Городские тактики

Практики «свободных пространств». Опыт Витебска

893 Кася Василькова

Арт-центр VZAP. Фото: www.vk.com/vzap_vtb

 

Кто и зачем организует площадки для публичного активизма и совместной деятельности. Разбираемся.

«Третьи места» – площадки, открытые для сотрудничества с общественными инициативами и активистами, с функциями неформального интеллектуального собрания, неофициального информационного центра и просто места для развлечений. Они дают возможности для проверки идей и мнений в условиях, свободных от формальностей и иерархии аудитории.

В Витебске их предтечей стали андеграундные площадки, которые формировались в большей степени под влиянием субкультур и иных микросообществ. Позже те, что не исчезли по объективным причинам (изменение городской застройки), самоустранились вместе с распадом самой субкультуры в ее каноничном виде.

Но более гибкие прошли этапы трансформации и, сохранив сложившийся стиль, превратились в «третьи места» с более широкими возможностями и меняющейся аудиторией. Они стали общественными пространствами, местом для сотрудничества. В таком же ключе на современном этапе стали появляться новые многофункциональные площадки – разной формы собственности, с разными возможностями и аурой. Как они существуют и что предлагают?

«Чердачок»: много музыки и вудстоковского сумасшествия

Начнем с одного из самых известных и атмосферных мест в городе – битлз-клуба «Чердачок» (ул. Октябрьская, 16). Его идея сохраняет имидж эпохи рок-н-ролла, а практики потребления и общения меняют дух места по велению времени.

На чердаке здания XIX века в центре города на ночных тусовках, тематических вечеринках и рок-концертах собираются как заинтересованная публика, так и рядовые тусовщики. Проходят в стенах «Чердачка» и камерные события: кинопоказы, презентации, фотосушки и поэтические вечера, ярмарки и уроки танцев. Что-то организует сам «Битлз-клуб», но чаще включаются активисты, городские инициативы.

 

«Журнал» также рекомендует:

  

 

Некоторые перемены в концепции произошли со сменой локации. Первая версия «Чердачка» под крышей здания напротив просуществовала более десяи лет. Здесь рвали зал артисты самых разных направлений: от Сергея Бабкина и «Петли Пристрастия» до «5Diez» и «Botanic Project».

Трибьюты, тематические вечеринки и фестивали, тонны алкоголя, беседы по душам, любовные истории, мордобой и утро в поисках самого себя – стены, увешанные плакатами битлов, видали всякое за это время. А потом «Чердачок» закрылся из-за целого списка претензий к мерам безопасности со стороны МЧС. Инициатор клуба Гарик Оганджанян через полгода открыл его вторую версию на чердаке здания напротив, владельцем которого и является.

«Чердачок» – некоммерческий проект. Поэтому, когда в Витебске еще не было иных мест для выставок свободных художников и фотографов, поэтических вечеров, воркшопов, клуб дал им крышу во всех смыслах. Но только достойным сотрудничества.

Витебску не хватает большей активности профессионалов, считает Гарик. Неформальная жизнь не кипит, а что мешает творческому объединению, появлению общих интересных проектов, непонятно. Может, все ушли в интернет, задается он вопросом. И не он один, но об этом чуть позже.

 

«Журнал» также рекомендует:

  

 

Арт-пространство, где не хватает художников

Площадка с меньшей и в тоже время гораздо большей историей – Арт-пространство на Толстого, 7. Оно примечательно уже хотя бы тем, что является филиалом госучреждения – «Витебского центра современного искусства».

Арт-пространству всего год, но оно задумывалось как нечто «старое новое». Директор ВЦСИ Андрей Духовников признается, что при создании представлял себе берлинские сквоты 1990-х с их атмосферой бесшабашности, неустроенности и обшарпанности, которая становится полотном для творчества. Арт-пространство даже расположено в историческом здании, где художники, фотографы, дизайнеры и прочие творческие личности на выделенной им территории имеют полную свободу действий.

Вот только сам Андрей не настроен слишком оптимистично относительно будущего идеи, которая пока живет за счет сиюминутности, силами временных людей. Профессиональных художников мало, а студенты художественных специальностей из витебских университетов – народ ветреный. И, главное, они покидают Витебск при первой возможности.

«Этот проект был неожиданным для Витебска, вызвал резонанс. И он пока еще поживет. Но, как реалист, скажу, что в городе не очень-то много энтузиастов, готовых что-то делать для арт-пространства, а не собраться и теоретизировать за чаем. Это все умрет, если не будет людей, способных делать проекты, от которых захватывает дух», – считает Духовников.

Но его переживания за формирование среды, связанной с визуальным искусством, не исключают того, что сейчас Арт-пространство – еще и выставочная площадка, место реализации разных творческих инициатив культурологической, краеведческой и иной направленности.

Открытость экспериментам и готовность ломать шаблоны со стороны руководства привлекает культурных менеджеров. У них появляется желание креативить, делать что-то для людей, а не для галочки. В Арт-пространстве на Толстого, 7 проходят семинары и мастер-классы, экспериментальные проекты.

На Витебском заводе электроизмерительных приборов

В отличие от Толстого, 7 арт-центр VZAP (ул. Октябрьская, 2), открытый на арендуемых старых заводских площадях, – коммерческий проект. Или почти. Потому что ориентирован не на получение прибыли, а на окупаемость.

По сути, это коворкинг-центр, заточенный на творческие, развивающие инициативы; место для выставок художников, фотографов, площадка, где проходят ярмарки hand-made, флористические и фотомастерские, кулинарные мастер-классы, концерты и вечеринки. Музыканты здесь могут репетировать в цивилизованных условиях: помещения звукоизолированы, есть необходимое оборудование.

Психологические тренинги, беседы о семейных ценностях и даже бесплатные лекции – такие встречи тоже собирают свою аудиторию. Даже в непростых финансовых условиях центр не отказывается от благотворительной деятельности, помогает детскому дому.

VZAP организует собственные мероприятия, сотрудничает с частными неформатными инициативами, общественными объединениями. Место новое, и у него пока не сформировались свой стиль и дух места, но разноплановая деятельность привлекает разные слои населения.

Горожане вовлекаются в творческие проекты, развлекаются и узнают что-то новое, получают стимул к развитию. Именно люди, объединенные общими интересами, часто знакомые между собой, сами создают уют этого места.

Погружаемся глубже

Те, кто ищет в Витебске настоящий андеграунд, попадают в индустриальный лофт «Дитрих» (ул. Володарского, 100). Максим Жуков задумал его десять лет назад, когда у него появилась возможность купить небольшое помещение недалеко от центра для проведения концертов, вечеринок, презентаций и иных мероприятий.

«Я с 1998 года организовываю концерты в Витебске и всегда хотел иметь собственный клуб. В 2007-v повезло: удалось купить бывшую сберкассу фабрики «Виттекс». Но активно проводить концерты получилось только с осени 2015 года», – рассказывает Максим.

Буквально за пару месяцев лофт приобрел популярность как домашнее место для небольших концертов (до 150 человек), закрытых вечеринок разных клубов по интересам, да и просто студенческих вечеринок и различных афтепати. Его аудитория – неформальная молодежь.

Сторонних организаторов много, но со всеми владелец находит общий язык. Проблемы возникают, когда заявленные мероприятия так и не проводятся и приходится корректировать график выступлений.

Владелец осторожно проводит параллели с тем же «Чердачком» и минским «ДК», а вообще будущее «Дитриха» видит в ретро-антураже 1950-х, с современным оборудованием, большим количеством творческих людей и коллективов.

«Чем больше в нашей стране будет таких клубов, тем больше возможности творческим личностям проявить себя, шире будет представлена альтернативная музыка, о нашей стране узнает весь мир», – уверен Максим.

Коворкинг по-витебски

Формат антикафе в Витебске появился взрывоподобно. В 2014 году почти одновременно открылись два заведения – «Семь комнат» (ул. Ленина, 72) и «Тайм-аут». О них все начали говорить и их активно посещать.

Учредители позиционировали их не просто как места досуга, где платишь за время, а как площадки для реализации инициатив. Изначально так и было: проходили тренинги и мастер-классы, выставки, концерты, игры интеллектуального клуба. Но самой востребованной оказалась функция помещения для проведения досуга с друзьями за настольными играми и Xbox, дня рождения и вечеринок. Из этого складываются и сейчас будни антикафе «Семь комнат».

Закрепилась b традиция кинопоказов с подборкой фильмов, проходят игры «Мафия» одного из витебских сообществ. В целом у места сложился свой круг посетителей, использующих его как место отдыха и общения, изредка – работы.

У антикафе «Таймаут» век оказался недолог, как перерыв в спортивной игре. Учредитель не смог сохранить удачно выбранное место в историческом центре города. Репутация заведения падала вместе с уровнем культуры посетителей, а долги по аренде росли.

Зато доказал свою состоятельность классический вариант коворкинг-центра – «Развитие» (ул. Зеньковой, 1). Открывшись в 2013-м, он привлек внимание фрилансеров и бизнесменов, у которых нет постоянного офиса, но иногда нужно помещение для работы.

Организаторы задумывали это место как ИТ-коворкинг-центр, здесь проводились семинары, бизнес-обучение «Стартап-школы». Но сейчас фокус-группа – предприниматели, представители сетевого маркетинга, тренеры-психологи.

Как рассказывает менеджер центра Татьяна Костина, чтобы арендуемые площади работали более эффективно, здесь запустили и свой проект «Детская академия» в качестве альтернативы детским пришкольным лагерям.

В Витебске организуется еще одно культурно ориентированное место – арт-паб «Торвальд» (ул. Комсомольская, 32). В антураже ирландских легенд уже прошли занятия по академическому письму, проект «Живая библиотека», мастер-классы по белорусским народным танцам, лекции польских фотографов, множество акустических концертов (NIZKIZ, Александр Помидоров, Гуша Катушкин).

Пока арт-паб работает не в ежедневном формате, но владелец Виталь Бровка рассчитывает запусть в полном режиме это комфортное демократичное место для дружеского общения, организации концертов и прочих ивентов. В будущем место могло бы стать аналогом киевского «Бабуина», который совмещает паб, библиотеку и пространство для проведения интеллектуальных встреч, лекций, концертов и семинаров.

Почти «третьи места»

Площадками для инициатив и работы любительских объединений были и остаются некоторые госучреждения культуры и образования. Витебские ребята из YMCA сотрудничают с Дворцом творчества детей и молодежи (ул. Космонавтов, 2). Учреждение выделило помещение для молодежного клуба, работающего по методике «Равный обучает равного».

Заинтересованные в изучении и реконструкции народной белорусской культуры и быта XIX–XX веков занимаются в клубе «Поўня» при Дворце творчества детей и молодежи, а также в любительском объединении «Паўночная Сухадроўка» при культурно-историческом центре «Золотое кольцо Витебска «Двина» (ул. Чайковского, 3). При нем же действуют другие любительские объединения. Коллективы получают место для репетиций и работы, а взамен привлекаются к участию в городских культурно-массовых мероприятиях.

На тех же принципах построено сотрудничество группы военно-исторической реконструкции «Товарищи по оружию» и областного музея имени Шмырёва (ул. Чехова, 4).

Подобные случаи взаимодействия в других сферах завязаны чаще на личных контактах. Например, первая в Витебске многофункциональная площадка для уличных тренировок появилась на стадионе СШ № 25 по инициативе одного из выпускников школы – лидера движения «Street Workout Витебск: трезвость, спорт, развитие» Андрея Самсонова. Он же занимается здесь с учениками.

То есть «третьими местами» потенциально могут быть многие учреждения госсектора. Например, к программе ночи музеев в Витебске привлекаются сторонние коллективы, инициативы и предприниматели.

Аналогичным путем пошли некоторые городские библиотеки. Пока это разовые события, но они находят продолжение там, где для руководства учреждения важнее реальное привлечение посетителей, а не выполнение прогнозных показателей на бумаге.

Чуть больше открытости и меньше бюрократизма – и библиотекари, подобно коллегам из западноевропейских государств, сами превратят свои залы в коворкинг, библиотеку и площадку для публичных мероприятий.

Университеты могут организовать образовательный или социальный коворкинг. Тогда, например, студенты-психологи будут учиться, глядя на то, как практикующие специалисты работают с фокус-группами. А загибающийся приют для бездомных животных превратится в зоотерапевтическое место.

В торгово-деловых центрах офисы будут не только обслуживать клиентов, но и работать друг с другом по принципу B2B или банальному бартеру: ты мне фотосессию, я тебе курс массажа. Или наконец-то появится не эфемерный, а реально работающий стартап-центр, включающий учебу, консалтинг, нетворкинг.

Для понимания того, что будет или должно быть после «третьих мест», лучше обратиться к опыту Ивана Митина – организатора крупнейшего в Восточной Европе проекта «Циферблат»:

«"Циферблат" существует потому, что государство не создает для граждан удобных пространств – их нет ни в школах, ни в университетах, ни в домах культуры, ни в парках, ни в государственных помещениях. Если школьники и студенты, которые ходят сейчас в "Циферблат", пронесут наши идеи по своей жизни, то есть шанс, что когда в 40 лет они займут руководящие посты в нашей стране, они что-то поменяют. И если это произойдет, наступит момент, когда "Циферблат" уже будет не нужен. У университетов, школ и государственных учреждений нет необходимости платить за площадь, а значит, у них есть все возможности создавать эффективные «свободные пространства». Если бы в каждом учебном учреждении появилось такое место, наш культурный уровень мгновенно увеличился бы в разы».

Материал предоставлен редакцией Альманаха Минской урбанистической платформы «Городские тактики». Скачать свежий номер альманаха можно, кликнув на обложку внизу:

Комментировать