Жизнь

Мишель Оден: «Советы беременным? Ешьте рыбу, радуйтесь и пойте!»

10291 Янина Мельникова

Мишель Оден в Минске. Фото: Максим Малиновский, Onliner

 

«Журнал» поговорил со всемирно известным акушером Мишелем Оденом о том, почему женщины перестали рожать сами, стоит ли мужчинам присутствовать при родах и зачем беременным петь.

Так о родах и процессе подготовки к ним в Беларуси не говорил еще никто. Доктор-акушер Мишель Оден не апеллирует к эмоциям и не защищает медицинские протоколы – он ссылается на исследования физиологии человека, на то, о чем уже знают ученые, но часто не хотят знать акушеры. Ведь тогда им придется отложить в сторону свои инструкции и принять тот факт, что современные технологии в процессе вынашивания и рождения новых людей сыграли с человечеством злую шутку: женщины просто разучились рожать без посторонней помощи, а их гормональная система стала давать сбои, цена которых – здоровье будущих поколений.

Мишель Оден – всемирно известный акушер. Он многое сделал и продолжает делать для того, чтобы беременные женщины нашли общий язык с современной системой родовспоможения и вернули себе право быть участницами процесса появления на свет новых людей. Его приезд в Минск – событие знаковое. И не только для его поклонников.

Роженицам нужны не технические работники, но женщины-защитницы

Беларуски (и не только они) в последнее время все чаще жалуются на стимуляции и медикализированную поддержку беременных женщин и женщин в родах, считая ее избыточной и порой неоправданной. Мол, наши мамы и бабушки не то что УЗИ не делали, но даже под капельницами не лежали – и ничего. А сейчас женщины перестали чувствовать себя полноценными участницами процесса воспроизведения потомства. Ими руководят другие люди, которые считают, что лучше осведомлены о потребностях и матери, и будущего малыша.

Впрочем, по мнению доктора Одена, и стимуляция, и введение медицинских препаратов в наше время –давно уже не просто прихоть врачей, но медицинская необходимость. Причина тому – все более сложный процесс вынашивания и рождения детей, связанный с «социализацией родов».

«Чем больше людей вторгается в пространство беременной женщины, тем больше у нее возникает трудностей, – уверяет Мишель Оден.

– Социализация родов, которая началась десять тысяч лет назад, ровно тогда, когда человек взялся покорять природу, в итоге привела к тому, что рядом с рожающей женщиной появились другие люди – священники, повитухи, акушеры. Появились и существуют до сих пор различные верования и ритуалы, связанные с процессом рождения. В процесс родов вторгались даже социальные институции. И, в конце концов, в середине ХХ века произошла маскулинизация и медикализация родов».

Как следствие женщины до определенной степени потеряли способность рожать самостоятельно:

«Это совершенно очевидно людям моего поколения. Случаи, когда женщины рожают своих детей относительно быстро и легко, – исключительно редкие. Большинству женщин необходима медицинская помощь».

Читайте также:

 

В качестве примера доктор приводит собственное рождение:

«Я был первым ребенком у матери. Роды у нее начались дома в 10 часов вечера, а уже в полночь я появился на свет. Сейчас такое почти невозможно. И причина тому – социализация родов. Нужно четко понимать, что роды – это не произвольный процесс. Их контролируют архаичные структуры головного мозга. И основные затруднения в родах происходят из-за тормозящей активности неокортекса (новой области коры головного мозга)».

Почему неокортекс так себя ведет? По словам Мишеля Одена, на последних неделях беременности в организме беременных женщин наступает период физилогической подготовки к родам:

«Благодаря исследованию нидерландских и испанских ученых сегодня мы знаем, что отдельные отделы головного мозга в последние недели перед родами уменьшаются в размерах. В частности, речь идет о тех отделах, которые отвечают за социализацию».

Получается, чтобы успешно родить, женщине нужно снизить активность своего рационального мозга, «нужно перестать думать».

Мишель Оден в Минске. Фото: Максим Малиновский, Onliner

 

Кроме того, на последних неделях беременности у женщин резко возрастает концентрация мелатонина (гормона темноты), который также активно участвует в процессе родов. Так организм беременной к моменту родов начинает работать иначе. И игнорировать подобные физиологические процессы означает подавлять или вовсе прекращать заложенную природой программу подготовки женского организма к родам.

«В идеале, опираясь на то, что сегодня знает физиология, в последние недели беременности мы должны оставить женщин в покое, – говорит Мишель Оден. – Не помогать женщине рожать, не контролировать ее в родах, а защищать ее от любых стимуляций неокортекса. От света, вербальной коммуникации, ощущения, что за тобой пристально наблюдают. Когда ты чувствуешь себя в безопасности, когда вокруг нет никого, кроме человека, который ведет себя как мать, ты чувствуешь себя более защищенной».

Выходит, чтобы женщины вновь «научились рожать» детей, нужно пересматривать и образ мышления и саму систему родовспоможения, убежден доктор Оден:

«Например, пересмотреть вопрос о том, для чего существуют акушерки. Это должны быть не те сугубо технические люди, которые следуют медицинским протоколам, но женщины-защитницы, которые не ведут себя как наблюдатели».

Не мужское дело

Анализируя традиции в родах, доктор Оден отмечает, что раньше они были «бабьим делом», даже если рядом присутствовал человек, «это все равно была женская история».

«Сегодня роды не только социализированы, но и маскулизированы. В них присутствует все больше мужчин. И такая маскулинизация родов началась в Западной Европе и Америке больше около сорока лет назад. Удивительно, но именно с того времени роды стали все более и более трудным процессом», – говорит доктор Оден.

До недавнего времени женщины в странах постсоветского пространства в этом отношении были в привилегированном положении: большинство акушеров-гинекологов у нас все-таки были женщинами. На Западе же массовое вторжение мужчин в роды «шло семимильными шагами».

Как итог, считает доктор, если в 1970-е годы кесарево сечение делили 10 процентам рожениц, то сегодня – около 30%.

«Мне рассказали, что в целом по Беларуси этот показатель достигает 27%. Конечно, здесь есть много факторов. Эта операция становится все более легкой и безопасной, в том числе и с технической точки зрения. Но основной фактор в том, что все бОльшему количеству женщин действительно нужна эта операция. Они просто не могут родить сами», – еще раз подчеркивает Мишель Оден.

«Журнал» также рекомендует:

 

Окружение важно, бактерии – еще важнее

Альтернативой больничной системе родовспоможения могли бы быть разрешенные домашние роды, однако даже в Европе они – роскошь. Поощряют домашние роды в Европе лишь Великобритания и Нидерланды. В остальных странах участие медиков в таких родах может стоить им лицензий. В Беларуси домашние роды не просто не приветствуются, но и могут стать причиной возбуждения уголовного дела в случае, если с ребенком что-то случится.

Между тем, как отмечает Мишель Оден, статистика пренатальной смертности и пренатальной заболеваемости в Великобритании и Нидерландах практически не отличается от стран, в которых домашние роды находятся вне закона. Эта статистика, в основном, зависит от уровня благосостояния и уклада жизни, а не от того места, где рожают женщины.

Мишель Оден надеется, что в будущем домашние роды перестанут носить на себе отпечаток маргинальности:

«Потому что сегодня ученые все лучше разбираются в особенности устройства структуры плаценты, а, следовательно, мы более глубоко понимаем, каким образом настраивается иммунная система ребенка».

Доктор объясняет, что физиология человеческой плаценты отличается от устройства плаценты любых других млекопитающих. Она имеет гемохорриональную структуру – между кровотоком матери и кровотоком плода существует всего лишь одна тонкая мембрана, в которой есть рецепторы к антителам. Материнские антитела (иммуноглобулины группы G) легко проникают из кровотока матери в кровь ребенка. И к 38-й неделе беременности плод имеет примерно ту же концентрацию антител, что и мать.

«То есть к рождению ребенка, с точки зрения физиологии, мы должны задаваться отличными от рождения других млекопитающих вопросами. К примеру, для теленка, который во время внутриутробного развития не получает материнских антител, жизненно важно как можно быстрее добраться до вымени коровы и получить молозиво. Для человеческого младенца это не вопрос жизни и смерти. Гораздо важней, насколько знакома и разнообразна бактериологическая среда, в которой родился ребенок», – отмечает Мишель Оден.

Еще в начале прошлого веке женщины в большинстве своем рожали детей в знакомой бактериологической среде со знакомыми маме и малышу людьми. Но сегодня ситуация поменялась кардинально: большинство женщин рожают детей в роддомах, в условиях стерильности и незнакомой бактериологической среды.

При этом, отмечает Оден, именно микробы определяют будущую иммунную систему человека, а значит и то, каким будет его или ее здоровье:

«Сегодня мы задаемся вопросами, откуда взялось такое количество иммунных заболеваний. В частности, аллергических атопических заболеваний и астмы, других аутоимунных заболеваний. Анализируя особенности революции в окружении новорожденных, нужно предпринять ряд эпидемиологических исследований, в которых была бы дана оценка влиянию окружения женщин в родах и возможной связи между этим фактором и количеством аутоимунных заболеваний».

Мишель Оден в Минске. Фото: Максим Малиновский, Onliner

 

Чем раньше вторжение, тем глубже последствия

Говоря о здоровье новорожденных, акушер и ученый Мишель Оден ввел термин так называемого «первичного здоровья». Так определяется время от зачатия ребенка до первого года его жизни, то есть тот период в жизни человека, когда «наши основные адаптивные системы, которые определяют то, что мы называем здоровьем, достигают высокого градуса зрелости».

Мишель Оден создал Научно-исследовательский центр первичного здоровья. Вот уже 30 лет он ведет базу данных, в которую включены все эпидемиологические исследования, попадающие под определение «первичного здоровья человека». Эти исследования определяют корреляцию между тем, что происходит с человеком с момента зачатия до конца первого года жизни, и тем, что происходит с ним дальше.

«Какая часть первичного периода жизни человека наиболее важная, ответить сложно. Это может быть и эмбриональное развитие, и жизнь плода в утробе матери, и роды, и первый год жизни. Одно можно сказать точно: чем раньше происходит какое-то влияние, тем глубже долговременные последствия. Существуют и периоды жизни человека, на которых вторжение может иметь критические последствия. В частности, период родов», – говорит доктор Оден.

Если речь идет о расстройствах аутичного спектора, то он проявляется на первых годах жизни ребенка, и, судя по всему, «основным критическим периодом взаимодействия генов и окружающей среды является период рождения».

«Если же речь идет о шизофрении, то это заболевание проявляется после пубертатного периода, но, судя по всему, критический период взаимодействий генов и окружения приходится на жизнь плода в утробе матери», – отмечает Мишель Оден.

Мишель Оден в Минске. Фото: Максим Малиновский, Onliner

 

Ленивый гормон любви

В своих исследованиях доктор Оден обращает внимание и на то, как высокий уровень медикализации в родах влияет на саму женщину:

«Гормональные балансы разных женщин сильно отличаются. Но у всех них сегодня есть общее – их организмам больше не нужно включать окситоциновую систему, которую практически все беременные и рожающие женщины получают внутривенно».

Мишель Оден отмечает, что сегодня настала эра синтетического окситоцина, эра надежной операции кесарева сечения, и «количество женщин, которые рожают ребенка, а затем и плаценту, основываясь на «коктейле гормонов любви» – ничтожно мало».

«Нам уже не нужно выделять собственный гормон любви до и во время родов. Но окситоцин – это отличный антидепрессант», – говорит Мишел Оден, подчеркивая, что проблема послеродовой депрессии у женщин, скорей всего, связана с тем же медицинским вмешательством во время родов, что и аллергии у детей.

«Когда я был студентом-медиком и работал в родильном отделении парижского госпиталя в 1953-1954 годах, я ни разу даже не сталкивался с термином послеродовой депрессии. Ребенок родился живой, мама – в отличной форме? Все рады! – говорит Мишель Оден. – Но сегодня о послеродовой депрессии говорят все чаще. А значит, у ученых есть теоретические основания предполагать, что проблема может быть связана с тем, что женщины сегодня рожают с другим гормональным балансом, нежели 60 лет назад».

Ешьте рыбу, радуйтесь и пойте!

Каков же рецепт счастливой и благополучной беременности? По мнению Мишеля Одена, он в том, чтобы прислушиваться к природе женщины, понимать, какие физиологические процессы происходят в ее организме, доверять к этим процессам и минимально вмешиваться без острой необходимости.

Самим же беременным Мишель Оден рекомендует «есть рыбу, радовать и петь»! И эту формулу доктор также объясняет научными исследовании физиологии беременности:

«До недавнего времени беременным в основном говорили про важность контроля их собственного веса, про контроль веса ребенка, про калорийность питания и, конечно, про важность белкового питания. От прочих млекопитающих нас отличает не только плацента, но и огромный мозг. А мозг – очень жирный орган. Для того, чтобы женщина выносила здорового ребенка, она должна получать достаточно жирных кислот. Около 40% развивающегося головного мозга представляет собой вариации докозагексаеновой кислоты».

Доктор Оден подчеркивает, что специфическая потребность в жирных кислотах у развивающегося мозга хорошо известна людям науки, но частенько не принимается во внимание в акушерских кругах.

Кроме изменения подходов к диете беременных, немаловажен еще и эмоциональный фон, с которым беременная вынашивает ребенка:

«Я советую: радуйтесь! Если во время беременности женщина несчастна, то это влияет на уровень кортизола в ее крови. Этот гормон может замедлять рост плода и его головного мозга. Лучше быть счастливой беременной, чем несчастливой беременной».

Ну и, наконец, Оден советует беременным… побольше петь. Не говорить, а именно петь!

«В нашем родильном отделении во Франции в 1970-ые годы мы организовали певческие посиделки. Потому что способность слышать у младенцев развивается очень рано, еще во внутриутробной жизни. Но сегодня, в отличие от старых времен матери мало поют. Они слушают профессиональных певцов, записанную музыку, но сами не поют. Хотите сделать беременную женщину счастливой и веселой? Пригласите ее попеть и потанцевать!»

Читайте дальше:

(Бес)ценная жизнь. Почему нельзя запрещать аборты

Родить по-людски. Как приходят на свет беларусы

«Не родила». В чем сторонники «естественных» родов обвиняют переживших кесарево сечение

«Человеческое отношение». Почему беларуски едут рожать в Вильнюс

Комментировать