Политика

Выжимки из выдержек. Форум с Москвой и диалог с Европой

990 Микола Мирончик

Первый за много лет раунд диалога между Беларусью и Евросоюзом о правах человека в Минске прошел в тени помпезного десанта российских чиновников. Но именно первое событие сулит Минску значительно больше перспектив.

«Параллельно с нашей делегацией в Минск приехала еще одна, менее важная», — шутили в кулуарах европейские дипломаты, катившие по триколорным минским проспектам.

Шутка оказалась пророческой. III форум регионов России и Беларуси, на который слетелась дюжина российских губернаторов, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и сам Владимир Путин, стал мероприятием с минимальным уровнем полезности и мог с таким же успехом пройти на уровне глав идеологических отделов райисполкомов.

Александр Лукашенко, который по протоколу должен встречать прилетающих в Беларусь лидеров иностранных государств, встречать Путина отправил премьер-министра Андрея Кобякова.

То ли глава беларусского государства обиделся на непробиваемость Кремля в вопросе о скидке на газ, то ли на незваных гостей с «Буками» у своих границ, или на что-то личное. Но если судить по официальному фото со встречи двух лидеров, особенной нежностью самодержцы России и Беларуси друг друга не поливали.

На встрече тет-а-тет Лукашенко напомнил Путину о косолапости братской интеграции, намекнув, что многие беларусские производители продолжают сталкиваться в России с непреодолимыми барьерами. Это — единственное, что посчитала нужным включить в сводку о встрече пресс-служба президента.

Пиарщики российского лидера в принципе не стали наводить резкость на профили двух лидеров, отчитавшись лишь о переговорах в расширенном составе.

«Расширенный состав» не подвел Кремль.

Экс-премьер Михаил Мясникович, сосланный в сенаторы в 2014 году, убеждал присутствующих, что у наших двух стран уже единое, общее гуманитарное пространство — хотя, по его признанию, школы и университеты на своем уровне как-то мало контактируют. Поэтому он пообещал заняться тем, чтобы они работали друг с другом «не как иностранцы».

Не совсем ясно, как это согласуется со вступлением Беларуси в европейский Болонский процесс — но главное, что назначенный властями Беларуси «смотрящим» за форумом Мясникович, которому явно тесно в сенаторском кресле, явил миру свое нескрываемое стремление избавить Россию от «иностранного» статуса в Беларуси.

Министр информации Лилия Ананич пошла дальше и предложила России «совместно противостоять дезинформации в интернете». Госпожа Ананич, видимо, не только ничего не слышала об обеспокоенности беларусских властей засильем восточного союзника в информационном пространстве — но и слабо себе представляет, какую реакцию такой шаг может вызвать, например, со стороны беларусской IT-отрасли — если принять во внимание реализуемую Россией стратегию по обособлению от всемирной паутины.

Российские губернаторы, коих приехало вдвое меньше ожидаемого, хвалили беларусские картофелеуборочные комбайны, радовались, как Беларусь помогла пережить продуктовые санкции, и даже пошли так далеко, чтобы милостиво предложить беларусским производителям поучаствовать в тендерах на закупку автобусов и сельхозтехники (правда, дали понять, что закупки эти будут минимальными).

Лишь Российский союз молодежи был предельно конкретен, предложив своим коллегам из БРСМ сразу перейти от слов к баблу.

Говорящей головой форума с российской стороны симметрично выбрали председателя Совфеда, каменную леди Валентину Матвиенко, которая предложила ввести визу Союзного государства и резко раскритиковала европейскую программу «Восточное партнерство», которая на самом деле способна принести Беларуси денег больше, чем жалкие $300 млн долларов, которые Минск ожидает в виде «выхлопа» от российско-беларусского форума.

В целом, заявленная социально-гуманитарная тематика форума исчерпалась несколькими эвфемистичными констатациями и подписанием бесчисленного числа меморандумов, после чего повестка дня перешла в экономическую плоскость с весомыми аграрными акцентами.

Важнейшие вопросы двусторонних отношений — газ и российские танки в Клинцах — остались за кадром. Максимум, на что сподобилась беларусская сторона — тонкий троллинг в виде подаренной Путину вышиванки.

Наиболее символичным сообщением с форума, в полной мере отражающем произошедшее, стала новость о том, что Беларусь завалит Москву солью, поставив в российскую столицу аж 5 тысяч пудов.

Форум регионов России и Беларуси поставил новый рекорд в имитации страстной любви двух стран-сестер. Но если грузная, завершающая свой репродуктивный период Россия громко кричит от отчаяния, то Беларусь сотрясает воздух от страха, несмело пытаясь показать старушке сверху, что влюбленность прошла.

В ситуации, когда повторение мантр о «нарастить и усилить» с главным союзником напоминает маразм, беларусская власть пошла на открытый диалог с Западом о самом болезненном — правах человека, причем сделала это на своей территории. И если беларусский МИД, тушуясь, обходится общими формулировками — то европейцы довольны, что смогли затронуть все волнующие их аспекты «право, человеческой» тематики, включая смертную казнь. К этой встрече Минск подсуетился настолько, что даже оперативно возобновил дело против убийцы Михаила Пищевского — несмотря на месяцами повторявшуюся фразу о том, что преступник уже был осужден.

В ситуации неприкрытых угроз со стороны главного «союзника» беларусские власти готовы переступать через себя, чтобы хоть немного подкорректировать свою репутацию в глазах Запада.

Комментировать