Арт

Вместе – в поисках себя. Кому достались «фотографические Оскары» Беларуси

681 Журнал

Фрагмент экспозиции выставки арт-проекта «Имена», кураторы Антонина Стебур и Анна Карпенко (Культ. центр «Корпус»), 2017. Фото: Виолетта Савчиц

 

Бюро «Месяца фотографии в Минске» назвало лучших в беларусском фото. В их числе – автор «Журнала» Ольга Бубич.

Маша Святогор объявлена «Фотографом года». Максим Сарычев и Александр Васюкович попали в «призы» в этой престижной номинации.

Каталог Льва Дашкевича, опубликованный в рамках серии «Библиотека МФМ» при содействии Национального исторического музея Беларуси, назван «Публикацией года» – опередив в этой номинации автора «Журнала» Ольгу Бубич.

Кураторы арт-проекта «Имена» Антонина Стебур и Анна Карпенко победили в номинации «Куратор/кураторская группа года»  – это проект победил также в номинации «Выставка года». Отметим, что творческий тандем был признан лучшими кураторами и в 2016 году, получив награду за выставку Сергея Гудилина «Конденсат».

Торжественное вручение наград «Премии Бюро МФМ» прошло 13 марта в Культ. центре «Корпус». Премия была учреждена два года назад командой «Месяца фотографии в Минске» в качестве регулярного мероприятия для фиксации значимых событий беларусской фотографии.

Экспертный совет премии отметил и несколько групповых проектов, «засветившихся» на столичных площадках в минувшем году. Это инициатива неформальных околофотографических встреч под названием «Чай со Льдом» коллектива «LĒD» (второе место в номинации «Куратор года») и проект «Веха», занимающийся восстановлением архивной семейной фотографии (второе место в номинации «Выставка/проект года»). На фестивале «Месяц фотографии в Минске» их выставка «Лучшая сторона» обратила на себя внимание как критиков, так и зрителей, значительно украсивших осенний Instagram постановочным снимками на фоне традиционных беларусских «посцілак» из экспозиции Анны Бунделевой и Леси Пчелки.

Коллектив «LĒD». Фотография представлена организаторами «Премии Бюро МФМ»

 

Чаще других на сцену поднимался фотограф Максим Сарычев, чье творчество фотографически «сделало» прошедший год. Только что вернувшийся с портфолио-ревью в знаковом швейцарском музее в Винтетуре, Максим получил премию в трех номинациях: второе место как «фотограф года», третье – как автор «выставки года» (за проект «Слепая зона», куратор – Алексей Толстов) и снова второе – как один из участников инициативы «Чай со Льдом».

Символично, что фактически половина наград Бюро МФМ-2017 досталась именно групповым проектам. Тема «коллективизации» была объявлена командой «Месяца фотографии в Минске» как центральная концепция фестиваля, который объединил на площадке «Сталоўка XYZ» пять проектов, так или иначе затрагивающих и переосмысливающих эту тему – исторически значимую для прошлого Беларуси. Возможно, новая интерпретация сути коллектива и идеи солидарности действительно дает свои первые плоды. Есть надежда, что культура одиноких партизан уже начала трансформироваться в экосистему объединенных общими целями творческих группировок.

Нововведением этого года стало появление дополнительной, пятой номинации ­– ею отметили Виктора Бутру. По мнению Валерия Ведренко, автора рубрики «Встречи с легендами» на портале ZНЯТА, уникальность Бутры проявляется через «репортажную точность событий, сочувствие к персонажам» и «документальную природу метафор». Работы фотографа тесно связаны с темой жизни и смерти, но при этом он далек от спекуляции темой и подает ее в документальном жанре, обращаясь исключительно к экзистенциальной составляющей.

Одна из самых цитируемых работ Бутры появилась в 1972 году. Ее первоначальное название звучало как «Неблагоприятный исход». В кадре – анатомический театр с телом девочки, который оперировали врожденный порок. Медик по образованию, Виктор, после многочасовой операции, решил вернуться в пустое помещение, чтобы сделать снимок. Эпизод оказал на него сильнейшее воздействие:

«Прихожу – тишина, чернота. Включил свет – лежит. Я забираюсь повыше и смотрю – да, такая картинка и получается, как представлял. Прижал фотоаппарат к чему-то. Длинная выдержка. Потом спустился вниз и думаю – на всякий случай еще с нижней точки. Секционный стол и тело. Меня колотило просто… Промелькнула мысль, что я снимаю что-то такое, что люди не снимают и не могут снимать».

«Я понимал, что могут быть реплики из серии «эксплуатация острого сюжета». Но одна молодая дама в клубе сказала мне: «Я после вашей фотографии буду больше любить свою дочь». Это для меня было самым неожиданным», – вспоминает фотограф в беседе с Валерием Ведренко.

Фотографии Виктора Бутры принимали участие в многочисленных конкурсах и выставках в Беларуси, России, Болгарии, Канаде, Румынии и Турция. Первая персональная выставка состоялась в 2004 году.

Итоги Премии Бюро МФМ

Публикация года

1. Каталог Льва Дашкевича, опубликованный в рамках серии Библиотека МФМ, посвящённой беларусским классикам фотографии (при содействии Национального исторического музея Республики Беларусь).

2. Публикации Ольги Бубич (журналистка, фотокритик «Беларусского журнала», Photographer.ru, Bird in Flight, OnAir,  автор колонки «Завтрашняя фотография»).

3. Александр Веледимович, «Алексиада» (фотокнига, созданная в рамках резиденции Народного центра культуры Польши «Gaude Polonia»).

3. Авторские публикации Любови Гаврилюк (журналистка, фотокритик журнала «Мастацтва»).

Фотограф года

1. Маша Святогор.

2. Максим Сарычев.

3. Александр Васюкович.

Выставка/проект года

1. Арт-проект «Имена», кураторы Антонина Стебур и Анна Карпенко (Культ. центр «Корпус»).

2. Выставка проекта ВЕХА «Лучшая сторона» («Найлепшы бок»). Куратор Анна Бунделева («Месяц фотографии в Минске», «Сталоўка XYZ»).

3. Персональная выставка Максима Сарычева «Слепая зона». Куратор Алексей Толстов («ЦЭХ»).

Куратор года

1. Антонина Стебур и Анна Карпенко. За арт-проект «ИМЕНА».

2. Коллектив LĒD. За серию встреч-презентаций «Чай со Льдом».

3. Лена Пренц. За выставку проекта Андрея Ленкевича «Прощай, Родина!» («Бывай, Радзіма!»).

Читайте дальше:

«Курасовщина, любовь моя!». Любовь и сюрреализм «задумчиво-лиричного Святогора»

Сергей Михаленко: «Беларусским авторам стоит быть поскромнее»

«Cо скрежетом и болью сняли фотографии». Почему голоса поколения Лукашенко попали под цензуру в Китае

Комментировать