Политика

Мир — без Надежды. Что принесет Украине возвращение Савченко

369 Микола Мирончик

Фото: Владислав Содель, Апостроф

 

Освобождение Надежды Савченко из российского плена и ее триумфальное возвращение на родину может открыть ящик Пандоры для всего политического Олимпа постмайданной Украины, уже скатившегося могучим оползнем в болото коррупции и панибратства. Хорошо ли это для воюющей страны?

Настрадавшаяся за два года войны Украина начала было привыкать к точечным сотрясениям. И тут обнаружилось, что очередной высокопоставленный чиновник ловким тумблером встроился в одну из старых схем, которые Майдан должен был свести на нет.

Но в среду страну сотрясло землетрясение совершенно иной природы.

Человек–символ национальной непокоренности, женщина, оцененная в 2 шт. представителей одной из самых могущественных спецслужб мира, ГРУ, — Надежда Савченко вернулась домой в прямом смысле громко.

Президент Украины Петр Порошенко, который приложил немало усилий для того, чтобы освобождение летчицы стало возможным, и прислал за ней свой самолет, держался молодцом, когда стоявшая рядом с ним Савченко была демонстративно заносчива и не посчитала нужным проявить хотя бы формальную благодарность. Вместо этого день спустя она заявила, что готова заменить одного из своих главных благодетелей на президентском посту — если это нужно украинцам.

И заявления, и действия Надежды пока выглядят эмоциональной оговоркой и показывают среди прочего недостаток выдержки и такта. Эмоции явно перевешивают интеллект.

Очень многие украинцы понимают и разделяют обиду Савченко на новую власть, которая лишь частично выполнила предвыборные обещания и приватизировала, по их мнению, победу Майдана — и сейчас извлекает из нее рентный доход.

Но нельзя отрицать и позитивные изменения, которые происходят в стране не без участия этой самой власти: завравшийся премьер отправлен в отставку, в стране успешно идет значительная часть из заявленных реформ, и многие, слишком многие для реалий Восточной Европы функционеры работают на изменения к лучшему.

Если что-то и способно изменить картину к худшему, то это приобретение реальных политических полномочий популярным и заслуженным человеком, у которого нет элементарных навыков управления в мирных условиях.

Каковы реальные политические перспективы Надежды?

Савченко — действующий депутат Рады от фракции «Батькивщина», которая показала высокий результат на последних парламентских выборов во многом из-за того, что лидеры структуры — Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк — первыми додумались до популистского хода: поставить Савченко, тогда российскую пленницу, первым номером своего списка.

Логично, что сейчас отыгравшая свою лучшую в жизни политическую партию Тимошенко и более свежий лидер украинских политических лузеров Яценюк нуждаются в новом лице, и могли бы использовать фигуру Савченко со всем ее багажом для быстрого набора очков. Но оптимизма по поводу освобождения назначенной соратницы они не излучают.

Любого другого человека, даже воевавшего, столь опытные политики могли бы легко использовать в своих целях, но Надежда при попытке использования может просто послать [в их сторону несколько бронейбойных].

Очевидно, что Савченко опасна для «Батькивщины». Поэтому, учитывая характер Надежды и ее тактику действий, можно спрогнозировать, что в «Батькивщине» она не задержится больше, чем на несколько недель, уйдя в независимые парламентарии.

Что произойдет дальше?

Какими бы фантастическими сейчас не казались президентские амбиции главной медийной персоны страны, необходимо помнить как минимум два обстоятельства. Во-первых, лобби отслуживших в АТО довольно влиятельно. Во-вторых, в украинском политикуме всё может меняться очень быстро.

Один из возможных сценариев — приход Савченко в «Правый сектор» — способен вывести основанную Дмитрием Ярошем партию из маргинального подполья. Но сквернейшая репутация этой организации не позволит ей выйти в дамки.

Другой сценарий — если Надежда решит, что достаточно созрела для создания собственной политической силы. В этом случае и элитам, которые просто вынуждены будут уважать ее, и всему украинскому обществу следует серьезно насторожиться.

Украинцам нужно отойти от кумиризации и понять, что слово «герой» автоматически не означает ни «хороший человек», ни «грамотный лидер». При всех реальных заслугах бойцов АТО перед настоящим и будущим Украины, их масса крайне неоднородна — а причесывать под одну гребенку программистов и откровенных головорезов глупо и опасно.

Во-вторых, даже если украинцы, как публично надеется Савченко, перестали «голосовать за колбасу», за обещания военизированного характера (типа «вернуть Крым») они голосовать будут наверняка. И то, и то — эмоциональный выбор, и к достойным результатам в строительстве демократического правового государства привести не в состоянии.

Если Надежда Савченко действительно хочет перерасти реваншизм и, как она сказала, «не скурвиться», и из безусловного народного героя стать достойным своего народа политиком, ей нужно забыть, как убивать — и научиться договариваться и уступать.

Пока это представляется невозможным. Кроме того, значительная часть украинской интеллектуальной элиты, не отрицая геройство и символизм фигуры Савченко, надеются, что до этого не дойдет.

Стране, измученной и войной, и коррупцией, в первую очередь нужен мир, а пришествие в большую политику героя войны с боевой риторикой может лишь отсрочить его наступление.

Для страны было бы лучше сохранить умеренный политический расклад — широкую коалицию, в которой бойцы АТО также получили бы широкое представительство и гарантию защиты своих прав — но никак не нового харизматического лидера, которая вряд ли способна вылечить национальную эмоциональную травму.

Комментировать