Политика

Референдум в Каталонии. Что будет дальше

1392 Ляксей Лявончык

Противостояние каталонских избирателей и полиции, 1 октября 2017 года. Фото: David Ramos, Getty Images

 

Референдум в Каталонии закончился насилием со стороны полиции и сотнями пострадавших. При этом полиции удалось закрыть лишь 319 из более чем 2 тысяч избирательных участков в Каталонии. Почему каталонцам понадобилась независимость, откуда пришла идея референдума и почему Мадрид считает его незаконным – подробно описано здесь.

Можно и дальше эмоционально реагировать на полицейское насилие (избивать мирных граждан – недопустимо!), романтизировать борьбу за независимость каталонцев и демонизировать испанцев. Но давайте трезво посмотрим на события в Каталонии. Что реально будет завтра?

Признает ли Испания референдум? Нет. Признает ли Евросоюз референдум? Евросоюз сделает так, как сделает Испания.

Потому что признание легальности сегодняшних событий будет означать сигнал любым потенциальным сепаратистам, что можно в одностороннем порядке без согласия центра устроить референдум. Кто от этого потеряет? Российские пенсионеры. Потому что Кремль начнет вбахивать их пенсии в создателей референдумов по всей Европе.

Напоминаю, что ЕС уже отказал Шотландии в праве остаться в ЕС в случае отделения от Британии – хотя было очень заманчиво оставить часть сошедшего с ума королевства. Но нет. «Сначала вышел вместе со всеми – и только потом вошел отдельно» – так действует европейское право. Для Каталонии никто не будет делать исключения.

Что будет, если Испания не признает референдум?

У Каталонии нет ни войска, ни полиции (кроме Моссос). Мадрид при желании может отменить автономию и ввести прямое правление. В испанской истории такое было уже не раз. Читайте мануал.

Что будет, если Испания не признает референдум, но не введет прямое правление Мадрида в Каталонии?

Таким образом Мадрид даcт каталонцам время построить свою армию и полицию, де-факто признавая независимость региона. Примерно так же, как сербы фактически уже отпустили Косово. Что происходит дальше? Допустим, к каталонцам приходят дяди из Брюсселя и говорят: «Можете подавать заявку на членство в ЕС». В смысле? А в прямом! Помните же принцип, который мы описали выше: «Вышел – вошел».

И тут для Каталонии начинается легкий ад. Потому что все решения по адмиссии новых стран-членов в Евросоюз принимаются единогласно.

Вспомните проблемы Македонии, которой Греция не давала и шагу ступить из-за названия, а Болгария – из-за нерешенных вопросов о том, «кто больше болгарин». Македония решила их буквально месяц назад, расчистив себе дорогу ко второй фазе переговоров с ЕС.

А дальше вы же всё понимаете? Мадрид будет блокировать все решения ЕС по Каталонии – дабы остальным неповадно было. А на что годится Каталония без ЕС? Ровно на то же, на что сегодняшняя экономическая модель Беларуси годится без России.

Расколет ли «каталонский вопрос» Евросоюз?

Одна страна уже допроверялась. Я про Британию. Сколько тереза Мей не ублажала голландцев и немцев – в ответ слышала только ordnung muss sein. А теперь давайте сравним размеры и вес Британии и Каталонии.

Что произойдет, если смотреть не романтически, а практически?

Набранные 70 (или 80, или 90) процентов за независимость могут станут мощным козырем каталонцев для выбивания из Мадрида более широкой автономии. На что у Мадрида будут свои аргументы: референдум незаконен, и это будет 70-80-90 процентов менее чем от половины населения Каталонии.

Возможно, со временем Каталонии удастся договорится до новых условий союза – или даже до ситуации, когда регион будет в Испании только формально. Но для этого нужно разговаривать – и договариваться. А пока обе стороны продемонстрировали, что к разговорам не готовы.

Читайте также:

Почему каталонцы хотят независимости и в чем суть конфликта Барселоны и Мадрида?

Что происходит с миром? Как глобализация стирает границы между странами

Комментировать