Мнения

Правильные люди. Почему беларусы чтут глупые запреты

2372 Янина Мельникова

Недавно наблюдала стандартную такую картину: маленький городской праздник, закрытая для проезда центральная улица – и гуляющий строго по тротуару местный люд. Вроде как все для пешеходов, а они на проезжую часть, только чтобы по зебре на другую сторону перейти. И никак иначе. Оно, конечно, если бы через каждые сто метров милиционеры не стояли, может и вышли бы за пределы пешеходных дорожек. Но в присутствии – ни за что, даже если «сегодня можно».

Это «можно» – такое ненадежное, что лучше по правилам, которые знакомы со школьной скамьи. И неважно, что правила эти часто лишены всякого смысла и логики.

Вот почему, скажем, «у них» по газонам можно, а «у нас» – нет? Или «у них» на лавке в парке спят, а «у нас» – милиция в два счета подымет. Или в музее современного искусства в Лондоне класс детишек может на полу сидеть и самозабвенно рисовать, пока учитель что-то рассказывает, а у нас только строго по парам и в полной тишине по музею водят?

Я уже не говорю про различия их и нашей системы образования. Их и нашей системы здравоохранения. Нет, если бы, скажем, у нас они были платными, тогда понятно. У меня – медицинская страховка, и чтобы ее сохранить, я обязана столько-то раз в год посещать таких-то врачей и вообще за собой следить. Но она у нас принципиально другая.

И я, в недавнем прошлом глубоко беременная тетя обязана была строго по определенным неделям тянуться с баночками с мочой через полгорода, потому что только так мне зачли бы «соблюдение режима», а значит, заплатили бы на тот момент чуть больше миллиона рублей за «хорошее поведение».

Да что я? Мой ребенок в животе тоже должен был соблюдать правила. Приходишь к врачу, а он тебе: «А давайте-ка запишем сердцебиение ребенка». И датчики на живот. А на мониторе – цифры прыгают. И не дай бог твой малыш сейчас спит. И его сердечко бьется медленно и монотонно. Аппарат пишет: «Параметры не соблюдены». Врач – хмурится и отпускать не хочет. «Сиди, – говорит. – Пиши еще». Знаете, что делают беременные женщины, чтобы поскорей выбраться из душного кабинета? Трясут свои животы, топают по ступенькам вверх-вниз, чтобы разбудить чадо. Я, например, пила приторно сладкое какао из автомата. Малышка внутри радостно просыпалась. И тут, главное, не упустить момент…

Или вот другой пример из жизни. Вам когда-нибудь встречались на дороге сотрудники ГАИ, которые в самых неожиданных местах просто на пустой трассе ставят на землю знаки, ограничивающие скорость, и тут же отлавливающие всех, кто не успел затормозить? Если нет, вы – счастливчик. Я таких вижу довольно часто. Вроде как просто так знак установить не могли. Но никаких видимых причин (кроме желания выполнить план по штрафам) не заметно. Уверена, никто их бедолаг-водителей и не пытается потребовать объяснений, а с чего бы? Они же в форме и при исполнении – значит, «так надо».

А недавно в центре Минска фотографа задержали за то, что снимал ночную подсветку Академии Наук. Не знаю уж, что неправильного в этих науках, но уводили его под белы рученьки два милиционера, рассказывая по дороге, что новое какое-то правило появилось: нельзя фотографировать административные здания. И знаете что? Фотограф этот в разных городах ночные здания снимал, панорамы красивые делал, потому что хобби у него такое. Так вот он после инцидента на милицию не очень-то в обиде, хоть никакого постановления ему так и не показали, где бы про Академию Наук написано было. Вышел, плечами пожал и говорит: «Хорошо бы где-то полный список запрещенных для съемки объектов был».

То есть, почему нельзя, не особенно нам и важно. Главное – чтобы правило было четким и понятным. И пойдем аккуратно по тротуарам. Я, кстати, тоже на проезжую часть не вышла. Удивилась, посмотрела по сторонам. И покатила коляску с дочкой, лавируя в потоке пешеходов.

Потому что «пра-ви-ло»…

 

Фото: bymedia.net

Комментировать