Политика

Para bellum. НАТО займется безопасностью в Восточной Европе

428 Микола Мирончик

Немецкий военный корабль FGS Bonn, флагман постоянной целевой группы НАТО SNMG-2. Фото: NATO

 

Саммит НАТО, прошедший в Варшаве 8-9 июля, принял давно назревшие решения по противодействию хорошо вооруженному и крайне агрессивному российскому лицемерию — и помог праздно шатавшемуся после Холодной войны Альянсу найти свое истинное предназначение.

Преамбулой к саммиту явилась общая озабоченность европейских и американских столиц задирательными военными действиями России, которые сопровождаются кампаниями, прилежно списанными с лучших западных учебников ведения информационных войн.

Аналитики Heritage Foundation, влиятельной американской экспертной группы, сыгравшей серьезную роль в распаде СССР, накануне Варшавского саммита отмечали:

«Вторжение [России в Украину в 2014 году] покоробило многих в Западной Европе и США, кто ранее смотрел на Россию сквозь розовые очки, даже после вторжения в Грузию <...> В оккупированном Крыму Россия упрочивает свои позиции и распространяет [военное] влияние глубоко в регион Черного моря. Активность российских подводных лодок достигает уровней Холодной войны, и Россия продолжает агрессивные полеты вблизи воздушно-космического пространства НАТО. Россия эксплуатирует все средства из своего арсенала, от компьютерных атак и пропаганды до шпионажа, энергетического шантажа и поддержки дружественных ей политических партий в Европе с целью скомпрометировать сплоченность НАТО».

И хотя на полях саммита то и дело принимались некие решения, напрямую не связанные с Россией (пакет мер по противодействию ИГИЛ или продолжение миссии в Афганистане), основной темой варшавской встречи стало именно противодействие российскому милитаризму.

 

«Журнал» также рекомендует:

  

Решения

Главный публичный итог саммита на нашем направлении — решение дислоцировать на постоянной основе четыре многонациональных батальона в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. Развертывание подразделений начнется в 2017 году и сулит стать формальной гарантией защиты балтийских членов НАТО и Польши от возможной российской агрессии — прямой или гибридной.

Решение анонсировалось заранее, российский МИД дежурно повозмущался. Он-то знает: Запад легко пренебрегает бумажными решениями за подписью своих лидеров в ситуации, когда защищать надо не слишком весомых игроков, а ставки крайне высоки (вспомним хотя бы «Будапештский меморандум»).

Размещение батальонов НАТО в странах Балтии и Польше дает Москве карт-бланш на ответные меры, которые принимаются с опережающим графиком и являются серьезной угрозой уже для Беларуси.

Российские военные под Брянском, российские военные в Ельне под Смоленском — Москва пичкает своими штыками пока еще бывшие беларусские территории, но альянс не видит в этом проблемы: ведь Беларусь, по признанию главы МИД Литвы Линаса Линкявичуса, не видится западным партнерам как самостоятельная военная единица, но только как доминион Москвы.

 

«Журнал» также рекомендует:

  

 

Использовать Турцию

Куда более продуманным шагом Альянса стало усиление на юго-восточных рубежах. Американские аналитики ранее много писали о том, как нельзя оставлять без внимания члена НАТОвской команды Турцию — и черт с ними, с ее многочисленными внутриполитическими проблемами. В условиях российско-турецкого противостояния Вашингтон (в отличие от Брюсселя) берет Анкару под свою опеку.

Да, за считанные недели до варшавского саммита Турция и Россия, казалось бы, помирились. Но аналитиков Альянса это не должно напрягать: за бравадой в СМИ и шагами вроде разрешения туров в Турцию, в которых Кремль столь давно нуждался сам для поддержания лояльности народонаселения, отчетливо просматривается отсутствие политической воли на реальное примирение.

Все крупнейшие постсоветские республики с мусульманским населением ориентируются все больше на Турцию, нежели на Россию. Более того: Москва и Анкара в последние годы вступили в жесткую конкуренцию за влияние в самих российских регионах вроде Татарстана и Башкирии, и баланс сил там пока складывается не в пользу метрополии. Ревнивая Москва вряд ли сможет полностью простить это Анкаре.

Украина не в счет

Важная веха саммита — признание киберпространства ареной своих действий и договоренности в области усиления кибербезопасности. Нет сомнений, что и эта мера направлена главным образом против хакеров под триколором.

Российская угроза заставила сотрудничать НАТО и Евросоюз. Главными областями такого сотрудничества избраны морская безопасность (см. выше про подводные лодки) и противодействие гибридным угрозам.

Что касается украинского вопроса, то здесь, скорее, случилось много шума из ничего. Помпезная совместная пресс-конференция генсека Альянса Йенса Столтенберга и президента Украины Петра Порошенко, конечно, выглядит лучше, чем ситуация двухлетней давности на предыдущем саммите НАТО в Уэльсе сразу после российской агрессии. Тогда генсек НАТО и украинский лидер давали две пресс-конференции одновременно: первый — в отеле, где проходил саммит, а второй — где-то на поле для гольфа близ отеля.

Cовместная пресс-конференция генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга и президента Украины Петра Порошенко. Фото: NATO

 

Принятый сейчас пакет всесторонней помощи НАТО Украине, как следует из официальных пресс-релизов, содержит «упоминания около 40 областей, в которых НАТО будет поддерживать Украину». Однако ничего революционно нового там нет.

Показательным стало финальное коммюнике саммита, в котором лидеры входящих в Альянс стран «поддерживают тех партнеров, которые стремятся войти в альянс... в том, чтобы они продолжали реализовывать реформы и решения, необходимые для подготовки к членству». В списке таких стран упомянуты Грузия, Македония и Босния и Герцоговина — но не Украина.

Загадочный диалог

Сделанные на фоне саммита НАТО заявления официального Минска подтверждают тезис, выдвинутый «Журналом» в предыдущих публикациях по теме: беларусские власти в душе приветствуют действия Североатлантического альянса по сдерживанию России, хотя и не могут говорить об этом открыто.

Косвенным подтверждением этого выступает чрезмерно нервная реакция Кремля: как только у Москвы начинают дрожать коленки от перспективы потерять последнего формального союзника, она традиционно пускает в ход инструменты углеводородного шантажа.

Понятно, что напрямую с Минском никто в НАТО разговаривать не будет, однако у Беларуси в диалоге с Альянсом уже появились весьма неожиданные союзники. Таковым обнаружил себя глава МИД Польши Витольд Ващиковский. Считанные месяцы назад он встречался в Минске с президентом Беларуси — и был принят слишком радушно для представителя политической силы братьев Качиньских, к которой ранее беларусский режим публично выражал особенное презрение.

То, что непубличные попытки Беларуси заинтересовать НАТО идут, не вызывает сомнений. Главная интрига — чем?

Комментировать