Политика

Перезагрузка независимости: украинский парламент без радикалов и коммунистов

111 Вадим Довнар

Результаты внеочередных выборов в Верховную Раду принесли много сюрпризов и констатировали предсмертное состояние откровенно пророссийских сил в большинстве регионов страны.

Прошедшее голосование – пожалуй, первый случай, когда об итогах рано было судить даже на следующий день после начала подсчета голосов. На момент, когда были подсчитаны около 90% голосов, на первом месте находилась партия «Народный фронт» Арсения Яценюка. С приличным отрывом от него шел «Блок Петра Порошенко». В данном факте есть сразу несколько примечательностей.

Во-первых, новая украинская власть не просто принимала участие в выборах двумя колонами. В украинских реалиях должности главы Кабмина и ряда министерств (назначаются по результатам выборов) всегда были камнем преткновения в среде победителей. Даже если до этого они были единой командой. Достаточно вспомнить, чем закончилось для «оранжевых» постреволюционное распределение должностей между людьми Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко: а закончилось оно возвращением Виктора Януковича в кресло премьера, а затем – и полной узурпацией власти в стране. Поскольку БПП и НФ объединиться не удалось, то можно определенно говорить о серьезных разногласиях между Петром Алексеевичем и Арсением Петровичем. И хорошо, если только в кадровой политике. Так что ждем взаимных пикировок.

Во-вторых, растущий авторитет Яценюка демонстрирует достаточно быстрое падение популярности Порошенко. Напомним, на президентских выборах глава государства набрал более 50% голосов. Теперь его партия – лишь более 20%. Конечно, партия и личность это не одно и тоже, но все-таки потеря брендом 30% за четыре месяца – это тоже своеобразный рекорд. И это при том, что в предвыборных списках БПП были популярные журналисты, комбаты и общественные деятели.

Чем можно объяснить такие полеты рейтингов обсуждаемых политиков? Для начала – неготовностью большинства украинцев пока полностью разочаровываться в большинстве лидеров революции и в целом во власти, пришедшей в результате Майдана. Что же до персон, то многих украинцев смущают решения Петра Алексеевича по перемириям с террористами на востоке Украины и непонятная пока по результатам инициатива с принятием законодательства об особом управлении на временно оккупированных территориях. При этом подозрения в том, что президент готов «слить Донбасс», сплетаются в массовом сознании с природной нелюбовью к олигархам вообще. Тем более, что вопреки украинскому законодательству свою бизнесс-империю Порошенко пока так и не продал. Есть серьезные претензии у народа и к кадровой политике Петра Алексеевича. В частности, к назначению на должность министра обороны милиционеров Валерия Гелетея (бывший) и Степана Полторака (нынешний).

На этом фоне Яценюк выглядит нынче более уверенным и привлекательным. Не богат, не беден. За ход боевых действий не отвечает. Да, ухудшается экономическое положение, но это следствие работы предыдущей власти, войны и давления России. А так Арсений Петрович молод, энергичен, говорит по-английски, ему в Европе денег дают. Да и в списке у него уважаемые люди.

Настоящим откровением стало третье место партии «Самопомощь» во главе с мэром Львова Андреем Садовым. «Самопомощь» – типичная партия вождистского типа. Широким массам кроме лидера и первой пятерки в списке почти никто неизвестен, хотя бы потому, что состоит она в основном из региональных гражданских активистов, а не политических ветеранов. Тот случай, когда авторитет главы объединения – ни в чем предосудительном не замечен, обаятельный, умный, с поставленной речью – вытаскивает на верх целую силу. Опять же, новое лицо в большой политике, а нынче это востребовано. Причем сам Садовой в парламент не идет – видимо, вынашивая куда более амбициозные планы.

Неприятным сюрпризом для сторонников евроинтеграции стала своеобразная реинкарнация Партии регионов в виде «Оппозиционного блока», куда вошло немало видных в прошлом «регионалов». Еще два месяца назад шансы этой структуры оценивались как крайне низкие. Дескать, ненавистные большинству украинцев соратники Януковича даже над ребрендингом не стали заморачиваться. Агитация в цветах ПР, костяк – вновь образованная Партия Развития. Но многие жители восточных регионов предпочли сказать свое «фи» не тем, кто годами их нещадно эксплуатировал, неприлично обогащаясь, а тем, кто нарушил привычное для них течение жизни. Да, в новой Раде у откровенно пророссийской силы не будет возможности сменить намеченный курс страны, но палок в колеса прозападным демократам оппозиционеры вставят немало. В частности, педалированием темы экономического кризиса, что в ситуации непрекращающегося экономического диктата России вполне может привести к массовым антиправительственным выступлениям.

Пятое место в выборной гонке заняла Радикальная партия Олега Ляшко. Примечательно, что еще два месяца назад этой структуре все опросы прочили второе–третье место. Вдруг стала очевидной страсть многих жителей государства к откровенной клоунаде и нежелание разбираться в подноготной того или иного политика. Ничем иным впечатляющий результат РП на тот момент объяснить было невозможно. Этот персонаж – а никто другой из этого объединения широким массам не знаком – знаменит своими эксцентричными выходками на телекамеры. Ел землю, приходил на эфиры с вилами, пытался завести в парламент корову, громко кричал с трибуны на Майдане во время революции, якобы неоднократно ездил в зону АТО и лично допрашивал там сепаратистов. С этим нужно было что-то делать. И тогда олигарх Игорь Коломойский (он же глава Днепропетровской области и владелец телеканала «1+1») запустил кампанию дискредитации Ляшко. Народу напомнили об уголовном прошлом этого радикала, объяснили, что во время событий осени–зимы в местах, опасных для жизни, Олег Валерьевич не появлялся, все его вылазки на фронт фейковые, и вообще он – проект бывшего главы администрации Януковича Сергея Левочкина. Массированный информационный отстрел, конечно, серьезно снизил рейтинг Ляшко, но, как видим, не «убил».

Показательно, что РП набрала даже больше голосов, чем ветеран украинской политики «Батькивщина» Юлии Тимошенко. Безусловно, что с лидером, за которого еще весной проголосовали миллионы, не попасть в парламент вообще было бы сложно. Плюс участие в Революции Достоинства. Плюс первый номер в партийном списке – Надежда Савченко, чуть ли не икона героизма украинских военных. Но с таким набором едва пересечь проходной 5-процентный барьер – это… скажем так, очень несерьезно. А если учитывать, с каким разрывом Юлия Владимировна проиграла Петру Алексеевичу президентские выборы, то вполне можно говорить о быстро прогрессирующей болезни данной политической силы. Вполне вероятно, что провал «Батькивщины» связан с определенным раздражением, испытываемым множеством украинцев лично к Тимошенко. Дескать, ну была же ты премьер-министром, при слабом Викторе Ющенко практически первым лицом государства – и что хорошего было? Да, посадили тебя при Януковиче по политическим мотивам, революционеры, погибая, освободили тебя – так может хватит рассказывать о своей кристальной честности и опять лезть во власть, может, на покой уже, Юлия Владимировна? Не послушалась дама с косой даже своего ближайшего прежде соратника Александра Турчинова, баллотировалась в президенты. После проигрыша месяц на публике не появлялась. Чтобы, вернувшись, долбить критикой по власти, не признавая себя при этом оппозиционером. И в то, что в парламенте экс-узница с побратимами займется созиданием, верится с трудом.

Теперь о политических трупах. В первую очередь это Партия коммунистов Украины. Их впервые в истории украинского парламентаризма в Раде не будет. Пенсионеров и неустроенных людей в стране по-прежнему много, а с неизбежным ростом цен данное направление политической мысли как раз весьма перспективно. Но оно уже не ассоциируется в Украине с КПУ. Перед выборами 2012 года коммунисты обещали «вернуть страну народу». И хотя уже тогда над ними подтрунивали, подсчитав средства, потраченные на массированную агитацию (дескать, а зачем же вы ее тогда забирали?), но процент тогда ими был показан серьезный. Правда, тогда они не провели в парламент ни одного мажоритарщика, но было понятно, что по этим позициям «красные» просто не договорились с «регионалами».

Уже после победы революции, в ходе которой красные голосовали за «диктаторские законы», результатом которых, в частности, стал расстрел восставшего народа, члены КПУ всячески отказывались признать российскую агрессию. Более того, многие коммунисты на местах приложили руку к активизации сепаратистского движения на востоке страны, чем фактически приняли участие в разжигании войны. В общем, даже консервативный электорат в своем большинстве предложил лидеру коммунистов Петру Симоненко со товарищи выйти на улицу. Надо полагать, именно там мы вскоре услышим их громкие попытки политического воскрешения.

Не исключено, что там коммунисты встретятся со своими врагами из националистической «Свободы» Олега Тягнибока. Правда, чувствует себя эта сила куда лучше КПУ. Напомним, что в состав прошлого парламента националисты пришли именно с улицы (ряд мест в горсоветах в западных областях не в счет) и стали еще одним сюрпризом той кампании, показав приличный результат, позволивший регионалам запустить в общество тезис о рвущихся к власти фашистах. Дескать, смотрите: если не мы, то кто? Собственно, именно для эффективной борьбы с узурпировавшими власть соратниками Януковича, люди за «Свободу» и голосовали. А вовсе не за идеи Степана Бандеры. И, стоит заметить, свою роль в разрушении режима Януковича националисты сыграли. Однако революция вывела на сцену новую правую силу, «Правый сектор», на фоне которой «Свобода» смотрится нынче достаточно блекло. Кроме того, после победы Майдана, соратники Тягнибока получили несколько министерских кресел. В том числе такое ключевое, как генерального прокурора. Однако силовое крыло бывшей оппозиции во власти оказалось совершенно беспомощным, никаких революционных действий по смене системы не последовало. Как подставляется, это обстоятельство в конечном счете и повлияло на гибель «Свободы» как парламентской партии. Впрочем, ситуация в стране такова, что исключать возвращение во власть радикалов и разрушителей все-таки преждевременно.

В заключение хотелось бы выразить соболезнования российским пропагандистам: их любимая страшилка, партия «Правый сектор», осталась далеко за пределами проходного барьера. К «Свободе» и «ПС» многие украинцы испытывают симпатию, но подпускать к рычагам управления государством побаиваются. Впрочем, и сами «правосеки», судя по откровенно вялой кампании, предпочитают пока овальному залу окопы и блокпосты. Которые, кстати, сами по себе являются вполне перспективной площадкой для старта будущих политических карьер. Это уже произошло, например, в случае с избранием мажоритарщиков Андрея Билецкого, комбата добровольческого батальона «Азов», Дмитрия Яроша, лидера «Правого сектора», и легендарного сотника Владимира Парасюка.

На то и «щука», чтобы «карась» не дремал.

Комментировать