несколько дней стало понятно, что крупный ущерб нанесен не был. Дворцово-замковый комплекс – резиденцию рода Радзивиллов, все имущество и исторические ценности удалось спасти.

Все это время спасатели продолжали работать в замке: помогали наводить порядок, откачивали воду. Никогда еще им не приходилось так сложно! Помимо рождественских морозов, сам замок представлял собой сложность – его планировка, галереи, пустоты, фальшполы. Строители тоже «помогли жить» пожарным: внутреннее противопожарное водоснабжение на момент реконструкции было отключено и… частично демонтировано!

Примечательно, что буквально через неделю после пожара в Несвиже французским пожарным пришлось бороться с огненной стихией в замке похожей планировки в Луневиле. Несмотря на усилия 150 пожарных и сотен добровольцев, южное крыло замка было практически полностью разрушено.

Фарный костел в Гродно, июль 2006 года

Про такие храмы, как гродненский Фарный костел, говорят, что они – сердце города. Когда в ночь на 13 июля 2006 года пламя изнутри охватило костел, являющийся частью монастыря иезуитов, страшная весть быстро разлетелась среди горожан. Это был первый пожар за всю 300-летнюю историю храма. Одного из самых красивых и значимых в истории Беларуси; на его освящении в честь святого Франциска Ксаверия в 1705 году присутствовали император Петр I и король Август II.

Сторож костела сообщил о пожаре в 3:40, и уже через пять минут бригады пожарных были на месте. Сработали они быстро и четко, однако храмовая утварь и пол на площади 20 квадратных метров получили повреждения. Но самое ужасное – пожар перекинулся на главный алтарь Святой Троицы, в результате чего сгорели его рельефные колонны, часть баллюстрады, декор.

Восстановление Фарного костела в Гродно после пожара. Фото: tutgrodno.com

 

В огне также погибли и две скульптуры XVIII века работы Яна Шмидта, мастера из Кенигсберга; еще несколько получили повреждения. Всего алтарь украшают 20 фигур – это апостолы, святые и меценаты Фарного костела.

Реставрационные работы заняли пять лет – их выполняли беларусские резчики, золочение же проводили мастера из Вильнюса, а научным руководителем этого проекта являлся Павел Садлей, главный реставратор Королевского замка в Варшаве. 5 августа 2011 года состоялось открытие алтаря Фарного костела, восстановленного после пожара. Алтарь торжественно освятили в присутствии большого количества верующих.

На открытии алтаря Фарного костела в Гродно. Фото: Александр Саенко, БелаПАН

 

После внеплановой проверки, которая была проведена государственным пожарным надзором в «ответ» на пожар в Фарном костеле, почти 90% православных церквей и католических костелов Гродненской области получили предупреждения: там не выполняются нормы пожарной безопасности. Меньше всего проблем – у недавно построенных храмов, при сдаче их в эксплуатацию системы пожарной безопасности проверялись в первую очередь. Зато ни в одном древнем храме пожарные извещатели так и не установлены. На Бога надейся, а сам не плошай.

Свято-Димитриевская церковь в деревне Леликово, март 2019 года

К сожалению, спасти от огня беларусские святыни удается не всегда.

Недавний пример этому – Свято-Димитриевская церковь в деревне Леликово (Кобринский район), построенная в XVIII веке из дерева. Пожар в ней случился в воскресенье, 10 марта. Получив сообщение о возгорании в 12:45, спасатели сразу же отправились на место. Они оперативно потушили пожар, однако огонь успел уничтожить кровлю на площади 75 квадратных метров, повредить стены и имущество.

Настоятель церкви, которому о происшествии сообщили местные жители, приехал сразу же, но пройти внутрь горящего храма не смог из-за высокой температуры и плотного дыма. К счастью, ни священник, ни другие люди на пожаре не пострадали.

Говорят, что замки и храмы горят не только из-за неисправной проводки, нарушений техники безопасности или открытого огня (зажженных свечей) – зачастую их поджигают грабители, стараясь замести следы своих преступлений.

В далеком прошлом остались поджоги наших архитектурных историко-культурных ценностей, которые люди устраивали по другим «поводам». Так, в 1944 году партизаны подожгли Коссовский дворец XIX века, расположенный в Ивацевичском районе. Дворец, под стеклянными полами которого, как рассказывают, плавали тысячи экзотических рыбок, горел две недели. Местные жители плакали в голос…

Комментировать