Политика

Папа и Батька: игры с Престолом

328 Микола Мирончик

Что делать, если ваш сосед по лестничной клетке связался с реальными авторитетами, попытался зарезать другого соседа и начинает диктовать правила поведения на ваших собственных квадратных метрах? Обратиться за помощью к крутому полицейскому, а если это невозможно — построить во дворе новую церковь.

Такого сладкого президента беларусы не видели давно: даже приветствуя в Минске Ангелу Меркель, не бликовал он столь безупречной карамельной корочкой, как на встрече с посланником Ватикана в минувшие выходные.

Кардинал Пьетро Паролин — это почтовый голубь, приносящий благую весть всем любителям высокой геополитической кухни: в Беларусь снова желает приехать маститый кондитер Франциск, чтобы помочь местному мастеру закончить эпохальный торт.

Надо признать, минский pasticciere в последние месяцы взбил весьма нежное, воздушное суфле. На бисквитный корж нужны качественные яйца — но ни у Меркель, ни у других светских европейских лидеров их, как известно, нет. То ли дело наместник бога на Земле: у него после одной Пасхи сколько добра остается!

Навязчивое deja vu отправляет нас в 2008 год, когда в Минск пожаловал предыдущий госсекретарь Святого престола — принимать приглашение для Бенедикта XVI. Это на первый взгляд условия визита папского посла будто слизаны под копирку: тот же предвыборный период у Александра Лукашенко, то же глобальное потепление с Европой, которое нуждается в катализаторе, и та же неопределенность: позволит ли третья сторона случиться визиту Первосвященника, не позлит ли кого такой план?

В отличие от посольской миссии-2008, сегодня кардинал не привез белорусским властям прямого послания от Папы — либо оно не было озвучено публично. Зато никто не стал скрывать явного политического подтекста переговоров. «С нашей стороны есть готовность помогать этой стране», — сказал Паролин, отвечая на вопрос о возможности замолвить словечко за Минск перед Брюсселем.

Шесть лет назад Лукашенко даже посетил Ватикан и встретился с Папой Римским — возможность повторения этого визита никто не оспаривает и сейчас. Правда, путь в Собор святого Петра лежит через Рим, и чтобы белорусского президента выпустили из аэропорта, необходимо снять для него запрет на въезд в ЕС. Впрочем, на фоне желания многих европейских столиц увидеть Лукашенко на майском саммите Восточного партнерства в Риге этот вопрос, скорее, носит чисто технический характер.

С визитом Понтифика в Беларусь дело обстоит куда сложнее. Добротворный тон официальной прессы и ТВ — лакмусовая бумажка, которая говорит о неуемном желании Минска приветствовать высокого гостя. Даже журналист государственного телеканала ОНТ на пресс-конференции решился спросить у кардинала: ну когда, когда же Папа наконец почтит Беларусь своим присутствием?

Александр Лукашенко в бытность президентом застал уже трех Пап. Беларусские власти часто намекали на желание католиков видеть на своей земле Иоанна Павла II, но официальное приглашение высылать не спешили: лишь заявляли о такой готовности. Иначе обстояло дело с пришедшим ему на смену Бенедиктом XVI: здесь к католикам примкнул и сам православный атеист. Приглашение было направлено, однако для приезда Йозефа Ратцингера в Минск «не сложились условия».

Поговаривают, что в 2008-2009-м Лукашенко мечтал провести в Беларуси операцию по принуждению двух противостоящих конфессий к миру, однако Русская православная церковь не спешила воспользоваться настойчиво предоставленной возможностью. Ну а после случилось 19-ое декабря 2010-го; а еще папа Ратцингер совершил нечто непостижимое — добровольно ушел в отставку при жизни.

В году 2015-м вопрос о противодействии РПЦ приезду Понтифика выпрыгнул из кулуаров с резким заявлением Митрополита Минского и Заславского Павла. «Вопрос о визите Папы Римского в Беларусь не стоит», — отрезал представитель РПЦ в интервью БелаПАН.

Несколько часов спустя стало ясно, что вопрос этот не стоит только у отца Павла.

«Мы пресекаем всякие попытки создать преимущество той или иной конфессии за счет другой конфессии», — обращаясь к кардиналу Паролину, сказал Лукашенко кому-то третьему, демонстрируя, кто здесь владыка, а кто — власть.

Беларусские подарки Костелу на этот раз — беспрецедентны: чего стоит только возобновившиеся разговоры о конкордате и внезапно решившийся вопрос о создании высшего католического учебного заведения — в 2008-м этот вопрос даже не поднимался. Беларусский лидер намекнул, что возрадовался бы возможности накормить Первосвященника булкой с солью в минском аэропорту. Может ли эта картина воплотиться без согласия православных иерархов?

Пьетро Паролин в Минске особо подчеркнул, что приглашения Папе поступили «от всех ветвей власти». Это означает лишь, что Минск предельно четко выразил свою позицию, и теперь дело лишь за тем, чтобы ступить на белорусскую землю решился сам Понтифик.

Госсекретарь Ватикана заявил, что белорусские католики заслуживают этой встречи, сделав акцент на «трагической истории католицизма на этой земле». Архиепископ Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич уточнил, что речь идет о гонениях, которые испытали прихожане Костела не только в советские, но и в царские времена. Такой жесткий тон, по всей видимости, продиктован серьезной решимостью нового Папы преодолеть негласные запреты.

И пусть Минску, который недавно прочувствовал вкус миротворческой славы, в ближайшее время не светит стать местом, где спустя тысячу лет после развода вновь сойдутся православие с католицизмом — хотя бы ради детей. В конце концов, Коля Лукашенко, который в 2009-м году подарил Бенедикту XVI русский букварь, в новых геополитических условиях может презентовать Франциску I белорусский.

Если он сделает это в Беларуси, в знаменитой кондитерской на Карла Маркса наконец закончат свой кремовый десерт, создающийся с одной лишь целью: запустить его в лицо забронзовевшему соседу. Казалось бы, давно известный, отработанный безобидный прием — но до сих пор вызывает смех у всего мира.

 

Фото: пресс-служба президента Беларуси

Комментировать