Политика

Выборы в Польше. Города голосуют за оппозицию

940 Ляксей Лявончык

Штаб независимого кандидата Анны Здановской празднует победу в первом туре на выборах президента Лодзи, где она набрала 70% голосов. Фото: Tomasz Stańczak, Agencja Gazeta

 

В Польше состоялись местные выборы. По их итогам влияние популистов из правящей партии серьезно пошатнулось. Изменит ли это расклад сил и что вообще происходит у наших западных соседей? Разбираемся.

В прошедшее воскресенье поляки выбирали президентов городов, членов городских советов и региональных парламентов. В «общем зачете» местных выборов по стране правящяя партия «Право и Справедливость» вроде как одержала победу, набрав 33% голосов на выборы в сеймики воеводств. Но уже понятно, что победа эта оказалась пирровой.

Во-первых, два главных оппозиционных блока в сумме набрали 40% голосов, а это тревожный звоночек для PiS за год до следующих парламентских выборов. Во-вторых, кандидаты от «Права и Справедливости» провалилась во всех крупных городах страны, не сумев выиграть ни на одних из выборов президентов в столицах воеводств.

Очевидно, что правящей партии «прилетело» за всю политику, которую она вела в последнее время.

О чем ругаются PiS и ЕС

В октябре 2015 года популисты из партии «Право и Справедливость» победили на парламентских выборах и получили большинство в шесть мандатов в нижней палате парламента. Таким образом, впервые с 1989 года одна партия смогла сформировать правительство единолично.

После выборов PiS перешла к радикальным реформам – в собственном понимании этого выражения. Под «реформы» попали общественные медиа, после была попытка полного запрета абортов в стране, но главная атака правящей партии пришлась на систему правосудия, и завершилась она, по мнению европейских партнеров Польши, ослаблением баланса ветвей власти.

Судебная реформа привела к массовым протестам на улицах польских городов в 2017 году. Одна из основных составляющая этой реформы – замена судей в Верховном суде, при которой правящая партия получала практически полный контроль над ним, – была временно заморожена президентом Дудой, который отказался подписать первую версию закона, но подписал вторую – в которой закреплялась роль оппозиции при назначение части судей.

Ослабление принципа разделения властей привело к конфликту с Европейской комиссией. В итоге против Польши была официально запущена процедура по Статье 7 Договора о Европейском союзе за систематическое нарушение норм и ценностей ЕС. Если такое нарушение будет доказано, то Польше первой в истории грозит потеря права голоса в Евросоюзе. Если учесть систему принятия решений в ЕС, такой исход маловероятен, но сам факт запуска этой дисциплинарной процедуры – беспрецедентен.

Тем более, что этот подход ЕС уже применяется в судебной практике. В 2017 году ирландская судья вместо того, чтобы выдать Польше обвиняемого по наркотической статье (процедура, которая между странами ЕС является практически автоматической), обратилась к суду ЕС с просьбой объяснить, безопасна ли такая выдача. Трибунал ЕС вместо того, чтобы автоматически подтвердить, ответил, что каждый судья должен принимать решение самостоятельно – фактически признав, что не может назвать польскую судебную систему независимой. А перед выборами Трибунал ЕС приказал властям Польши прекратить чистку Верховного Суда.

Читайте также:

Комплекс жертвы как национальная политика. Что происходит в Польше

В городах популизм не прошел

В общем, к местным выборам конфликт на фоне судебной реформы между ЕС и правящей партией Польши достиг уровня, невиданного ранее. При этом PiS не лез в цветущую всеми красками экономику, понимая, что электорату сложно задвигать «величие страны» на пустой желудок. А свою популярность «Право и Справедливость» зарабатывало в основном популистскими мерами.

Самым популярным шагом, особенно для благодарных – и консервативных – жителей регионов, стала программа денежных выплат на детей. PiS «пинает» Евросоюз по любому поводу, но при этом гневно отрицает любое желания выходить из ЕС (еще бы, с 75 процентами поддержки членства). После чистки рядов общественное телевидение страны стало фактически подконтрольным правящей партии, а ее деятели планомерно рассказывают, что оппозиция, придя к власти, приведет в страну немерено мигрантов, а центральное правительство не даст Варшаве денег, если мэром будет оппозиционер.

Кстати, кандидат от PiS на пост президента польской столицы Патрик Яки рассказывал о том, что эти выборы будут по важности равны Варшавскому восстанию. И это уже был явный перебор. В любом случае, это «восстание» «Право и Справедливость» с треском проиграла: кандидат от оппозиционного блока «Гражданская коалиция» (Platfoma.Nowoczesna Koalicja Obywatelska) Рафал Тжасковски был избран главой города уже в первом туре, второй раз за всю историю варшавских выборов.

Все воеводские президентуры (посты президентов городов, являющихся центрами воеводств) получили либо кандидаты от оппозиции, либо независимые кандидаты. А в тех крупных городах, где пройдет второй тур выборов, кандидаты от PiS находятся в аутсайдерах. Даже в столицах восточных регионах Польши – Беластоке, Люблине и Жешуве – традиционной вотчине правящей партии, ее кандидаты не смогли пройти даже во второй тур.

Победители чисто условно

В общенациональном масштабе PiS пришел первым, получив 33% голосов на всех местных выборах. Похоже, что правящая партия будет контролировать половину региональных парламентов. Почему такая разница с крупными городами? Потому что на выборах в региональный парламент голосуют все живущие в данном воеводстве, и тут консервативные польские местечки и деревни перевешивают либеральный городской электорат.

Общие итоги местных выборов в Польше. Источник: Onet.pl

 

Но отметим, что в общенациональном масштабе результат PiS был хуже парламентского трехлетней давности на пять процентов. Это уже повод задуматься. И это при всех ресурсах, задействованных на местных выборах.

Кандидаты от «Гражданской коалиции», в которую вошли крупнейшая оппозиционная партия «Гражданская Платформа» и «Современная партия» (Nowoczesną), набрали 26,7% голосов. Вернулись в большую политику и центристы из Польской крестьянской партии (Polskie Stronnictwo Ludowe – PSL), у которых есть долгий опыт работы в коалиции с Платформой. Таким образом, можно сказать, что оппозиционные демократические блоки набрали на местных выборах более 40% голосов, то есть обошли PiS.

Конечно, «Право и Справедливость» все еще сильна. Но неофициально уже признает, что если подобная ситуация повторится через год на парламентских выборах, то правящая партия может потерять власть. Она все равно вполне может прийти первой по проценту поддержки. Но проблема в том, что PiS может править, только получив большинство: всех натуральных союзников она уже инкорпорировала, оставшись в одиночестве. А вот оппозиция может, как в прошлом, объединиться и оставить популистов не у дел.

Читайте дальше:

ЕС и PiS. Польшу могут лишить голоса в Евросоюзе

«За 25 лет элиты Польши так и не объяснили обществу, что такое демократия. Теперь расплачиваемся»

Без права и справедливости. Пойдет ли Польша беларусским путем

Комментировать