Жизнь

Юбилей начала войны в Чечне: украинские параллели

1292 Вадим Довнар

В минувшую среду исполнилось ровно двадцать лет после начала Первой чеченской войны. Казалось бы, уже забытые массовым сознанием события вновь становятся актуальными на фоне идущей войны российско-украинской. Памятную дату в Киеве отметили публичным просмотром документального фильма «Алды. Без срока давности» и дискуссией «20 лет войны в Чечне: параллели с Украиной».

Фильм, снятый с участием убитой чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой, рассказывает о массовых убийствах мирного населения в поселке Новые Алды, пригороде Грозного — одной из многочисленных трагедий и вопиющих нарушениях прав человека в Чечне в ходе двух российско-чеченских войн.

5 февраля 2000 годы бойцы петербургского ОМОНа провели в Новых Алдах «зачистку». По словам алдынцев, после спецоперации они захоронили 82 трупа, впоследствии правозащитный центр «Мемориал» задокументировал убийство как минимум 56 человек. Среди расстрелянных не было ни одного боевика, только мирные жители – старики, женщины, дети. «Зачистка» в Новых Алдах стала одной из самых кровавых историй Второй чеченской войны.

Пересказывать ленту, во время демонстрации которой многие отворачивались, смысла нет. Посмотрите.

Вот только несколько цитат от тех, кто рассказывает в фильме о своей трагедии:

«Вот это доблестная российская армия. Им мало было обокрасть, изнасиловать, убить, им нужно было сжечь».

«Не рассказывали, поскольку смысла не было. Все эти зверства списывали на чеченцев, дагестанцев, осетинов».

«Такого геноцида не было во время войны с Германией»

«Я спросила его: «Ведь видите, что мы не боевики, зачем убиваете женщин, стариков, детей? В ответ было: у нас приказ стрелять всех».

 

По проторенной дорожке

А вот услышать некоторых очевидцев тех войн, думается, крайне важно. Бойня в Чечне была остановкой окончательного распада империи, а война с Украиной является попыткой ее восстановить в прежних объемах. Причем в обеих войнах РФ не гнушалась и не гнушается любых методов. Такое мнение высказал в историк, публицист Майрбек Вачагаев, бывший полпред президента Ичкерии Аслана Масхадова в Москве, проживающий нынче в Париже.

«Таким преступлениям нет оправдания. У них нет срока давности. Чеченцев всего полтора миллиона, а мы пережили две войны и сохранились как этнос. Зачем русским нужно было бесчинствовать в Новых Алдах? На тот момент федералы уже взяли Грозный и даже тактической необходимости устраивать резню в этом селе не было. Это была показательная акция. Нужно было продемонстрировать: так, как было в Первую чеченскую войну, когда армия буквально за ночь исчезла с территории нашей республики, не будет. И нет для них разницы, кто перед ними: женщина, старик или ребенок. Молва о судьбе этого села разошлась моментально. Люди в панике бежали кто куда, не дожидаясь прихода к ним военных», — вспоминает Майрбек Вачагаев.

Ему вторит и редактор единственного независимого журнала на Северном Кавказе «Дош» Абдулла Дудаев: «Это доказательства военных преступлений, геноцида. И это лишь один из многочисленных случаев. Хватает, например, фактов применения запрещенного оружия, приказ на применение которого мог отдать только лично главнокомандующий. Например, при бомбежке Шали кассетными бомбами 3 января 1995 года. Потому стоит ли удивляться, что вопреки тому, что все известно, официально ничего не расследовано – и расследовано при этой власти не будет. Хотя только без вести пропавших – более 5 тысяч официально и около 18 тысяч неофициально».

Тогда, зимой 2000-го, по словам Вачагаева, Россия доказывала себе, что ее не могут победить несколько тысяч повстанцев: «Говорят, что РФ воевала с нами из-за нефти. Это чушь. Чеченская нефть – это 1% всей российской нефти, ее потерю они бы даже не заметили. Дело в комплексе. После распада СССР Россия превратилась из сверхдержавы в обычную страну. А русские хотели величия, такой правопреемственности былой империи. Отпусти нас, и в экономическом плане они ничего бы не потеряли. Боялись прецедента. Дальше побежали бы другие. На нашем примере показывали, что новых территориальных потерь они не допустят. В итоге Ичкерию раздавили, и Татарстан, Башкортостан и другие стали сговорчивыми».

Говоря о дне сегодняшнем, историк уточняет: «Прошло 20 лет с начала Первой чеченской войны, а мало, что изменилось. Так называемую «чеченскую оппозицию» для борьбы с Джохаром Дудаевым набирали не в Чечне, а в других субъектах федерации. В военкоматах. Там же, где в основном вербуют и «ополченцев» для востока Украины. С последними подписывают те же контракты что и с первыми. Даже суммы остались прежними: 30 тысяч долларов родне в случае гибели. И участие русских очевидно. Когда сожгли технику, вошедшую в Грозный, мы не обнаружили среди них ни одного чеченского танкиста. Зато у всех были удостоверения ФСО, нынешнего ФСБ».

Нападение России на Украину готовилось не один день и продолжается по обработанной ранее схеме, считает Вачагаев.

«Решение начать Вторую чеченскую войну было принято за девять месяцев до ее начала. Соответствующий приказ мне показал тогдашний заместитель министра РФ по делам национальностей. То есть, оно не было спонтанным, реакцией на какое-то конкретное событие. Так же, как не спонтанно решили вводить «зеленых человечков» в Крым. Все остававшееся до войны время велась работа с журналистами, писателями. Нет, их не покупали, им просто вкладывали в головы нужные мысли. Был, например, такой писатель Левин, книга которого о Первой чеченской разительно отличается от книги о Второй чеченской. В первом сочинении – повстанцы, борцы за независимость. Во второй – бандиты, террористы», — вспоминает чеченец.

 

Верить в себя и беречь душу

Майрбек Вачагаев предостерег украинцев и от излишнего доверия к Западу: «Вот Герман ван Ромпей предложил вам соглашаться на федерализацию. Значит, может быть сговор ЕС и РФ. «Финляндизация» официально предлагалась и нам. Но мы на это не пошли, поскольку не хотели оставаться частью России и понимали, что всем этим соглашениям грош цена».

«Запад, США вам тоже сильно не помогут. Только вы сами можете отстоять свой выбор и территориальную целостность. И вы уже многое сделали и делаете сейчас. В противном случае российские танки уже были бы не в Донецке, а в Киеве. Теперь же у вас еще и ответственность перед погибшими», — добавил диссидент.

«Вы видели в фильме, как женщина потерявшая родных, даже переживает за убийц ее близких. Мол, как же они жить со всем сделанным будут. Я хочу заметить, что чеченцы всегда разделяли власть и людей. В России первая вторым неподконтрольна. Однако в любом случае важно проводить эту градацию и не позволить ненависти съесть тебя», — резюмировал встречу Абдулла Дудаева.

Комментировать