Деньги

Юрий Зиссер: IT может приносить Беларуси десятки миллиардов долларов

3904 Дмитрий Яненко

Существует немало примеров успешного IT-бизнеса, который ведут за границей беларусы. А как развивается он в нашей стране, где работает Парк высоких технологий? На этот и другие вопросы «Журнал» искал ответа у основателя портала TUT.BY Юрия Зиссера.

– По моему мнению, Парк работает прекрасно. Каждый год его выручка растет на десятки процентов. Начав работу практически с нуля, он уверенно растет. Это хорошо. Во всяком случае, это одна из немногих отраслей экономики, которая постоянно набирает оборот высокими темпами.

– Президент Беларуси не раз отмечал успехи ПВТ. В то же время, он ждет от него большей отдачи.

– Я тоже жду большую отдачу. Но, повторюсь, выручка Парка постоянно растет на десятки процентов в год. И пока не видно, что рост этот будет замедляться. Просто нужно подождать пару лет – и перешагнем рубеж в 1 миллиард долларов. А это существенно, с этим начнут считаться. Это сейчас говорят, что ПВТ вносит небольшой вклад в ВВП страны, хотя забывают, что у нас 70% ВВП обеспечивается за счет торговли с Россией. Если отнять Россию, отнять калийные удобрения, то все остальное будет падать. IT – это серьезная работа, и никаких шапкозакидательских настроений здесь быть не должно. За год нельзя миллиард сделать.

– Существует такое мнение, что в Беларуси очень трудно вести бизнес, поэтому многие талантливые специалисты сбегают за границу, где находят себя. Пример PandaDoc лишний раз это подтверждает. Согласны?

– На самом деле и в Беларуси немало успешных проектов. В то же время, мы запросто можем найти массу примеров, когда у людей и за границей ничего не получалось. Если говорить более конкретно, то необходимо понимать, что стартапы едут туда, где есть рынок. Если рынок в США – они и едут за океан, если в Европе – едут в Европу. Это нормально, потому что беларусский рынок крохотный, на нем большинство проектов не выживут. Это видно хорошо хотя бы по тому, что в Беларуси нет офисов Google, Yahoo, Facebook… Этим гигантам представительства здесь не нужны, так как из Беларуси они получают копейки. То же самое, если беларус сделает супергениальный сервис, то в рамках Беларуси он не окупится. Надо быть там, где есть рынок. К примеру, члены Парка высоких технологий официально имеют штаб-квартиры за границей – кто в США, кто в Чехии, кто в Англии, а на самом деле все разработчики работают здесь.

– Значит, вы полагаете, что и в Беларуси можно вести успешный бизнес?

– В Беларуси действительно вести бизнес труднее. Хотя государство за последние 10 лет сделало много для упрощения, но ситуация еще очень далеко от совершенства. Возьмем, к примеру, тему социального капитала. Какое огромное у нас недоверие в стране. На все нужны бумажки, бесконечные доказательства... А низкий социальный капитал ложится тяжелым бременем на всю экономику. В той же Литве такой формалистики гораздо меньше, поэтому экономика движется вперед быстрее, а стартапы – тем более. Более того, некоторые стартапы у нас по законодательству невозможны, а за границей – пожалуйста, никаких проблем.

Вспомним хотя бы недавнюю историю с предупреждением Минюста компании «ТУТ БАЙ МЕДИА» о незаконности риэлторского сервиса. Во-первых, это не мы его ведем, а Bling.by – мы их только рекламировали. Во-вторых, этим занимается полмира, но предупреждение вынесли только нам. Это просто абсурд.

Или история с сайтами знакомств. Декрет президента №3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» от 9 марта 2005 года де-факто запретил сайты знакомств. Надо получать лицензию брачного агентства, а дальше – каждые три месяца сдавать списки иностранцев, которые знакомились на нашем сайте, а также номера паспортов всех беларусов, на нем зарегистрированных. Понятно, что эти требования невыполнимы. А у нас на тот момент было столько знакомств, сколько на Mamba. После предупреждения Генеральной прокуратуры мы были вынуждены закрыть этот сервис. В результате теперь все беларусы знакомятся на зарубежных сайтах, а наше государство от этого радуется и считает, что так правильно.

Лишь несколько лет назад, когда уже наш закрытый сайт восстановить было нельзя, появилась возможность работать в этом направлении. Однако все до сих пор непросто. Сайты должны быть исключительно для беларусов, а иностранцам на них по-прежнему знакомиться нельзя.

Есть еще пример – сервис интернет-такси UBER. Во всем мире он законен, а у нас, видимо, будут и с ним бороться.

– В апреле стало известно об аресте беларусского бизнесмена в сфере IT-технологий и недвижимости Виктора Прокопени. Как это повлияло на бизнес-среду?

– Если честно, то я боялся, что будет отток и капитала, и мозгов. Но, слава богу, пока не видно, чтобы все отсюда бежали. Это очень хорошо для страны. Народ пошумел и успокоился. А что касается самого Виктора Прокопени, то, я надеюсь, суд разберется. Поскорее бы.

– Что бы вы, будь такая возможность, изменили в сфере, которая вам так близка и понятна?

– Самое главное – нужно убрать совершенно дурацкие барьеры, которые и так не срабатывают, а только мешают тем, кто работает законно. Это и фильтрация сайтов, и жесткая ответственность к владельцам ресурсов за сообщения пользователей, и внесудебный порядок закрытия сайтов. Очень жесткое у нас рекламное законодательство, которое требует значительной либерализации. Сохраняется монополия «Белтелекома» в интернете и, похоже, государство это устраивает.

– Каковы перспективы IT-рынка в Беларуси? Сколько он может приносить денег государству?

– IT-рынок безграничен, он будет только расти. В ближайшие десятилетия никакого предела этому не видно. Говоря о Беларуси, хочу отметить, что у нас очень хорошая ситуация с кадрами по сравнению, скажем, с Китаем. Мы умеем аккуратно работать с западными клиентами. Поэтому, повторюсь, ситуация очень хорошая. Через некоторое время эта отрасль сможет приносить Беларуси десятки миллиардов долларов.

– Получается, стране лучше развивать IT-рынок, чем вкладывать безумные деньги в модернизацию того же МАЗа.

– На самом деле, и у промышленности много возможностей. Они далеко не исчерпаны. Просто государственная форма собственности не позволяет нормально развиваться. Доэксплуатировать имеющиеся резервы и выкинуть – с этим она справится. Маленький пример. Один из известных наших заводов заказал разработку стратегии. Разработчики спросили: зачем вы покупаете устаревшие бэушные станки для производства товара, который в мире сходит на нет? Ответ поразил: нам надо выполнить план по модернизации. Вот вам и вся модернизация. Все делается для галочки, и ни к какому техническому перевооружению это не приводит. Вот и получается, что у нас фактически полстраны работает на производство продукции, которую невозможно потом продать.

Комментировать