Арт

Прадед как Бэтмен. Троянский конь памяти о войне

691 Ольга Бубич

Иллюстрации: развороты из книги Александра Веледимовича «Алексиада» 

 

В Национальном центре современного искусства витебский фотограф Александр Веледимович презентовал публике свое собственное видение феномена памяти и ее изменчивой природы. С деликатностью хирурга и иронией постмодерниста он подошел к исследованию темы, о которой в Беларуси принято говорить либо хорошо, либо «со слезами на глазах» – о войне.

Со времен СССР тема героев войны представлялась беспроблемной и узкой. Любые попытки ее проблематизировать и очеловечить, вроде повестей Василя Быкова, предавались остракизму. Любые нюансы игнорировались, любые проблески сомнений и критических вопросов оказывались табуированными. Великая отечественная долгое время существовала в жесткой дихотомии: «хорошие» – это мы, «плохие» – это немцы. Только черное и белое – никаких «оттенков серого», не то что пятидесяти, даже двух!

Я прекрасно помню свою досаду от непонимания: грозное замечание, оставленное учительницей в дневнике за то, что «во время экскурсии смеялась возле памятника Марату Казею». Тут святой подвиг – а первоклашка улыбается!

Такое упрощенное восприятие войны формировалось годами, а с ее наследием мы живем до сих пор, в реальности улиц и площадей, названных именами героев, чьи деяния для нового поколения беларусов далеки и непонятны.

Фотокнига Александра Веледимовича «Алексиада», созданная в рамках резиденции Народного центра культуры Польши «Gaude Polonia», в полной мере демонстрирует: войну, как и любое другое явление нашей реальности, можно и нужно осмыслять по-другому. Ведь геройство – это не только салюты, парады и «бессмертный подвиг народа». А героев можно помнить не только как суровые профили на доске почёта и бронзового подростка с гранатой, но и как бравого дедушку, с которым не страшно ходить в разведку в темную комнату.

Истории таких героев в фактах и картах не нуждаются. Потому что материалом для их рождения служит кое-что иное.

 

«Журнал» также рекомендует:

  

 

Намёк на «другой» взгляд на войну присутствует уже в самом названии презентации Александра Веледимовича. «Фантастическими приключениями красного кавалериста между Днепром и Вислой» вряд ли назовешь летопись «бессмертного подвига народа». Приключения – это скорее что-то из мира пиратов и ковбоев, нечто вроде игры. Игры с массой неизвестных и полным простором для фантазии.

И именно такому ракурсу описания дискурса геройства посвящен «основанный на реальных событиях» личный миф беларусского фотографа, терапевтическая история тропинок в леса сомнений и вопросов, куда в годы советского детства отправляться нам было запрещено.

В «Алексиаде» историю о герое рассказывают не только реальные архивные документы дела прадедушки фотографа, задающие фактологическую канву «приключения». С тем же уважением и интересом на страницах книги право голоса предоставляется и тем источникам, которые до настоящего времени редко кем рассматривались как авторитетные.

О войне и героях говорят открытки, фотографии и архивы «врагов», найденные витебчанином в антикварных магазинах Варшавы, детские рисунки, иллюстрации из учебников для разведчиков и парашютистов, аэрофотосъемка и скриншоты военных компьютерных игр.

В презентации проекта Александр Веледимович признается, что мир героев, как и сами критерии «геройства» с течением времени претерпевают изменения. Стираются эмоции, закономерно трансформируется, под воздействием новых реалий, и наша память.

Сегодня статус «героев» носят не только ветераны. Скорее это слово вы услышите применительно к Бэтмену либо персонажам «вселенной Marvel». Поэтому для рассказа об этой стороне «геройства» необходим и другой визуальный язык.

Словно кусочки одной большой мозаики в «Алексиаде» собираются истинные и не очень артефакты военного прошлого прадедушки-кавалериста. И в выстраивании нарратива фотограф вовсе не стесняется говорить в сослагательном наклонении.

«На этой архивной фотографии из польского букинистического магазина – сцена, которую прадедушка мог бы видеть. А в этом скриншоте из компьютерной игры – вид горящей Варшавы. Примерно такой ее мог бы запомнить и он», – рассказывает во время экскурсии по книге фотограф.

Александр Веледимович – далеко не первый, кто обращается в своем визуальном исследовании к теме войны и героев. Деконструкции мифа о Великой Отечественной войне, используемом в официальном дискурсе, посвящены проект Андрея Ленкевича «Прощай, Родина!», серия работ «Тихое партизанское движение» Игоря Тишина, апроприации Игоря Савченко и другие.

«Алексиаду» отличает фокус на личную значимость истории. Разматывая клубок собственных воспоминаний, пропуская через фильтр интерпретаций фактологию войны прадеда, фотограф дает как себе, так и зрителям свободу в создании собственного сюжета для запоминания. Он будто бы вскрывает понятия «войны», «героя» и «геройства» и показывает их набивку, которая была бы актуальна с позиции сегодняшнего человека.

Вольность в выборе вариантов того, что и как помнить, подкупает и освобождает – это такое терапевтическое упражнение, необходимое сегодня каждому беларусу. Советское наследие развило в нас стойкое умение делить мир на «своих» и «немцев», но полностью нивелировало способность сомневаться и задавать вопросы.

На конкретном примере частной истории героя, путешествующего по маршруту то ли третей кавалерийской дивизии, то ли подземного мира Энея, Александр Веледимович показал, что любая правда – всего лишь троянский конь, внутри которого могут скрываться самые разные сюрпризы.

Каждый из нас имеет право на собственную версию памяти. Желание узнать больше о военном прошлом ни в коем случае не обесценивает подвиги ветеранов. Но героем может быть и тот, кто просто согласиться взять вас в разведку в темную комнату.

Комментировать