Политика

Ночные Че-бурашки «русского мира»

1977 Севярын Квяткоўскі

«Боже, как стыдно!» – читаю под фотографией «Ночных волков» на Кургане Славы в компании встречающей стороны от «партии и народа» Республики Беларусь. Мне скорее прикольно: группка согнанных БРСМовцев и чиновник не первого ранга. А где беларусские байкеры, хлеб-соль и бочка с бензином перед каждым селом?

«Нас встречали на въезде хлебом-солью в какой-то деревне, не помню название», – уверенно объясняет один из байкеров.

Ага, конечно. «Олимпийка» сделана так, что через сёла не проходит – это же первый советский автобан.

Такое ощущение, что беларуские пользователи интернета в режиме реального времени следят за автопробегом групповой «Антилопы-Гну» и ждут прикольных сюжетов.

Все понимают, что вряд ли кто-то из беларусов сделает засаду, закидает тухлыми яйцами или наоборот – устроит несанкционированное приветствие с плакатами. В Беларуси – всё под контролем, даже сами «друзья Путина» на мотоциклах.

«Пропустят – не пропустят?». Если да – то как и кого? Если нет – как, с какой формулировкой и какая будет реакция? Это ХХІ век, детка. Это даже не век теле-шоу, это век интернета, где информация подаётся со всех сторон под разными ракурсами всеми кому угодно. Это век клипов, это век мемов, это век трендов и брендов, это век народного творчества для интернета: чем больше просмотров и лайков, тем более ты известен.

Известность может обернуться по-разному. «Ночные волки» теперь ассоциируются с косметичкой. Хотели сотворить образ мужественных решительных парней, стоящих на защите моральных скреп современного «русского мира», а после разворота на польской границе один пожаловался: обыскивали три часа, смотрели везде – даже в носках и косметичках. Всё. Все усилия по продвижению себя-брэнда пошли насмарку.

А вот девчонкам, которые хотели быть в том же тренде, что и «Ночные волки», не повезло ещё больше: получили сутки административной отсидки. Они просто хотели соответствовать общей теме, и станцевали танец попами на фоне монумента Великой Отечественной.

Они не разобрались, что это святыня. Ну, правда! Символика победы в России просто повсюду: даже на ценниках на фалоиммитаторы. Ну, что тут такого?

Есть всем известный портрет Че Гевары. Он известен так же, как «Кока-Кола» – во всём мире. Он на т-шотках, бейсболках, кружках, брелоках… да где угодно.

У автора этих строк были трусы в маленьких портретах Че Гевары, произведённые солигорской фабрикой «Купалінка».

Поэтому мне немного смешно, когда в странах, где запрещена коммунистическая символика, Че Гевару приравнивают к подобной. Да, он был коммунистическим – кому революционером, кому террористом. Да, он в одно время был в соцстранах популярнее серпа и молота. И даже Ленина. Но клиповая культура брендов сделала из Че Гевары… Че-бурашку.

Так происходит девальвация, а потом чебурашизация любого символа – когда его используют не по назначению. Так появляются стёбные символы с новыми смыслами.

Выросшим в Советском Союзе так долго и много впаривали советскую идеологию, что на каком-то этапе она перестала восприниматься. В конце 1980-х у советских подростков было модно носить значки с Лениным на заднице. Ленин, как и Че, превратился в Чебурашку.

Последние годы в Беларусь из России пробуют время от времени экспортировать ленточку, которую восточные соседи называют «георгиевской». Девочки-подростки в прямом смысле слова прикрепляют их к попам. Для них это просто модная фишечка.

Пример каши в головах пришел недавно из Браслава, где группа взрослых решила посвятить своих детей в пионеры с помощью иконы. По большому счёту, это двойное кощунство: и по отношению к христианам, и по отношению к коммунистам, которые по-своему тоже верующие.

Пускай их культ больше похож на языческий: с вождями, курганами, поклонением идолам, тризнами на могиле поверженного врага и верой в абстрактное Светлое Будущее. Это тоже верующие люди, приверженцы культа, которые имеют свои «святыни».

В Браславе с иконой в пионеры детей принимали «казаки» – это экспортная фишечка, российская.

И как апофеоз – ежегодные «приветы» из России в виде плакатов, где деда за победу благодарят изображением нацистских солдат.

Как так? На сколько я помню, первый скандал несколько лет назад был связан с девочкой-компьютерщицей, которую попросили сделать плакат. Той девочке что советская, что немецкая каска – что-то из далёкой истории. А вспомните себя в каком-нибудь 1985 году, и отмотайте от него назад семьдесят лет? Это 1915. Каким он вам казался – близким? Да «древнерусским», как тогда говорили подростки.

Есть памятные дни и ритуалы, которые идут от сердца из поколения в поколение, и их невозможно изменить фишечками и примочками. Если мы говорим о памяти по ушедшим, то для Беларуси лучшие примеры – Радаўніца и Дзяды. Вы можете себе представить эти дни в «чебурашковой» подаче по ТВ? Нет, это невозможно. А День Победы современная российская пропоганда умудрилась сделать фишечкой.

Фраза «беларусский казак» – не меньший абсурд, чем «провластные байкеры». Байк-движение по сути своей – сообщество свободных и свободолюбивых людей. Эти люди могут быть патриотами, космополитами, политически активными, аполитичными, религиозными, нерелигиозными – но они никак не могут быть провластными.

Это такое же совмещение несовместимого, как христианская икона и пионерский галстук – символ коммунистов, которые рушили храмы и убивали священников.

Но всё вместе – это смесь, которая работает на власть в России. А она не скрывает, что хочет экспортировать в соседние страны сначала свои фишки, потом своих Че-бурашек, а потом и себя собственную.

В истории с «Ночными волками» в Беларуси нужно понимать: Лукашенко не может их не пропустить. «Волки» – как бы друзья Путина. А с Путиным Лукашенко тоже как бы дружит. Но и активная деятельность в Беларуси им не светит. Истинная задача как бы байкеров не в памяти о дедах, а в популяризация фишечек, которые символизируют расползание «русского мира», читай – власть Кремля.

С другой стороны, беларусские почитатели миксовой российской идеологии – это, в первую очередь, немолодые адепты телевизора, а не юные потребетели клиповой культуры. Если пустить «Ночных Че-бурашек» разъезжать, как положено байкерам, свободно и самостоятельно, неизвестно, на кого и на что они могут напороться в Беларуси. Ведь более-менее реальные настроения молодых беларусов можно отследить только в интернете. А интернет саркастически хохочет.

Да, беларусы притаились, и ждут, когда и куда качнётся маятник. Но ожидание не означает, что люди не готовятся проявить своё настроение. В отличие от России, живущей в мультике уже не один год, у нас всё по-честному: вот условные пионеры с иконой, а вот условные скауты в вышимайке.

Что правда, пионерский галстук с иконой никак не сходится, а вышымайка – вполне.

Комментировать