Жизнь

Выстрадать «корочку», сходить на курсы. Как «реформируют» университеты в Беларуси

2462 Лидия Михеева

Беларусские вузы дают «корочку», а не современные знания. Девушки-студентки сталкиваются с домогательствами и оценками за «красивые глаза». Иностранные студенты платят за учебу – поэтому могут «хорошо учиться», даже толком не зная русского. Ведь в конце концов «всё зависит от преподавателя». Чем реально наполнен образовательный процесс в наших университетах?

При обсуждении реформ высшего образования Беларуси практически не слышен голос людей, которых эти реформы непосредственно касаются в первую очередь – студентов и преподавателей. А им есть, что сказать. Недавнее исследование специфики преподавания социо-гуманитарных дисциплин в беларусских вузах выявило несколько важных тенденций.

1. Студентам не хватает объема получаемых гуманитарных знаний

Речь идет не только о любознательности, желании развить свой кругозор и коммуникативные компетенции с помощью гуманитарных предметов. Студенты осознают, что гуманитарные науки необходимы им в будущей профессиональной деятельности.

Например, будущие архитекторы сетуют на то, что курс психологии не научил их взаимодействовать с заказчиками. Будущие журналисты жалуются на неглубокий уровень преподавания базовых гуманитарных дисциплин. Социологи хотели бы иметь возможность читать больше оригинальных текстов, а не знакомиться с ними по вторичным источникам. Студенты технических и медицинских вузов сокрушаются, что гуманитарные знания носят фрагментарный характер, не укладываются в общую систему, которая позволила бы создать некую целостную картину мира.

2. Переход на двухуровневую систему (бакалавриат + магистратура) привел к снижению качества образования

Так считают, в первую очередь, преподаватели. По их мнению, в четыре года бакалавриата невозможно вместить объем знаний, который раньше был рассчитан на пять лет обучения, урезается практика, сокращается количество часов даже на самые базовые дисциплины.

3. Модульная система оценивается скорее негативно

Зачастую из курсов, которые студенты хотели бы изучать подробно и глубоко, образуются «кентавры», части которых по содержанию связаны косвенно: например политология + идеология, социология + экономика и т.п.

Методики преподавания остаются примитивными: студенты сетуют на засилие традиционных лекций, скучных семинаров, порочной практики «сдачи реферата для зачета по курсу». На этом фоне такие изменения на системном уровне стали катастрофой.

«Журнал» также рекомендует:

  

Новая практика «курсов по выбору» вызывает в основном негативные отклики. По словам студентов, часто выбирать приходится из двух необходимых дисциплин (например, между логикой и эстетикой), причем в ряде вузов этот выбор происходит формально – его за студентов делают сотрудники деканата: например, деля список группы пополам по алфавиту.

4. Программ составляются без единых стандартов

Нет и общепринятых критериев для анализа качества обучения. Поэтому часто курсы дублируются по содержанию или нарушается логика в последовательности изучения дисциплин: например, студенты изучают сначала маркетинг, потом предмет «Национальная экономика Беларуси», а только потом «Экономическую теорию». И студентам, и преподавателям не совсем ясно, как те или иные курсы становятся основными, а другие – курсами по выбору.

5. Этос отношений преподавателей и студентов в беларусских вузах не сформирован

В разных вузах и на разных факультетах модели коммуникации между студентами и преподавателями вырабатываются спонтанно, в зависимости от личной культуры участников.

Практически все участники исследования отмечают, что в беларусских вузах есть доброжелательные и неординарные преподаватели, отдающие студентам максимум знаний даже за рамками своего рабочего времени. Но общий фон коммуникации – скорее нейтрально отстраненный. А случаи хамства, грубости со стороны преподавателей, с которыми сталкивались участники исследования, не имели никаких последствий для их виновников.

«Журнал» также рекомендует:

  

Преподаватель всегда прав, а студент вынужден гибко подстраиваться под «норов» каждого из сотрудников вуза – так можно охарактеризовать  негласный принцип общения между ними.

С другой стороны, преподаватели заявляют о резком снижении качества знаний у абитуриентов, что снижает мотивацию преподавателей взаимодействовать со студентами более активно и демократично.

6. «Все зависит от преподавателя»

Эта фраза звучала рефреном на всех фокус-группах. Хороший преподаватель может приложить усилия и обеспечить качественный учебный процесс даже в этих условиях. Но если он не компетентен и не мотивирован, студентам приходится тяжело – необходимо тратить много времени на самообразование, искать альтернативные источники получения знаний – курсы, семинары.

По словам студентов, серьезными проблемами являются потеря связи с профессией у многих преподавателей: многие преподаватели журфака никогда не работали в СМИ, социологии учат в том числе и те, кто активно не включен в исследовательскую деятельность и т.п.

Кадры в вузах «омоложиваются» медленно – завкафедры часто ориентируются на формальные требования по количеству докторов и кандидатов наук на кафедре, поэтому склонны удерживать на работе людей со степенями без учета их реальных умений преподавать.

7. О гендерном равенстве в вузах говорить не приходится

Формальные ограничения в доступе к высшему образованию для девушек давно в прошлом. Но практически все участники фокус-групп заявили о том, что сталкивались в личном опыте с несправедливым и некорректным отношением к студенткам, связанным с их полом.

«Журнал» также рекомендует:

  

Дискриминации девушек происходит как в латентных формах, так и в форме явного пренебрежительного и неуважительного отношения: некоторые преподаватели могут позволить себе вслух сомневаться в их умственных способностях, комментировать форму одежды, выставлять более высокие или более низкие оценки за «длину юбки» и «красивые глаза».

Были отмечены и случаи откровенного и безнаказанного домогательства к девушкам, которые не находили адекватного правового разрешения, даже если о них было известно на факультете или в вузе.

Многие участники исследования отметили и «позитивную дискриминацию» парней. Студентам-гуманитариям оценки зачастую завышают, поскольку «жалеют» за то, что «вокруг одни девчонки, а мальчики – в меньшинстве». Студенты-медики нередко слышат от преподавателей, что они – будущие главврачи, а девушкам «светит» работа в поликлинике.

8. Ценность гуманитарного и в целом высшего образования девальвируется

Проблемы начинаются еще в школе, поскольку там никто не занимается профессиональным ориентированием школьников. С годами снижаются и проходные баллы на некоторые специальности.

На этом фоне переход на 4-летнее обучение в бакалавриате и введение модульной системы негативно сказывается на качестве образования, гуманитарная составляющая которого становится фрагментарной, поверхностной.

Обучение в вузе все больше походит на обязаловку ради получения корочки – а после нее приходится наверстывать пробелы в знаниях с помощью самообразования либо переобучения непосредственно на месте работы. Связь высшего образования с рынком труда пока не налажена.

9. Академическая мобильность – пока мечта как для студентов, так и для преподавателей

Активная научная деятельность, связанная со стажировками и посещениями международных конференций, не всегда поощряется вузами. Зачастую учебная нагрузка просто не «отпускает» преподавателей с места работы.

Со студентами ситуация несколько лучше, хотя участие в программах типа Erasmus требует от них личной инициативы: многие студенты вообще не знают о таких международных программах.

10. Иностранные студенты плохо включаются в образовательный процесс в беларусских вузах

Приток иностранных студентов вносит существенный вклад в бюджеты вузов. В 2015/2016 учебном году в Беларуси обучалось более 14 тысяч иностранных студентов (в большинстве своем из Туркменистана, России, Китая). И у их беларусских «коллег» есть по их поводу немало негативных замечаний.

Иностранным студентам предоставляются лучшие условия: они прилагают минимальные усилия, практически не изучают русский язык. Претензий к ним почти нет – ведь они много платят за учебу. Такая ситуация девальвирует ценность образования и среди беларусских студентов, а с иностранными стоит дополнительно проводить работу, чтобы адаптировать их к новым условиям и помочь получать образование по тем же принципам, что и беларусы, без двойных стандартов.

Подытожим

Студенты и преподаватели беларусских вузов на достаточно высоком уровне рефлексируют свой опыт включенности в образовательный процесс. Молодые люди способны сформулировать свои запросы и осознать дефицит, нехватку получаемых знаний.

Поэтому настоящее недоумение вызывает тот факт, что трансформации высшего образования Беларуси не опираются ни на мнение самих преподавателей и студентов, ни на мнение независимых экспертов.

Данное исследование призвано привлечь внимание к этой проблеме и показать: несмотря на вхождение Беларуси в Болонский процесс, студенты и преподаватели до сих несправедливо исключены из процесса приятия решений об их собственных судьбах, и по сей день они являются невидимым, немым и по сути несуществующим актором в поле высшего образования.

 

Пилотное исследование «Специфика преподавания социогуманитарных дисциплин в беларусских вузах» проведенное сотрудниками Центра Европейских исследований Алексеем Браточкиным и Лидией Михеевой, а также социологом и гендерной исследовательницей Ириной Соломатиной совместно с фондом «Понтис» и Центром Острогорского.

Исследование включало пять фокус-групп, в которых приняли участие представители 11 высших учебных заведений Беларуси: 18 преподавателей вузов, преподающих гуманитарные и социальные науки в гуманитарных и технических вузах, 23 студента/ки гуманитарных и технических специальностей и 8 молодых профессионалов-выпускников гуманитарных специальностей, со стажем работы от одного года до пяти.

Комментировать