Политика

Выбор 2020. Либо «вечный елбасы», либо Учредительное собрание

5441 Владимир Мацкевич

Каждый, у кого есть политические амбиции, может решать: оставаться марионеткой или спаринг-партнёром режима – либо стать действующим лицом и самостоятельным лидером. Нам грозит переучреждение государства. Но мы ещё можем собраться и навязать режиму свой сценарий.

Павлюк Быковский – один из самых толковых журналистов в стране. Толковых, внимательных, эрудированных и корректных. Но один журналист, даже самый толковый, не может заменить собой аналитический или исследовательский центр.

«Какой сценарий президентской кампании выберет Лукашенко», – задается вопросом Павлюк в своем материале на сайте Naviny.by. Вопрос поставлен правильно, но до ответа таким образом не добраться.

Свое рассуждение он начинает верно: «снижаются риски того, что ситуация в ходе президентской кампании выйдет из-под контроля. Это значит, что для белорусского правящего режима расширяется коридор возможностей».

Но почему при этом «в тревожный период декабря наиболее реальным виделся сценарий выборов как в 2015 году: три спарринг-партнера, не претендующих на победу и практически не критикующих персонально Лукашенко»?

Можно вспомнить, что за всю историю президентских «выборов» сценарий ни разу не повторялся. 2001, 2006, 2010, 2015 – каждые из этих «выборов» проводились по новому сценарию. Оппозиция всякий раз готовилась  к прошлому сценарию, как плохие генералы – к минувшей войне. Режим же каждый раз играл совсем в другую игру.

Поэтому – с какой стати сейчас повторять сценарий 2015 года? Да, этот сценарий удобен. И при полной интеллектуальной и организационной беспомощности оппозиции, он вполне обеспечил бы очередную «элегантную победу» режиму. С таким же успехом режим мог бы повторить любой из прошлых сценариев, результат гарантирован.

Чтобы побеждать, нужно играть в свою игру, навязывать противнику свой сценарий и отводить ему в этом сценарии соответствующую роль. Роль догоняющего, роль второго плана.

Победителем в игре может быть только тот, кто сам создаёт события, кто ставит оппонента и противника в ситуацию, невыгодную для противника и выгодную для победителя.
А чтобы создавать события и организовывать ситуацию нужен сценарий.

Сценарий разрабатывается и пишется творцами, инициативными, аналитически подкованными, методологически и ресурсно обеспеченными политиками. Только такими и никак иначе. И кто же из тех, кого называет Павлюк Быковский, является таковым?

Юрий Губаревич («За Свободу»), Николай Козлов (ОГП), Павел Северинец, Ольга Ковалькова (оргкомитет БХД), Алексей Янукевич (ПБНФ), Сергей Черечень (Грамада), Ирина Халип (Хартия-97), Андрей Дмитриев или Татьяна Короткевич (Говори Правду), Николай Статкевич (Народная Грамада), Олег Гайдукевич (ЛДПБ)?

Все эти люди хорошо известны тем, кто интересуется политикой, и практически неизвестны электорату. Инициативные среди них встречаются (хоть далеко не все таковы), а креативного нет ни одного. И ни у кого нет методологического обеспечения, нет независимых ресурсов, нет анализа ситуации. И, к сожалению, журналистский материал Быковского отсутствия аналитики не компенсирует.

Читайте все части нашего сериала «Кривая надежды. Как оппозиция ходила на выборы»:

Часть 1. 2005-2006: На пике борьбы

Часть 2. 2006-2008: Бойкот бойкота бойкота

Часть 3. 2010: Переломный год (для хребтов)

Часть 4. 2011-2015: Оппозиция здравому смыслу

Все они годятся только на роли в сценариях, названные Павлом: «спарринг-партнер» (как Короткевич в 2015-м); «марионетка» (Гайдукевичи старший и младший); «массовка или кордебалет», «политические пигмеи» (все в 2010-м).

Да, массовка нужна при любом сценарии. Про это Быковский очень хорошо написал: «Менее вероятно повторение сценария 2010 года, когда Центризбирком зарегистрировал кандидатами в президенты практически всех, кто подал заявки. С одной стороны, когда много слабых кандидатов, они не поют хором, а создают из своих одновременных сольных выступлений информационный шум. Подобный сценарий выгоден властям тем, что дает возможность выпустить пар и одновременно маркирует всех участников кампании, кроме главного, как политических пигмеев, с которыми действующему президенту нет нужды даже участвовать в дебатах».

Жаль только, что это написано сейчас, десять лет спустя. Я писал об этом с весны до зимы 2010 года, но тогда мои слова не были восприняты в эйфории от ложной «либерализации». Сейчас это, вроде бы, каждому понятно.

Но массовка нужна в первых актах сценария. Вот прямо сейчас. Потом всех этих «политических пигмеев» выгонят со сцены. Сейчас разработан новый сценарий, с действующими лицами, которые будут выглядеть весьма серьёзными на фоне массовки. Это нужно для создания иллюзии альтернативы Лукашенко на этих «выборах», и особенно нужно впрок, на случай «транзита власти», который будоражит умы наших «пикейных жилетов», изображающих из себя аналитиков.

Читайте также:

Учредительное собрание против инкорпорации в Россию. Девять тезисов о ситуации в Беларуси

Осталось найти исполнителей на эти роли. И я надеюсь, не нужно объяснять разницу между «действующими лицами» и «исполнителями» в пьесах и любых сценариях.

Роль серьёзного конкурента Лукашенко на этих выборах будет отведена кому-то из номенклатуры, человеку с хорошим CV чиновника, привлекательного для оппозиции и протестного электората. И это совсем не та роль, которую играл Козулин в 2006 году. Он был изгоем режима, инкорпорированным в оппозицию.

Эта роль из нового сценария будет похожа на ту, которую пытались разыграть через Михаила Маринича в 2001 году. Но тогда Мариничу предложили стать исполнителем этой роли, а из окончательного варианта сценария исключили такое «действующее лицо». Михаил Афанасьевич не смог вовремя сориентироваться, за что и поплатился годами тюрьмы.

На этот раз в сценарии «выборы-2020» такое действующее лицо введено. Это будет как бы оппонент Лукашенко из недр самого режима. Роль может быть описана так:

– Внутри режима созрела оппозиция Лукашенко, поэтому Запад, умеренные империалисты в России и филистеры в самой Беларуси должны поверить в возможность «номенклатурного переворота» или в «революцию сверху».

– Среди чиновников высшего эшелона есть люди, говорящие по-беларусски, иногда позволяющие себе высказывать еретические рыночные идеи. Националисты и либералы должны поверить такому человеку и переключиться на него, отвернувшись от «политических пигмеев».

– В своей «предвыборной программе» это действующее лицо должно озвучить некоторые непопулярные решения, которые «победитель» примет и будет реализовать после «выборов».

– После шоу это действующее лицо должно поздравить действующего президента с элегантной победой и вернуться к исполнению своих чиновнических обязанностей (или пойти на повышение, как вариант).

Кто подходит в исполнители такой роли? Не надо спешить с ответом.

Владимир Макей не подойдёт. Макея жалко – он и в нынешнем амплуа хорош.

Читайте также:

Давайте начинать реальный диалог! Открытое письмо Владимира Мацкевича Владимиру Макею

Мог бы подойти Павел Латушко. Но, скорее всего, мелковат.

Ещё вариант – Кирилл Рудый. Это возможно, но смущает ассоциация с Мариничем и последовательностью его карьеры: министр – посол – кандидат – заключенный. Если не будет внятного прописывания роли и гарантий исполнителю в сценарии, то Рудого такое предложение вовсе не обрадует.

Наиболее подходящим исполнителем роли такого «кандидата» в сценарии «выборы 2020» выглядит Валерий Воронецкий. Хотя, возможны и другие варианты.

Никто в нашей оппозиции не рассматривает, не анализирует такого сценария и не готовится к нему. Поближе к августу это свалится им как снег на голову. Они не смогут освоить обещанные им донорами бюджеты. Но ожидания разогреют, отработав свои роли совершенно бесплатно. Ну, а уж «пехота» и средний состав участников их кампаний и вовсе окажется в дураках.

Павлюк Быковский правильно делает, что пытается представить себе задачу, которую решают политтехнологи режима, и реконструировать их ход мысли. Но это довольно трудно сделать, поскольку ни он, ни я не знаем этих политтехнологов в лицо и по именам. Мы можем только реконструировать ход их мысли и способ решения задачи по действиям и заявлениям, которые можем наблюдать.

Но вот чего совершенно не учитывает Быковский, так это того, что из двух главных событий 2020 года, «выборы» будут только вторым по значимости и важности. Первым, самым важным и значимым событием в 2020 году станет изменение Конституции. То есть, новый госпереворот.

В начале и середине 2019 года это казалось всего лишь выводом из аналитики, к которому можно относиться по принципу «50 на 50»: или будет, или не будет. После событий в России, которые Быковский вскользь упоминает как «маневры Кремля» или «план трансформации российской политической системы», становится понятным, что трансформация может затронуть не просто политическую систему, но и структуру государства как такового.

Нам грозит переучреждение государства. И мы ещё можем собраться и навязать режиму свой сценарий Четвертой Республики и Учредительного собрания. Этот сценарий уже разработан. И действующие лица в нём прописаны. Дело только за исполнителями главных ролей, в том числе и самых главных.

Поскольку места исполнителей главных ролей вакантны, то каждый, у кого есть политические амбиции, может решать:

– оставаться марионеткой или спаринг-партнёром режима – либо стать действующим лицом и самостоятельным лидером;

– выбрать свой сценарий из двух: либо «вечный елбасы» – либо Учредительное собрание.

Этот выбор выражается отношением к «выборам». Те, кто в них участвует, выбирают елбасы. В выбирающие Четвертую Республику бойкотируют это мошенничество. Все просто. Выбирайте.

Читайте дальше:

«Если мы допустим эти “выборы” и этот “референдум”, то можем лишиться независимости и войти в состав России»

«Альтернативой Лукашенко может быть только человек, который не стремится занять его место»

Комментировать