Жизнь

Нас всё меньше. Вымирают ли беларусы и как это остановить

1176 Тарас Тарналицкий

Фото: Heather Biggs

 

Жителей Беларуси становится всё меньше. И они становятся всё старше – к 2050-му треть населения страны будет старше трудоспособного возраста. Что мешает беларусам рожать детей, как справляется с демографией экономика – и вымрет ли нация в конце концов?

В этих острых вопросах «Журнал» разбирался вместе с исследовательницей Еленой Артеменко.

Мы живем на континенте, население которого не стремится расти

Отечественные социологи бьют тревогу – с каждым годом беларусов становится все меньше. Закономерно спросить: вымирает ли нация? B как нам с этим жить дальше?

Общее число жителей Земли постоянно растет – их число достигло уже 7,7 миллиарда человек. Рост численности населения демонстрируют все континенты. Впрочем, Европа в этом плане совсем не стремится расти – ее население растет немного, и в основном за счет мигрантов.

Если сравнивать с общеевропейской картиной, Беларусь находится на среднем уровне – и по динамике рождаемости, и по структуре населения. Данные о численности населения Беларуси есть с 1897 года. Страшные провалы наблюдались у нас есть в периоды после мировых войн, но дальше наблюдался стабильный рост. Вплоть до 1994 года – со всей иронией этой даты.

Наш исторический максимум, достигнутый как раз в 1994-м – 10 миллионов 243,5 тысячи человек. После этого началось падение числа жителей. На начало 2019 года в нашей стране проживало 9 миллионов 475 тысяч человек.

Прогнозы говорят, что к 2050 году беларусов будет 9,2 млн человек. Это не такой уж плохой показатель. Количество населения Беларуси уменьшается, но темпы этого падения не так уж велики. Впрочем, проблема состоит даже не в числе населения – а в его структуре.

Численность населения Беларуси в разные годы

 

«Демографическим бонусом» в Беларуси не воспользовались

Невозможно обеспечивать стабильный экономический рост страны, когда число ее жителей сокращается. Все хотят, чтобы общество и нация, к которой оно принадлежит, крепли и развивались, и рост населения – демонстрация этого развития. Если говорить об экономике, Беларуси необходимо не просто иметь достаточно населения, важно смотреть и на его структуру – достаточно ли в ней людей, готовых работать, способны ли они содержать остальных и обеспечивать рост экономики.

С этой точки зрения, ситуация в Европе в целом и в Беларуси в частности не очень позитивная. Количество трудоспособного населения, которое обеспечивает и тех, кто моложе, и тех, кто старше, постепенно сокращается. И в этом как раз кроется фундаментальный вопрос – что мы будем делать дальше? Как мы будем дальше справляться, если население продолжит стареть?

Доля трудоспособного населения Беларуси в конце 2000-х составляла 62% (2008 год) из-за низкой рождаемости. Эта ситуация называется «демографическим бонусом». И если бы правительство в тот момент приняло правильные решения, использовала ситуацию, когда иждивенцев у нас меньше, а работающих людей больше, мог бы получится ощутимый скачок в экономическом развитии. Прошли бы реформы, которые в меньшей степени легли на плечи населения и сделали бы задел на построение стабильного будущего.

Но этого не произошло, и «демографическим бонусом» Беларусь не воспользовалась, как это сделали, например, в странах Южной Азии. Нынешняя наша перспектива – сокращение доли трудоспособного населения. По данным на 2017 год она составляет уже только 57%.

Продолжительность жизни у нас увеличивается, благодаря развитию медицины, стабилизации экономического положения, улучшения условий жизни. Люди живут дольше. При этом доля населения моложе трудоспособного возраста становится все меньшей. И эта ситуация тоже повторяет европейские тенденции.

Беларусы не склонны рожать большее количество детей, коэффициент рождаемости падает. Сейчас он составляет порядка 1,7 ребенка на женщину. Для того, чтобы обеспечить воспроизводимость населения, этот показатель должен быть хотя бы 2,1 ребенка на женщину.

Впрочем, в середине 1990-х ситуация у нас была еще хуже – коэффициент рождаемости был около 1,2. Сейчас он улучшается, но это улучшение скоро сменится негативным трендом, потому что коэффициент зависит во многом от возрастной структуры населения. Сейчас в структуре женщин больше тех, кто родился в середине 1980-х и сейчас готов рожать детей, то чуть позже мы почувствуем последствия демографического провала 1990-х годов. Плюс состарятся те, кто готов рожать сейчас.

Беларусы позже создают семьи

Исследования показывают, что беларусы хотят иметь больше детей, чем могут себе позволить. На это влияет множество структурных факторов. Один из очень значимых – беларусы позже начинают создавать семьи и приступать к рождению детей. Еще 15–20 лет назад возраст молодой матери находился в районе 22–23 лет, то сейчас это 25–27 лет.

В оставшийся период жизни люди физически не успевают родить столько детей, сколько он/она хотели бы и планировали. Эта ситуация характерна для западных стран и описывается концепцией «второго демографического перехода», когда изменяется сам институт семьи. Люди больше не так привязаны к браку или партнеру, не так склонны заводить большое количество детей.

Но обеспечив благоприятные условия, Беларусь может позволить людям реализовывать свой демографический потенциал, и можно повысить рождаемость в стране. Об этом говорит опыт европейских стран, например, Швеции или Франции. В них создана гибкая система поддержки семьи в плане социальных сервисов. Речь идет не столько о финансовой поддержке, сколько об институте нянь: частных, государственных. У родителей есть возможности выбора способа ухода за детьми – и эта практика позволяет людям не отказываться от карьеры, если они хотят иметь семью и детей.

В Швеции рождаемость растет благодаря практике участия отцов в воспитании детей, когда матери «разгружаются» и им проще принимать решение о рождении следующего ребенка.

В успешных европейских странах сейчас, после такого же провала, что наблюдался у нас, коэффициент рождаемости уже доходит до 2, то есть приближается к уровеню воспроизводимости населения. На эту сторону демографической ситуации можно смотреть с оптимизмом, если грамотно и последовательно реализовывать семейную политику.

Сейчас 25% беларусов – старше трудоспособного возраста. По прогнозам к 2050 году этот показатель достигнет 35%. И не стоит рассчитывать на то, что эти люди куда-то исчезнут, и нам не придется о них заботиться, решать их проблемы. Сейчас очень важно разработать политику, которая позволит вовлекать этих людей в рынок труда и повышать их качество жизни. Потому что сложно представить эффективную систему социального обеспечения, в ситуации, когда треть населения страны старше трудоспособного возраста.

Беларусы действительно стареют. И продолжат стареть в будущем. Мы олжны думать на перспективу – как сделать так, чтобы эта ситуация не была критической, а наоборот – давала новые возможности.

Читайте дальше:

Чем старше, тем младше. Почему мы больше не взрослеем

Прощай, жертвенный борщ! Что стало с любовью и браком в 21 веке

Считайте и размножайтесь: станут ли беларусы больше рожать

Комментировать