Политика

Продаться Аладдину. Что Беларусь может предложить стране, рвущейся в XXI век

2079 Микола Мирончик

Соглашение о научно-техническом сотрудничестве с Саудовской Аравией, подписанное в Минске — начало многообещающего пути для Беларуси. Властям страны следует впрячься всеми непроданными тракторами, чтобы не слететь с этой дистанции досрочно.

В минувшую среду в беларусском МИД десятки суровых людей в очень дорогих костюмах обступили группку беларусских журналистов.

Редакторов многих наших СМИ, которые не сочли нужным отправлять своих сотрудников на встречу с гостями из экзотической страны на уровне замминистров, можно понять. Действительно, чем беларусский производитель, при всей своей вылупившейся в условиях российских санкций находчивости, может быть полезен Саудовской Аравии? Нанотехнологичными точильными камнями для мечей? А может, новейшим комбайном для уборки огурцов в пустыне?

Так можно подумать, если не знать, что за два дня до этого события Эр-Рияд принял амбициознейшую программу «Видение-2030». Концепция, автором которой выступил 30-летний наследный принц Мухаммед бин Салман, второй сын нового короля Салмана, предполагает полное переформатирование экономики и социальной сферы страны, чтобы стряхнуть бремя зависимости от нефтяной конъюнктуры и войти в информационное общество.

Итак, 31-миллионная страна с ВВП на душу населения, в десять раз превышающим беларусский, хочет себя модернизировать, готова потратить на это несколько триллионов долларов — и, еще раз, подписывает с нами договор о научно-техническом сотрудничестве.

Чем заполнить документ?

На протяжении недели представители королевской семьи и бизнесмены посещали беларусские предприятия и институты Национальной Академии наук.

Как люди восточные гости из Эр-Рияда были немногословны, обмолвившись лишь, что заинтересованы в беларусской фармакологии и использовании водных ресурсов. Поскольку в самой Саудовской Аравии последние практически отсутствуют, речь на переговорах, надо полагать, шла об экспорте белорусских рек и озер.

Однако если верить наблюдениям руководителя Госкомитета по науке и технологиям Александра Шумилина, саудовцы также открыли для себя белорусские биотехнологии и IT. Немаловажно, что беларусские и саудовские ученые уже добились результатов в совместных проектах, связанных с оптикой и наноструктурными материалами — графенами и фулеренами — так уверяют в НАН. Совместные наработки могли бы лечь в основу коммерческих проектов.

Кроме того, как утверждает беларусская сторона, саудовцы хотят «значительно» увеличить число своих студентов в беларусских вузах, будучи наслышанными, по словам Шумилина, о нашем уровне образования.

Сильные стороны

Фантастически богатые наследные принцы — желанный клиент не только для Минска. Чтобы заручиться реальными контрактами, беларусам нужно предложить по разумным ценам то же, что саудовцы могут купить втридорога в США или Швейцарии — или то, что они там купить не могут в принципе из-за действующих эмбарго.

В этих условиях серьезной ошибкой было бы распыляться на множество направлений, пытаясь втюхать всё, в том числе и залежалое на складах гигантских советских предприятий. Однако сохранившиеся и получившие развитие в независимой Беларуси советские технологии могли бы помочь подправить экспортно-импортное сальдо.

Стране, которая располагает миллионом квадратных километров первоклассных песков, следовало бы в полном объеме отрекламировать беларусскую оптику — тем более, что Эр-Рияд готов к созданию совместных производств на своей территории.

Оптические приборы были бы полезны в совместных проектах в иной, не слишком публичной, области сотрудничества — военно-промышленном комплексе. Да, оружие, которым располагают сегодня саудовские вооруженные силы — в основном американского и иного западного производства. Однако отношения с Вашингтоном у Эр-Рияда настолько плохи, что на недавнем саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива король Салман лично встретил в аэропорту всех прибывших глав государств — кроме Барака Обамы. Столь большая обида на Востоке может проходить десятилетиями; закупленная техника между тем устареет.

Кроме того, в современном мире портфель военных закупок может кардинальным образом меняться исходя из изменяющейся военной обстановки. Беларуси здесь важно вовремя вскочить на подножку — и вклиниться со своим предложением. Например, новых образцов военной техники вроде систем залпового огня «Полонез», разрабатываемых совместно с Китаем: с Пекином в отличие от иных крупных немусульманских столиц у Эр-Рияда отношения весьма неплохие.

Наконец, для беларусского IT-сектора модернизирующаяся Саудовская Аравия, а через нее — весь арабский мир в целом — может стать третьим серьезным экспортным направлением после США и Евросоюза.

Здесь, правда, много «но»: если государство беларусское сумеет справиться с желанием вмешаться в деятельность айтишников и обложить их налогами «как у всех», если IT-сфера преодолеет нехватку кадров и если часть айтишников не будет столь ленива, чтобы выучить арабский.

Лекарство от сотрудничества

Впрочем, у ряда рьяно дергающих беларусских чиновников есть уникальный шанс потерять эту золотую рыбку с крючка.

В первую очередь, если они будут слишком сильно напирать на отечественные образовательные возможности для подготовки тех, кто будет претворять в жизнь «Видение 2030». В беларусских вузах действительно обучается множество студентов из Туркменистана и Китая, но Саудовской Аравии для реализации программы нужны специалисты XXI века. Ни наша материально-техническая база, ни состояние кадров таковых подготовить не могут — на что, например, регулярно жалуются представители вышеупомянутой IT-отрасли.

Образование — лакмусовая бумажка страны. Так что, взглянув на реальное качество подготовки специалистов, саудовские заказчики могут распространить свое впечатление на нашу страну в целом.

Во-вторых, невооруженным взглядом можно наблюдать, как сильно радуются наши чиновники интересу саудовской стороны к копеечным беларусским лекарствам. Саудовские гости были настолько любезны, что предложили беларусам продемонстрировать все свои достижения на отдельной выставке в начале следующего года. Главное, чтобы их не попробовали до выставки, а то приглашение нашей стране на технологический бенефис могут и отозвать.

Комментировать