Политика

Миротворцы на Донбассе. Почему беларусских военных там не будет

1640 Александра Богуславская

Беларусь готова направить миротворцев на Донбасс. Законно ли отправлять беларусских военных в Украину? Не противоречит ли это нейтралитету страны, записанному в Конституции? И реальна ли вообще миротворческая миссия в зоне конфликта? Разбираемся.

Почему мы об этом говорим?

Предложение о вводе на территорию Донбасса миротворцев обсуждается уже несколько лет. Недавно Андерс Фог Расмуссен, бывший генеральный секретарь НАТО, подготовил доклад под эгидой ООН, в котором предложил отправить на Донбасс 20 тысяч военных и 4.000 полицейских контингента миротворческих сил ООН. В состав миссии, среди прочих, было предложено включить и Беларусь, так как «страна пользуется доверием России».

Министр обороны Беларуси Андрей Равков заявил, что Беларусь готова отправить миротворцев на Донбасс. 18 февраля эти слова подтвердил президент Александр Лукашенко.

Но наша Конституция говорит о нейтралитете Беларуси. Законна ли отправка наших военных за рубеж?

Нейтралитет означает, что территория Беларуси не может использоваться для агрессии другими государствами и Беларусь не будет вмешиваться в чужие конфликты. В целом, это так, но миротворческие операции ООН – это исключение. Порядок направления беларусских военнослужащих для участия в операциях по поддержанию мира регулируется специальным законом. Беларусский контингент, как и любой другой, может участвовать в зарубежных конфликтах, но только с санкции Совета Безопасности ООН в составе миротворческих сил ООН.

Как работают миротворцы ООН?

Миссия, о которой идет речь в докладе Расмуссена, на языке Организации объединеных наций называется «Операцией ООН по поддержанию мира» (UN peacekeeping operation).

Операции ООН по поддержанию мира направлены на то, чтобы создать условия для достижения мира в государстве, охваченном вооруженным конфликтом. Для введения контингента ООН требуется согласие всех государств, направляющих контингент, а также согласие принимающего государства, в том числе относительно национального состава миссии. Миссия ООН действует беспристрастно, миротворцы не могут применять силу, кроме как в случае самообороны и защиты мандата.

Операции санкционируются резолюцией Совета Безопасности ООН – она определяет, кто командует миссией и какие полномочия (мандат) имеет миссия в государстве. Затем Генеральная Ассамблея утверждает бюджет и ресурсы операции.

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены. Платят миротворцам сами государства, а ООН потом компенсирует им затраты.

На Донбассе миротворцы нужны для того, чтобы следить за выполнением условий перемирия, режима прекращения огня и отвода войск. Авторы доклада также считают, что операция позволить провести местные выборы, как того требуют Минские соглашения.

Участвовали ли беларусские военнослужащие в миротворческих миссиях?

Да. В Беларуси есть своя миротворческая рота численностью около 100 человек. Беларусь уже участвовала в миротворческой миссии в составе Временных сил ООН в Ливане несколько лет назад. Тогда в Ливан командировали девять беларусских военнослужащих. Участие в миротворческих миссиях, безусловно, хорошо сказывается на имидже государства в мире.

Могут ли беларусов отправить воевать в Сирию?

Недавно обсуждался вопрос об отправке наших солдат в Сирию в составе вооруженных сил ОДКБ для помощи российским «союзникам». Само участие в ОДКБ в принципе не совсем соотносится с беларусской Конституцией, опять же из-за положения о стремления к нейтралитету.

ОДКБ как региональная организация безопасности с санкции Совета Безопасности ООН может принимать участие в вооруженных конфликтах за рубежом, точно так же, как это делает НАТО. Но это уже совсем не миротворчество, а операция по принуждению к миру или гуманитарная интервенция. В рамках таких операций не идет речь о согласии государства на вмешательство.

В любом случае, в ОДКБ пока нет наднационального полномочного органа, способного принимать решения об участии сил ОДКБ в конфликте. И Беларусь в каждом отдельном случае определяет возможность своего участия в военных операциях.

Будут ли миротворцы на Донбассе?

Согласие – это основной момент в миротворческих операциях. Украина как принимающее государство может не разрешить беларусским военным – как и военым любого другого государства – быть в составе такой миссии. Украинский МИД уже заявил, что Беларусь не сможет принимать участие в операции, так как является членом ОДКБ.

Перед развертыванием контингента обычно проходят консультации с заинтересованными сторонами о составе миссии, ее задачах и полномочиях. И очевидно, что Россия будет выдвигать свои условия проведения операции. Путин высказался о том, что поддерживает идею введения миротворцев на Донбасс, но только на линии соприкосновения сторон конфликта и с участием в переговорах правительств ДНР и ЛНР. Киев настаивает на размещении миротворцев по всей территории Донбасса, в том числе и на границе самопровозглашенных республик с Россией, и отказывается иметь дело с ДНР и ЛНР, утверждая, что не они сторона конфликта, а сама Россия.

Последнее слово относительно состава контингента и его задач, безусловно, принадлежит Украине. Но даже если все условия устроят Украину, не стоит забывать, что начало операции санкционирует резолюция Совбеза ООН, и Россия может заблокировать ее, использовав свое право вето. А эти жесткие политические противоречия ставят под серьезное сомнение реальность введения миротворцев на Донбасс.

Читайте дальше:

«Москва может поступить жестче». Поедут ли беларусы воевать в Сирию

Угроза, которую нельзя называть. Против кого заточена новая военная доктрина Беларуси

Новые враги. Против кого собирается воевать НАТО

Гуманитарный маршрут Беларусь–АТО. Онлайн-дневник

Что происходит в Украине: как завершить Евромайдан

Комментировать