Политика

Оба хуже. Как проголосует Америка, которой не нравятся ни Клинтон, ни Трамп

443 Микола Мирончик

В США продолжается президентская кампания. За место самого влиятельного политика мира сразятся две накачанные деньгами некомпетентности, каждая из которых — особенное воплощение американской мечты. Рекордный антирейтинг обоих главных кандидатов сулит немало сюрпризов.

Спонсированный популизм

7 июня информационные агентства засвидетельствовали: Хиллари Клинтон заручилась поддержкой достаточного количества выборщиков, чтобы быть выдвинутой кандидатом в президенты США на предстоящем в конце июля общенациональном съезде Демократической партии.

В непростой гонке за выдвижение она победила Берни Сандерса, «демократического социалиста», известного своей борьбой с влиянием крупных корпораций и богатеями в американской политике, а также эффектной краудфандинговой кампанией. Собрав более 60% средств на свою кампанию за счет небольших частных пожертвований, сенатор от штата Вермонт стал феноменом американских выборов: простые демократы уже проголосовали за него своим кошельком.

Однако связи Хиллари Клинтон в политическом и экономическом истеблишменте, наработанные за восемь лет в статусе Первой леди США (1993-2001), восемь лет сенаторства от штата Нью-Йорк (2001-2009) и четыре года на позиции Госсекретаря США (2009-2013), позволили привлечь в кампанию куда больше средств от юридических лиц. В итоге это и решило исход демократической кампании.

В деньгах не столь нуждался очевидный уже кандидат от Республиканской партии — миллиардер Дональд Трамп. Примерив на себя амплуа эксцентричности и возлюбив оное, он легко обошел основных конкурентов-«слонов», среди которых даже попадались разумные.

Лидерство Трампа, напоминающего недовольного жизнью клоуна из советского цирка, породило ощутимый протест внутри сплоченной обычно Республиканской партии. Команда Трампа умело воспользовалась страхами американцев: активность ИГИЛ, наплыв беженцев в Европу и теракты в Париже и Брюсселе, стремительное увеличение доли испаноязычного населения в самих США явились прекрасными страшилками для четко дефинированного избирателя: белого мужчины из рабочего класса без колледжа за плечами.

 

«Журнал» также рекомендует:

  

 

Эти ребята вовсе не считают чуждыми противоречащее Конституции обещание Трампа не пущать в страну мусульман или физически отгородиться от Мексики или его огульные нападки на всех латино как на «насильников».

Трамп мастерски уловил общемировой тренд на возрождение популизма и подкатывает на нем к финишной прямой.

Кандидат от необразованных и плагиатор взглядов

В июле с разницей в декаду республиканцы и демократы проведут свои Всеамериканские собрания, на которых Трамп и Клинтон будут утверждены кандидатами в президенты. Согласно опросам, сейчас демократическая некомпетентность берет верх над республиканских невежеством, но не слишком большой разрыв между ними может сократиться в любое время.

«Никогда еще в современной истории у нас не было двух номинантов с антирейтингом более 50%, — говорит о предстоящих выборах исследователь общественного мнения из Вашингтона Эд Гоуиз. — Мы сейчас в неизведанных водах, пробуем привлечь историю к прогнозам о том, что произойдет в эту кампанию».

Определяющим моментом для успеха или неуспеха демократов станет фактор Сандерса. Неожиданно для команды Клинтон попытки Берни переплыть Потомак из финансовых потоков стали настолько заметными и встретили такую мощную поддержку, что Хиллари пришлось за один день изменить свою точку зрения по многим вопросам — на ту, которую выражал Сандерс.

Это касается социальной сферы (минимальную зарплату на федеральном уровне Сандерс предлагал увеличить с $7,25 до $15 в час, Клинтон в итоге пришлось пообещать $12), Трансатлантического партнерства (оба против), Кейстоунского нефтепровода (оба против).

И тем не менее, Сандерс зашел гораздо дальше в раздаче денег малоимущим (обещал увеличить налоги на богатых, сделать все общественные колледжи бесплатными, регулировать цены на лекарства путем переговоров с фармацевтическими концернами), борьбы с финансовыми монополиями (поддержал разделение коммерческих и инвестиционных банков, дробление ведущих финансовых институций, введение налога на финансовые спекуляции, за счет которого хотел профинансировать бесплатный колледж), легализации марихуаны (поддержал право штатов вводить ее без одобрения федерального центра).

Кроме того, Сандерс настаивал на разработке четких правил применения оружия полицейскими при исполнении и требовал обязательных публичных расследований по каждому случаю полицейской стрельбы или смерти задержанных в полицейских участках — так далеко в эту тему не заходил еще ни один из кандидатов от двух «главных» партий.

Несмотря на достаточно грамотные шаги Клинтон — такие, как привлечение на свою сторону главного идеолога краудфандинговой кампании Сандерса — многие из избирателей вермонтского сенатора никогда не проголосуют за гламурного провального Госсекретаря из Нью-Йорка. Но эти «новые колеблющиеся» в большинстве своем — хоть и социалисты, но думающие. Поэтому не станут они и легкой добычей для Трампа.

В свою очередь, Клинтон может сыграть на расколе в стане республиканцев, многие из которых ненавидят Трампа. Успех этого предприятия будет зависеть от того, насколько эффективно уже-кандидат Трамп будет искать сторонников вне Ржавого пояса, где он чрезвычайно популярен, и смягчать антимусульманскую и антииммигрантскую риторику, что нужно для завоевания новых душ.

Картину противостояния Хиллари и Дональда в любой момент могут поменять непредсказуемые события вроде расстрела в Орландо. С одной стороны, трагические события во Флориде могут прибавить очков Трампу, специализирующемуся на клеймении мусульман. С другой — они добавляют веса раскрученной Бараком Обамой демократической позиции за серьезное ужесточение оборота оружия.

Республиканская партия, главный инструмент оружейного лобби, по-прежнему жестко против: находящийся под контролем республиканцев Сенат 20 июня отклонил пакет поправок в законодательство, среди которых даже те, которые делали бы невозможной покупку огнестрела лицами, подозреваемыми в связях с террористами.

В итоге тема оборота оружия будет одной из центральных идей финальной битвы за президентский пост в США.

Выбор хипстеров

Недовольство «главными» кандидатами с обеих сторон настолько высоко, что аналитики говорят о возможности утверждения некой «третьей» силы в довесок к Демократической и Республиканской партиям.

Главные претенденты здесь — либертарианцы во главе с экс-губернатором Нью-Мексико Гэри Джонсоном и «зеленые», лицом которых выступает Джил Стайн.

Либертарианцы традиционно «за» великую американскую идею зарабатывания денег и «против» бесплатности любого рода, что особенно актуально для страны, имеющей самый большой на свете внешний долг.

«Зеленые» смотрятся прогрессивно в глазах калифорнийских хипстеров, чье мнение по многим не-экономическим вопросам совпадает со взглядами либертарианцев, а по связанным с деньгами — с позицией выбывшего из гонки Берни Сандерса.

Многие аналитики отмечают рост интереса американцев к появлению «третьей силы» в политике страны. Если любая из этих партий станет набирать 15% поддержки в опросах, ее кандидат сможет появиться на экранах во время официальных президентских теледебатов – и тогда кто знает, куда качнется ситуация.

В любом случае, новые игроки становятся серьезным спойлером для Клинтон или Трампа и обеспечивают задел на будущее. Ведь если демократы серьезно работают на дальнюю перспективу (одна из важнейших осознанных аудиторий Хиллари Клинтон — миллениалы), то республиканец Трамп, костерящий испаноязычных американцев, число которых скоро сравняется с числом англоговорящих — свидетельство того, что «красных слонов» в среднесрочной перспективе можно будет сбросить с двувершинного Олимпа американской политической системы.

 

Иллюстрация: abc11.com

Комментировать