Мнения

Вадим Иосуб: «Если не будет реформ, Беларусь обречена на интеграцию с Россией»

412 Дмитрий Яненко

Пока наши южные соседи–украинцы выстраивают новые отношения с Западом, беларусские власти идут проторенной дорогой – интегрируются исключительно в рамкам пост-советского пространства. Подписанный 29 мая в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе – яркое тому подтверждение. По словам Александра Лукашенко, Беларусь всегда «занимала последовательную позицию в интеграционном процессе». Но так ли выгодна Беларуси евразийская интеграция или нам следует идти по пути Украины? Ответы на эти вопросы «Журнал» искал у финансового аналитика официального партнера «Альпари» в Минске Вадима Иосуба.

– Отечественная пропаганда после подписания Договора о создании ЕАЭС не устает повторять, что Беларусь только выиграет от этого. Можно ли сегодня оценить последствия для экономики Беларуси?

– Парадокс заключается в том, что сделать это достаточно сложно. Все оценки, все цифры в основном высосаны из пальцы. Главный вопрос, который остается открытым по сей день, что же с 1 января 2015 года для нашей экономики произойдет нового. Сегодня действительно можно говорить о том, что Беларусь уже получила определенные плюсы. Но не от факта, что начнет действовать Евразийский союз, а от того, что сговорчиво вела переговорный процесс со своими партнерами. В частности – о поставках нефти на будущие годы, о 2 млрд. долларов межгосударственного кредита от банка ВТБ, который Беларусь уже получила. В процессе переговоров удалось достигнуть соглашения о том, что начиная со следующего года часть экспортных пошлин от продажи нефтепродуктов останется в бюджете Беларуси, речь идет о следующем годе и сумме примерно в 1,5 миллиарда долларов, и беларусская сторона высказывает надежду, что эта сумма будет увеличиваться… Вот те бонусы, которые уже видны, которые лежат на поверхности.

Любое объединение накладывает на участников определенную ответственность и обязательства. Беларусь готова к ЕАЭС?

– Есть нюансы. В частности, вряд ли, Беларусь готова со следующего года быть рынком для сводного движения капитала. Смотрите, финансовый рынок достаточно развит в России и, в какой-то степени, развит в Казахстане, но полностью отсутствует в Беларуси (у нас единственный способ хранения сбережений – это банковские депозиты), в случае свободного движения капитала, деньги наших граждан могут «побежать» из беларусской банковской системы на российский фондовый рынок.

В частности, сегодня для покупки акций российских компаний нужно разрешение Нацбанка. С 1 января 2015 года его будет не нужно. Для Беларуси это может обернуться лишним «бегством» капитала.

Еще одним и очень большим вопросом является – рынок труда. Насколько Беларусь к этому готова? С учетом того, что в России зарплаты намного выше, мы можем столкнуться с дефицитом квалифицированной рабочей силы внутри Беларуси – уже сегодня мы наблюдаем массовый отток из страны людей самых разных специальностей. Поэтому пока говорить однозначно о плюсах и минусах евразийской интеграции нельзя. Очевидные плюсы соседствуют с не менее очевидными минусами. Поэтому, на мой взгляд, оценивать подписание договора о ЕАЭС нужно нейтрально.

Но тот же Александр Лукашенко заявляет, что у Беларуси появятся новые возможности.

– Любой плюс всегда несет за собой определенные издержки. В частности, мы говорим, что открываем для себя российский и казахстанский рынки. Хорошо. Но почему мы не говорим о том, что наше производство, находясь практически в тепличных условиях, очень сильно отстает от лучших мировых образцов, и поэтому наши склады затоварены неликвидной продукцией? Вхождение Беларуси в ЕАЭС преподносится так, будто мы находим новые рынки, что мы разгрузим склады… Осуществится ли это? Неизвестно. Но если посмотреть на это с другой стороны, то следует признать – мы консервируем свое технологическое отставание. Россия сейчас все у нас покупает. Поэтому, зачем нам развиваться? Зачем модернизироваться, зачем проводить реформы?.. Но кто даст гарантию, что завтра добрая воля России не закончится, и нам не будет отказано не только в кредитах, но и в выходе на российский рынок? Мы же знаем, что у России есть нетарифные методы регулирования внешней торговли – как говорится, Онищенко уже ушел, но дело его живет. Повторюсь, большой вопрос, что нового получит беларусская экономика от этого союза. А заявления государственных мужей в основном носят декларативный характер. Скорее всего, этот проект, как и многие другие в первую очередь носит больше политический, а может даже и геополитический характер, чем экономический. Формально это все выглядит красиво, но в реальной жизни – ничего не известно.

Мало декларировать: все будет хорошо. Надо на пальцах показать, чем этот союз полезен. Пока мы слышим лишь очень много общих слов, что для беларусских предприятий открывается огромный российский рынок. Хорошо! Но этот же рынок был открыт и раньше. Поэтому, глупо сегодня рассчитывать, что мы значительно улучшим свои внешнеэкономические показатели. Почему они вырастут, чего раньше не хватало в прежних интеграционных объединениях?

И вообще, кто-нибудь из наших чиновников объяснил, что с 1 января мы будем иметь то и то? Нет! Возможно, что-то и будет полезное. Но, объясните если не людям, то хотя бы экспертному сообществу! Я нигде такого объяснения не встречал.

Как вы считаете, почему Минск выбирает для тесного сотрудничества Москву и Астану, а не, скажем, Брюссель?

– Надо иметь в виду, что Беларусь последние несколько лет живет в режиме «нам бы день простоять, да ночь продержаться». И без реформирования экономики очень сильно зависит от  заемных средств. В ситуации, когда мы не хотим сотрудничать с МВФ, единственным крупным кредитором остается Россия. Поэтому наши власти и выстраивают свою политику исходя из следующих пунктов: а) дружить с Россией и получать от нее денежные ресурсы; б) иметь возможность пролонгировать ранее полученные кредиты; в) получать льготные энергоресурсы.

Если не будет реформ, зависимость от России будет усугубляться, поэтому Беларусь вынуждена будет откликаться на такие интеграционные проекты, которые инициируются в Москве. Но, безусловно, выторговывая себе определенные бонусы. Надо помнить, пока Россия нас кредитует, у нас все достаточно гладко. Но если она перестанет кредитовать беларусскую экономику, то это приведет к резкому шоку.

Сегодня у всех на устах европейская интеграция Украины. Официальный Киев целенаправленно идет по этому пути. Может и нам стоило двинуться на Запад, а не на Восток?

– На самом деле подписание Украиной экономической части договора с ЕС тоже во многом мифологизировано. Одни эксперты говорят о том, какие бонусы это принесет Украине, вторые – какие убытки. Думаю, сегодня нельзя сказать точно, выиграет экономически Украина или проиграет, так как рассчитать денежные доходы пока невозможно. Пройдет какое-то время и будет виден результат. Беларусь сегодня находится в очень неплохой позиции, то есть имеет возможность посмотреть, что получится у Украины в результате ее европейской интеграции.

 

Фото: Trenton Talbot

Комментировать