Жизнь

Наша хандра. Отчего беларусы впадают в депрессию

5140 Ольга Бубич

Иллюстрация: MingJunYou

 

В Беларуси клиническую форму депрессии диагностируют у 6% населения, а в мировом «рейтинге счастья» мы находимся только на 61-м месте. «Журнал» побеседовал с психологами, чтобы разобраться с причинами, последствиями и способами борьбы с печалью по-беларусски.

Ученые называют депрессию «болезнью современности». По данным Всемирной организации здравоохранения, от депрессивных состояний разной степени тяжести страдает около 350 миллионов человек ­— это каждый 20-й житель планеты.

Беларусь входит в число стран с большим числом подобных диагнозов. Депрессия имеет множество степеней и форм. И далеко не все из них требуют немедленного медикаментозного вмешательства.

Некоторые формы депрессии могут быть вызваны специфическими жизненными обстоятельствами. Например, у людей, страдающих от сезонного аффективного расстройства, продолжительная тоска развивается от недостатка солнца. 10-15% рожениц переживают послеродовую депрессию из-за гормональных изменений в организме, регулярной нехватки сна и кардинальной смены режима.

Причины возникновения депрессии весьма разнообразны. Это могут быть хронические заболевания, острое переживание потери близкого человека или разрыва отношений, регулярное употребление алкоголя или наркотиков, прогрессирующие тревожные расстройства и низкая самооценка.

Профессор психологии университета Сан Диего Джин Твиндж выделила три группы причин для депрессии:

1. ослабление отношений и связей внутри сообщества,

2. перенос акцента со внутренних целей (саморазвитие, забота о близких и т.д.) на внешние (стремление заработать больше денег, прославиться и т.д),

3. давление завышенных ожиданий.

«Журнал» также рекомендует:

  

С первой группой вроде бы все ясно: мы действительно стали проводить меньше времени в «живом» общении с друзьями, а долгим телефонным разговорам по душам чаще предпочтем поверхностную переписку в чате, комментарии к статусам малознакомых людей или обмен смайлами.

Разберемся в остальных причинах. Тим Кассер, профессор психологии и автор книг, разделяет цели человека на две группы. К внешним целям относится всё то, чего человек желает, следуя предлагаемым ему моделям поведения: желание заработать больше денег, стать знаменитым, сформировать в глаза людей и себя самого определенный статусный образ. К внутренним – наше желание следовать своим интересам, поддерживать хорошие отношения с семьей и близкими, стремление «сделать мир лучше».

Кассер и его команда в ходе исследований выяснили, что люди, преследующие «материалистические» цели, гораздо более склонны к депрессии и плохому самочувствию. Такие люди не очень социально активны, редко способны к эмпатии. На первое место у них выходит желание манипулировать другими и страсть к конкуренции. В итоге они реже чувствуют себя счастливыми и довольными жизнью, у них более высокий уровень депрессии и тревоги.

Так что стремление к раскрученному образу «богатого, знаменитого и эффективного» вовсе не делает человека счастливым.

Психолог Александр Янкелевич, в практике которого клиенты с депрессивными состояниями разной степени тяжести попадались довольно часто, подтверждает эту тенденцию.

«Внешне благополучных людей, страдающих от депрессии, в Беларуси много. Казалось бы, что еще нужно: все устроено, есть семья, работа, признание среди коллег и успех в бизнесе – но человек все равно переживает депрессию. В свой адрес он может слышать удивление близких: «Да что ты придумываешь? Жизнь же прекрасна!» Но подобные возгласы только еще больше загоняют в тупик. К необъяснимой тревоге добавляется переживание отсутствия права чувствовать себя плохо», – рассказал психолог «Журналу».

В итоге люди постоянно недовольны собой из-за того, что не способны соответствовать навязываемым медийной средой образам «успеха» и «красоты». Это заставляет их тратить все больше времени, энергии и средств на «прокачку» своего имиджа и статуса. «Казаться кем-то» становится важнее, чем реально «кем-то быть».

Имидж – всё!

Низкая самооценка и самоедство активно подпитываются успевшим набрать размах, особенно среди молодежи, феноменом Facebook image crafting. Люди создают свой виртуальный образ в соцсетях, приукрашивают собственную жизнь через постановочные фотографии, фальшивые записи и статусы. Всё для того, чтобы заполучить внимание ­– и заветный «лайк»!

«При «живом» общении с собеседником вы можете заметить его/ее скромность или стеснительность, а социальные сети помогают своим пользователям скрыть любые нежелательные стороны, – говорит Александр Янкелевич. – Получается так называемый «эффект ореола»: в условиях дефицита информации о человеке мы формируем суждения и даже делаем глобальные выводы на основе общего, поверхностного впечатления. Цепляясь за одну улыбающуюся фотографию из Instagram и пару снимков из путешествий, мы делаем заключение: «О, а он такой веселый, такой интересный!» Один маленький кусочек чужой реальности мы воспринимаем как «всю правду». Начинаем с ней сравнивать свою реальность – и тут же понимаем, что наша… не дотягивает».

Идеальный мир красивых закатов, загорелых парней, обнимающих ваших подруг, румяных детей ваших бывших одноклассниц и чекинов по всему миру ваших более успешных коллег медленно, но верно «капает на мозг». А вместе с ним ­– и на душевное состояние. Красноармеец с плаката так и норовит тыкнуть пальцем: «А чего добился ты?»

18-летняя австралийская модель Эссена О’Нил призналась сайту BuzzFeed, что впала в депрессию, осознав серьезность самообмана в этой игре в image crafting. В итоге она отказалась от успешных контактов со спонсорами и назвала мир социальных медиа и рекламы «фальшивкой», которая не позволяет ей жить ее настоящей жизнью.

«Все, что я делала, было ради просмотров, ради лайков, ради подписчиков, – призналась модель в своем последнем видео на Youtube, впервые показавшись зрителями без макияжа. – Это не настоящая жизнь, а наигранное совершенство для привлечения внимания».

«Мы наблюдаем расцвет «нарциссической эпохи», которая приносит и нарциссическую депрессию, – констатирует беларусский психотерапевт Сергей Артюшкевич. ­– Человек не может пережить свою неидеальность. Сколько ни старается – не может дотянуться до идеала, а в итоге чувствует себя одиноким и несчастным. Порой настолько, что проще впасть в алкогольный наркоз или вовсе разрушить себя, чем переносить это страдание».

Наш регион очень падок на «нарциссическую приманку», считает Артюшкевич.

«Проблемы национальной самоидентичности и общественные процессы, с которыми не хочется себя ассоциировать, приводят к тому, что быть «местным» становится как будто стыдно. Бегство к материальным, религиозным и идеологическим ценностям других культур – это яркие нарциссические проявления. Потребление, накопление вещей, коллекционирование навыков, пожирание впечатлений – это культура эгоизма, сосредоточенная на бесконечное украшение собственной личности. Клиническими симптомами «болезни» является высокая распространенность депрессии, алкоголизма и суицидальных тенденций», – отмечает психотерапевт.

Yes, we can! But can we?

Еще одна тенденция, которая влияет на рост депрессивных настроений – завышенные ожидания. Если все вокруг «в шоколаде», то чем я хуже? И где там мои лабутены? «Ведь ты этого достойна!» – подначивает реклама. «Yes, we can! Ты можешь стать, кем хочешь! Давай, детка!» ­– кричит дискурс, пришедший из США, варящихся в супе индивидуализма уже не одно десятилетие.

А почему, собственно, «ты этого достойна»? Родители сегодняшних 20-летних понимали, что высоких результатов можно добиться после 10-15 лет упорного труда и реальных достижений. Их дети хотят всего и сразу. Как отмечает американский профессор Пол Харви, представления о собственном будущем у молодого поколения часто далеки от реальности.

И точно ли мы здесь в Беларуси «can»? Заимствуя жажду имиджа и статусности из «прогрессивного» западного мира, мы забываем «прихватить» у них и другие характеристики: например, свободу выражения мнений, готовность принимать риски и ответственность за принятый выбор.

Прекрасно помню, как в канадском супермаркете молодая мама терпеливо ждала, когда ее трехлетний ребенок самостоятельно выберет три вкуса шариков мороженого. А не легче было бы ускорить процедуру, выбрав за него самой? Но нет – человек, даже самый маленький, должен нести ответственность за свой выбор.

У беларусов иная система ценностей. Советское наследие мощно «вбило» в сознание подчинение «носителям правды»: пионерии, комсомолу, учителям, начальникам, «старшим». Прочитать, повторить, пересказать «близко к тексту», а потом внимательно слушать «правильный ответ».

Но как без практики правильного и неправильного выбора, рисков и ответственностей, мы вдруг сможем разобраться с бесконечным спектром вариантов «стать, кем хочешь»? Неуверенность, страх и тревога неизменно приводят к апатии и депрессии. Свобода выбора равна ответственности. А это страшно.

Связь между страхом и депрессией у беларусов четко прослеживает в опыте своей работы минская психолог Надежда Навроцкая. Именно в неудовлетворенной базовой потребности в безопасности она видит одну из основных причин депрессии.

«Люди тотально чего-то боятся, это особенно касается работников государственной сферы, – отмечает она. – Это создает постоянное напряжение, а как результат – истощение, тревога, а в долговременной перспективе и депрессивное состояние. Люди будто бы нигде не чувствуют себя в полной мере спокойно и уверенно – возникает некий иррациональный страх что-то сделать «не так», а потом нести за это наказание. Где можно стоять, где можно сидеть, где можно ходить, как можно выглядеть, что можно спрашивать, как можно отвечать… Страх проверок, страх контролеров, страх остаться без работы… Особенно подобная необъяснимая тревога проявляется, когда беларусы впервые выезжают за границу: они боятся сделать шаг вправо или шаг влево».

Как избежать депрессии?

Для начала стоит обеспечить себе регулярную физическую нагрузку: подойдут длительные прогулки, бег, поездки на велосипеде, занятия йогой. Упражнения способствуют выработке серотонина – гормона, стабилизирующего перепады настроений. А химический баланс в организме – первая ступенька к спокойствию, с которым и следует подходить к пересмотру своих жизненных целей и приоритетов.

«Больше бывайте не природе – это проясняет восприятие. Живое общение с людьми, а еще лучше – активное взаимодействие (спортивные игры, социальные танцы), дают не только энергию, но и необходимую обратную связь», – отмечает психотерапевт Сергей Артюшкевич.

Тезис «ты – особенный», который так любят использовать в рекламе шампуня и шоколадных батончиков, пафосных статусах в соцсетях и статьях по популярной психологии, на самом деле не так уж и плох. Но подходить к нему стоит с правильной установкой.

Психолог Александр Янкелевич уверен, что понимание «особенности» должно идти не извне в виде марки «особенного» нижнего белья или числе наворотов нового «особенного» айфона. Каждому из нас свою «особенность» нужно почувствовать и прожить изнутри.

«Нужно найти свою аутентичность, сфокусироваться на том, чтобы быть, а не казаться, чувствовать самим, а не стараться удивлять других или вызывать в них зависть, – рассуждает психолог. – Ваша «особенность» может заключаться в чем угодно: например, в том, чтобы стать отличным родителем или потрясно закатывать огурцы. Но, сидя в Instagram или завидуя статусам бывших одноклассников, вряд ли найдешь собственную аутентичность. А человеку, нашедшему себя, не грозит никакая депрессия».

Комментировать