Жизнь

Учеба длиною в жизнь

918 Янина Мельникова

Занятия в Университете Золотого Века в Гродно. Фото: УЗВ

 

Беларусы разных возрастов все чаще пользуются возможностями неформального образования. «Журнал» разбирался, какие опции для этого есть у людей, чей возраст перешагнул традиционный для студенчества рубеж, и почему образование длиною в жизнь считается в нашей стране едва ли не чудачеством.

«Следовать за мечтой никогда не поздно»

Внук Ирины Васильевны в этом году заканчивает 11-й класс, собрался поступать на программирование. Целыми днями таскает за собой учебники по математике, проводит за компьютером каждую свободную минутку.

«И ведь не в игры играет, занимается парень», – гордо рассказывает бабушка.

Ирина Васильевна, чем может, помогает выпускнику. Благо, всю жизнь имела дело с цифрами: работала экономистом.

«У меня математика в школе неплохо шла, вот и решили родители, что надо в экономический вуз идти. Я бы сама – ни за что, меня к прекрасному тянуло. К искусству, рисованию, дизайну. Но кто в мои времена думал о дизайне как профессии?» – рассказывает Ирина Васильевна.

Но учиться никогда не поздно, решила бабушка, которой «всего-то 68 лет», и записалась на дистанционные курсы ландшафтного дизайна.

«Буду экспериментировать на участке, – говорит Ирина Васильевна. – Раньше без всяких знаний цветы сажала и мастерила альпийские горки. А сейчас научусь, как все по правилам делать».

Дистанционные курсы в интернете Ирине Васильевне нашел внук. Она сама Всемирную паутину только начала осваивать.

«На пенсии времени много появилось, почему бы и не поучиться чему-то новому?» – задается вопросом женщина, энергии которой позавидовали бы даже молодые. Два года назад Ирина Васильевна получила свои первые в жизни права. Пришлось идти в автошколу, когда муж по состоянию здоровья не смог водить машину.

В планах у активной пенсионерки изучение иврита («давно хотела понять, о чем бабушка когда-то песни пела») и покупка собственного ноутбука («буду с подружками по скайпу говорить, внук уже научил»).

Таких людей, как Ирина Васильевна, в Беларуси с каждым годом становится больше, говорит директор программы «Университет Золотого Века» (УЗВ) Лана Рудник. Программа, которая предусматривает различные образовательные курсы для пенсионеров, реализуется в Гродно. За несколько лет работы УЗВ число его слушателей увеличилось с 40 до 200 человек.

По словам Рудник, они могли бы набрать и больше пожилых студентов, если бы не материально-технические ограничения.

Лана Рудник

 

«Все больше и больше пожилых людей понимает, что лекарства и даже высокая пенсия – это далеко не все, что надо человеку для счастья. Возможность быть в коллективе с другими людьми, общаться, получать знания и умения, необходимые для качественной жизни, будут все более и более затребованы людьми пожилого возраста», – считает Лана Рудник.

Чему же сейчас хотят учиться беларусы? В программе УЗВ есть иностранные языки, экологический образ жизни, психология, фотография и даже актерское мастерство.

Если бы Ирина Васильевна жила в Гродно, то непременно стала бы их слушательницей. Но и в других городах Беларуси, не говоря уже о столице, появляется все больше образовательных возможностей для людей любых возрастов. Держатся они, в основном, на энтузиазме активистов.

Художница Ника Сандрос – одна из таких энтузиастов. С недавних пор стала давать уроки рисования взрослым ученикам. По выходным в ее мастерской собирается группа людей, давно мечтавших взять в руки кисти и краски.

Ника Сандрос

 

«Ко мне приходят в первую очередь для того, чтобы расслабиться, научиться мыслить творчески, научиться видеть мир иначе, богаче и только потом для того, чтобы конкретно учиться рисовать, – рассказывает Ника Сандрос. – Мы учимся задавать себе вопросы и находить на них творческие ответы. Учимся любить себя и все, что ты делаешь. Свои корявые рисунки, например».

По мнению художницы, ничего удивительного в том, что ее взрослые ученики взялись за осуществление своей мечты, нет.

«Я считаю, что взрослый человек должен не идти за своей мечтой, а бежать со скоростью гепарда. Не в ущерб близким, не рискуя здоровьем, нужно храбро перепрыгивать через заборы сомнений и бытовухи и немедленно бежать к мечте. А когда, как не сейчас, не сегодня?» – говорит Ника Сандрос.

Идти за своей давней мечтой решил и основатель и совладелец портала TUT.by Юрий Зиссер.

«Моя мама – музыкант. В детстве я два года учился в музыкальной школе, но потом бросил, а в 38 лет ко мне неожиданно попало пианино, я стал сам пытаться играть то, что я слышал. Музыку я очень люблю, и классическую, и джаз. Стал сам заниматься, купил себе синтезатор, потом – домашний электрический орган. И понял, что я совсем не умею играть. И тут наша Академия музыка объявила прием на факультет переподготовки. И я в последний день подал документы. Пришлось брать уроки, чтобы сдать экзамены. Но я поступил наравне с теми, кто закончил музыкальную семилетку», – вспоминает Юрий Зиссер.

Юрий Зиссер

 

Спустя два года обучения, основатель TUT.by сдал госэкзамен и ожидает получения диплома с правом ведения концертной деятельности.

Юрий Зиссер признается, что решение учиться музыке далось ему не без колебаний: «Прихожу к жене, спрашиваю ее мнения. Она говорит, мол, ты ж уже не будешь профессиональным органистом. Конечно не буду, говорю. И с этой мыслью лег спать. А утром проснулся с той же мыслью, но руки сами собрали документы, а ноги сами отнесли».

О полноценной концертной деятельности органист Юрий Зиссер не мечтает, но не исключает, что будет участвовать в каких-то сборных выступлениях, играя отдельные пьесы.

Для основателя главного портала страны обучение длиною в жизнь – явление обычное, позволяющее ему держать руку на пульсе жизни.

«Я езжу на курсы по бизнесу, постоянно читаю, учусь. Это раньше можно было выучиться в институте на строителя, и этих знаний хватало на всю жизнь. Сейчас, к примеру, в сфере программирования знания за пару лет устаревают. И для того, чтобы быть «в теме», нужно все время учиться. И так, в общем-то, во всех профессиях», – говорит Юрий Зиссер.

Что делать, если лень?

Спрос на образовательно-просветительские программ для взрослых растет во всем мире, и Беларусь – не исключение, считает директор УЗВ Лана Рудник. И связано это, в первую очередь, с ростом численности пожилых людей. В Беларуси они составляют четверть населения страны.

Поэтому было бы логично, если бы вопрос о поддержке образовательных инициатив для взрослых решался на государственном уровне.

«Но Министерство образования вопросами обучения пенсионеров не занимается, потому что считает это не своей компетенцией. Общественных организаций, которые работают в этой сфере, – единицы, потому как государство никак не стимулирует их деятельность», – говорит Лана Рудник.

По ее мнению, если Беларусь реально, а не формально хочет присоединиться к Болонскому процессу, в стране необходимо создать основы для образования на протяжении всей жизни, в центре которого «должны быть интересы человека, а не государства».

Непрерывное обучение (lifelong learning) – обучение в течение всей жизни – могло бы стать новой философией беларусского образования, образовательной политикой и стратегией, которая «позволила бы человеку на протяжении всей его жизни удовлетворять свои образовательные потребности». Так считает кандидат медицинских наук, эксперт Общественного Болонского комитета Ольга Крыжановская.

Занятия в Университете Золотого Века в Гродно. Фото: УЗВ

 

Другое дело, что у большинства людей образовательные потребности стоят не на первом месте, говорит эксперт. И добавляет, что здесь «сказывается личностная леность, унаследованная от советских времен».

«В обществах, где человека с детства приучают к самостоятельности, к тому, что именно он или она сами отвечают за свою жизнь, идея образования на протяжении всей жизни давно материализовалась во множество формальных и неформальных программ повышения квалификации, переквалификации, народных школ, курсов», – говорит Лана Рудник.

Показательно недавнее исследование PEW Research Center, респонденты которого отвечали на вопрос «Кто должен отвечать за то, какой будет старость человека: сам человек, семья или государство?» В США 46% опрошенных ответили, что это обязанность самого человека – и только 24% возложили эту обязанность на государство. В России эти цифры составили соответственно 8% и 63%.

«По Беларуси таких данных нет, но, учитывая похожесть функционирования нашей политической и образовательной системы с российской, можно предположить, что наши показатели были бы похожими», – считает Лана Рудник.

Чтобы преодолеть леность и «традиционный» подход к образованию как к ответственности учителя, а не ученика, беларусам необходимо понять, что учиться – значит эффективно осваивать новую информацию, чтобы затем использовать ее в своей жизни для саморазвития, достижения определенных целей, считает Ольга Крыжановская.

«Человек, который учится успешно и постоянно, причем и в довольно зрелом возрасте, − не обязательно «вечный студент». К таким людям можно смело отнести всех успешных практиков − невозможно оставаться признанным асом в какой-либо области, если не интересоваться ее последними достижениями», говорит эксперт Общественного Болонского Комитета.

Признает ли Беларусь ценность неформального образования?

Официальный легитимный статус неформального образования, равно как и спонтанного обучения, – одно из условий, которое должна была выполнить Беларусь для вхождения в Европейское Пространство Высшего Образования (ЕПВО), более известного под названием Болонский процесс.

Для этого необходимо, чтобы государство разработало процедуры оценки всему спектру знаний, умений и компетенций гражданина, которые он получил в течение жизни на различных курсах, самостоятельно или на рабочем месте, и даже в быту. Сделать это можно, в том числе, с использованием Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц-кредитов (ECTS).

КСТАТИ

Неформальное образование – обучение вне рамок учреждения образования, однако является упорядоченным и целенаправленным со стороны обучающегося (обладает структурой, имеет заданную продолжительность обучения и др.), так называемое «полуструктурированное» обучение, в то время как формальное образование является освоением утвержденной образовательной программы на базе учреждения образования.

Спонтанное обучение – это обучение, имплементированное/ интегрированное/ включённое в повседневную деятельность человека, связанную с работой, семьей или досугом и т.п.

«Основные методы для признания ранее полученного обучения – тесты и экзамены, самооценка кандидата, портфолио, наблюдение на рабочем месте, имитационные задания», – поясняет эксперт Общественного Болонского комитета Ольга Крыжановская.

Для этого в Беларуси должна быть создана система сертифицирующих органов. Но в нашей стране по сей день не существует Национальной системы квалификаций, которая включала бы в себя, в том числе, и национальную рамку квалификаций (систему принятых в стране уровней квалификаций и дескрипторов, описывающих каждый уровень квалификаций в терминах знаний, умений и широких компетенций), и профессиональные стандарты.

«Работа над Национальной рамкой квалификаций и профессиональными стандартами в Беларуси началась только после 10-летней раскачки. Все бы хорошо, но благие намерения опять упираются в бюрократическое и не вполне соответствующее международной практике решение», – говорит Ольга Крыжановская.

Будет ли страна двигаться в этом направлении – большой вопрос. Ведь если раньше мотивацией для государства могло стать вхождение в Европейское пространство высшего образования, то с недавних пор Беларусь уже там, несмотря на все недочеты и «особенности».

Ну а пока, раз у работодателя нет возможности оценить квалификацию работника в той или иной сфере, все его попытки саморазвития, участие в дистанционных курсах, вэбинарах, семинарах, образовательных проектах, не будут значить ровным счетом ничего.

И если для пожилых людей, для которых саморазвитие сравни хобби и участию в кружках по интересам, эта ситуация не так критична, то для молодых невозможность подтвердить свои знания и компетенции создает серьезные преграды и может, в конце концов, отпугнуть от возможностей неформального образования.

Комментировать