Почему 2016-й в Беларуси действительно станет Годом культуры

В 2016 году сфера культуры Беларуси станет главным генератором важных положительных изменений в стране. «Журнал» уверен, что этот тренд не сможет испортить даже официально объявленный властями «Год культуры».
Как вы лодку назовете – так она не поплывет
Традиция делать каждый год тематическим в Беларуси пока складывается не самая удачная. Абстрактные направления – от молодежи до бережливости – выбираются по совершенно непрозрачным механизмам, безо всяких причин. Впрочем, даже когда логика у этого выбора и есть, результат бывает не вдохновляющим.
Например, 2014 объявляли «Годом гостеприимства» – очевидно, под чемпионат мира по хоккею. Страшно себе представить – и вряд ли возможно подсчитать – материальные затраты на организацию хоккейного первенства и сопутствующие инициативы. Даже административный ресурс был задействован эффективно: хотя бы локальная отмена виз стала лучшим символом беларусского гостеприимства.
Каковы же итоги? Они удручают: по данным Национального статистического комитета, въездных туристов в «Год гостеприимства» было лишь на 0.5% больше, чем в предыдущем году.
От «Года книги» (2012) тоже эффекта не заметно. Как жаловался Александр Лукашенко, своей «Войны и мира» в Беларуси не написали. Правда, кое-что написала Светлана Алексиевич, и в 2015 году получила своего Нобеля, но эту награду беларусское государство старательно игнорирует. Наверное, в «Год книги» от отечественных литераторов ожидали какой-то другой литературы, которая получит какую-то другую награду.
Абстрактные задачи и казенный креатив
Секрет полишинеля, отчего звучное наименование года в Беларуси не приводит к каким-то реальным эффектам. Во-первых, оно не несет за собой конкретного материального наполнения, реализуются и финансируются все мероприятия на локальном уровне. Во-вторых, хромает организационная часть и мотивация чиновников. В-третьих, абстрактные задачи приводят к столь же абстрактным результатам.
Например, как следует из президентского указа №522, подписанного 28 декабря, правительство совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом должно разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2016 году «Года культуры».
То ли республиканский план будет разработан за два дня, то ли «Год культуры» начнется с запозданием. Трактуют у нас мероприятия года культуры максимально общо: «культура производства и земледелия, культура семейных отношений и быта, культура обустройства населенных пунктов». Год всего и обо всем!
Впрочем, от казенного креатива из-под палки ничего хорошего вообще ждать не приходится. Так, перечисляя событийное наполнение «Года культуры», министр культуры Борис Светлов назвал: 25 лет «Славянскому базару», юбилеи Владимира Мулявина (75), Ивана Шамякина (95) и Максима Богдановича (125), принятие Кодекса о культуре, Дни культуры Молдовы, Латвии и Пакистана в Беларуси и Дни культуры Беларуси в Российской Федерации, Лаосе, Венесуэле.
Спрашивается, что бы из этого не случилось, если бы 2016 стал годом не культуры, а чего-нибудь еще? Это если отставить в сторону адское перечисление в одном ряду юбилея Максима Богдановича и проведения Дней культуры Беларуси в Лаосе.
Таким образом, от наименования 2016-го «Годом культуры» ожидать какой-то реальной пользы беларусской культуре было бы наивно.
Мягкая беларусизация набирает обороты
И тем ни менее, именно от сферы культуры в 2016 году беларусам стоит ожидать наиболее серьезных позитивных трансформаций.
Состояние экономики, политики, образования, медицины и других сфер в наступившем году совсем не вызывают оптимизма. Увы, нас скорее ждет в лучшем случае махровый консерватизм, а в худшем – тотальный обвал. Неспроста президент назвал 2016 не только годом культуры, но и самым сложным годом в истории Беларуси.
Но есть и собственно культурные основания, а именно – тренд мягкой беларусизации. Начавшись весной 2014 года, в наибольшую силу он вошел именно в 2015 году. И заканчиваться этот тренд не собирается. В наступившем году нас ждет много новостей о том, как мягкая беларусизация набирает обороты.
У этого тренда три составляющие: государственная, общественная и бизнес.
Государственные и помощь, и противодействие – несерьезные
Беларусское государство за последние полтора года так и не сумело выстроить вокруг мягкой беларусизации внятную стратегию работы, настоящую государственную культурную политику. Виной тому два фактора.
Во-первых, разработка действенной системной культурной политики требует определенного интеллектуально-организационного потенциала, которого на сегодняшний день в государственных научных и аналитических структурах попросту нет.
Во-вторых, последовательной стратегической работе государства в направлении мягкой беларусизации мешает страх перед растущим недовольством и возможными контрмерами со стороны Кремля (и после Крыма эти страхи небеспочвенны).
В результате действия чиновников различных уровней зачастую противоречат друг другу. Например, замглавы Администрации президента называет беларусский язык и культуру «фундаментом государственности», а местные идеологи в эти же дни распространяют документы, в которых называют популяризацию беларусского языка деятельностью «неконструктивных организаций» по подрыву «сокровенных для беларусов ценностей».
Стоит вспомнить и публичный конфликт Румаса-Шуневича по поводу футбольных фанатов, которых милиция прессингует за использование исторической беларусской символики. При этом каждый из чиновников уверен, что действует в рамках «государственной политики».
Так что помощь государства мягкой беларусизации останется неполноценной и в 2016 году. С другой стороны, этот тренд теперь не встречает от государства и явного противодействия, а это уже большой плюс. К тому же, мягкая беларусизация остается свободной от казенщины вроде вышеупомянутого «республиканского плана мероприятий» с ее «культурой производства и земледелия».
Беларусскость – это модно и выгодно
Общественный тренд мягкой беларусизации начался раньше, чем в этой теме стало участвовать государство. Соответственно, и опыта, и потенциала здесь больше. Инициатив по популяризации всего беларусского – искусства, истории, языка, традиций – становится уже так много, что за всеми ними невозможно уследить.
И это прекрасно: «беларушчына» наконец-то вырвалась из гетто и не умещается в стенах Сядзібы БНФ. В 2016 году нас ожидает еще больше беларускоориентированных начинаний: как продолжения прошлого опыта («Дни вышиванки», «Свята роднай мовы»), так и совершенно новых инициатив.
Любопытно, что этот тренд тесно связан с коммерциализацией соответствующих начинаний. Бренд беларусских часов «Hvilina» не только популяризирует традиционный орнамент и «Пагоню», но и приносит создателям прибыль. В деятельности команды «Арт Сядзібы» вообще вряд ли можно однозначно разграничить, где заканчивается общественное продвижение беларусскости и начинается бизнес.
Адепты нестяжательства могут переживать (их аргументов полно в видео, приведенном ниже), но на самом деле современная оболочка – включающая и моду, и бизнес – как раз и гарантирует мягкой беларусизации успех.
Что же касается собственно бизнеса, то он всё чаще использует беларусизацию как способ не только сделать полезное и важное для национальной культуры дело, но и выгодно выделиться среди конкурентов в кризисный год.
Опыт заправок А-100, которые в начале 2015-го полностью беларусизировались и после этого увеличили доходы, вдохновляет многих. В первый дни 2016-го владелец гомельского строительного магазина хочет перевести свой бизнес на беларусский язык и консультируется по экономическим исследованиям на эту тему.
Вложения в проекты по поддержке и развитию беларусской культуры – одно из самых перспективных направлений развития корпоративной социальной ответственности бизнеса в 2016 году. Спорт и больных деток уже поддерживают все серьезные бизнесы. Чтобы выделиться (и обратить внимание потенциальных клиентов в том числе) в 2016 году понадобится что-то новое и трендовое – то есть как раз мягкая беларусизация.
Сопротивление есть, но оно бесполезно
Конечно, будут у беларусской культуры и мягкой беларусизации в 2016 году и трудности. Как видно из вышеперечисленного, хватает даже внутренних проблем. А есть и внешние акторы, для которых мягкая беларусизация – как кость к горле. «Русский мир» будет продвигать себя и через мягкую силу, и даже военно-религиозными клубами.
Но, как показал опыт предыдущих лет, мягкая беларусизация всё равно добивается успеха. Так что от 2016 года стоит ждать много хороших новостей про беларусскую культуру.
Фото: TEDx Niamiha
Комментировать