Политика

Мигрантский кризис. Как справляется Европа

425 Ляксей Лявончык

Миграционный кризис, который, как многие считали, станет концом Европы, в 2016 году пошел на спад. Конечно, не сам по себе: помогло соглашение Меркель с Эрдоганом, по которому Турция обязывалась принимать назад всех мигрантом, которые нелегально приплыли с ее территории на греческие острова, и забор, построенный восточноевропейскими странами на границе Греции и Македонии.

В 2016 году на дату публикации этой статьи в Европу перебралось 380 тысяч человек – в сравнении с более чем миллионом в прошлом году это падение в три раза. Но обо всем по порядку – и по пунктам.

1. Количество мигрантов, нелегально прибывающих в Европу, значительно упало именно в апреле – после того, как Евросоюз подписал с Турцией соглашение, по которому та обязывалась противодействовать нелегальной перевозке людей и забирать нелегалов назад на свою территорию.

Взамен за каждого забранного назад нелегала ЕС обязался забирать одного беженца из переполненных лагерей на сирийской границе. Исходно количество беженцев, которые могли быть приняты Европой таким способом, составило бы 72 тысячи человек. Это количество могло быть увеличено в будущем, если программа оказалась бы успешной.

Несмотря на многочисленные угрозы Эрдогана открыть шлюзы и затопить Европу мигрантами, как в 2015, Анкара пока придерживается соглашения. Неизвестно, будет ли она держать свое слово и далее – особенно на фоне того, что некоторые члены Евросоюза потребовали от Брюсселя прекратить переговоры с Турцией о вступлении в ЕС на фоне репрессий против прессы и силовых структур после неудавшегося путча.

Но автор этих строк придерживается мнения, что соглашение останется в силе. У ЕС есть «морковка» в виде безвизового режима для турецких граждан, который был обещан Анкаре в марте и который был тихо засунут под сукно (без формального отзыва) после начала репрессий в Турции.

Если введение безвиза с Грузией и Украиной привязывалось к одобрению закона о срочном механизме прерывания безвизового режима при резком росте, к примеру, количества беженцев и нелегалов из этих стран, то Турция вообще не фигурирует в этих новостях. Тем не менее, формально Евросоюз не отказался от идеи безвиза: просто он может тянуть время (что Еврокомиссия умеет делать просто гениально), пока Эрдоган не угомонится с посадками своих политических оппонентов.

Давать безвиз Турции сейчас бессмысленно – особенно учитывая почти еженедельные подрывы курдами турецких полицейских и режим антитеррористической операции в Курдистане: все курды могут просто ломануться от греха (и неудавшегося султана) подальше, что Европе на фоне предстоящих достаточно сложных выборов во Франции в 2017 году вовсе ни к чему.

Потому ЕС сделает то, что умеет лучше всего: положит «пряник» безвиза на полку и будет внимательно наблюдать. Но формально от перспективы отказываться не будет: это означает развязать руки Эрдогану, и тот действительно может забить на миграционное соглашение.

«Журнал» также рекомендует:

  

2. После подписания соглашения между Турцией и ЕС в марте 2016 года количество прибытий беженцев через Грецию упало практически до нуля. При этом существенно выросло количество мигрантов, прибывающих через Италию. Вывод: закрытая граница с Македонией с февраля 2016 года (инициатива Польши, Венгрии, Словакии и Чехии) вызвала постепенное падение количества новых мигрантов, которые просто доходили до границы и там застревали. Соглашение Меркель с Эрдоганом обнулило греческий маршрут: в апреле количество мигрантов, прибывающих в Грецию, упало до 4 тысяч (против 27 тысяч в марте). 

3. Венгерский премьер Виктор Орбан, который известен своими антимиграционными заявлениями и был инициатором построения заборов на греко-македонской и сербско-венгерской границах, не смог убедить достаточное количество венгерских избирателей придти на референдум об изменении конституции страны. Он предлагал внести в Основной закон норму о том, что только национальный парламент может решать, принимать беженцев или нет – но никак не Евросоюз.

В итоге на референдум пришло менее 50 процентов избирателей, необходимых для признания голосования состоявшимся. Тем не менее, из пришедших подавляющее большинство проголосовало против обязательных квот на переселение, спускаемых из Брюсселя.

Повторная попытка провести изменения в конституцию уже через парламент также провалилась: правящая партия не смогла набрать необходимого большинства в две трети.

Иронично, что к поражению Орбана приложил руку праворадикальная антимигрантская партия «Йоббик». Она не поддержала поправки, посчитав их недостаточными, и потребовала от Орбана отказаться от выдачи видов на жительство в обмен на покупку гособлигаций – программы, которую Орбан запустил и всячески поддерживал.

4. После успеха на турецком направлении Евросоюз активизировал работу на африканском, дабы снизить число мигрантов, которые могут воспользоваться маршрутом через Ливию и далее в Италию. Принцип тот же: в обмен на помощь в развитии экономики страны Африки должны обязаться предпринимать шаги по контролю деятельности контрабандистов, а также забирать своих граждан-нелегалов из ЕС.

В прошлом году на саммите в Мальте Евросоюз согласился открыть инфраструктурный фонд для африканских стран и постепенно увеличивать его размер. Работа по заключению договоров по модели турецкого соглашения ведется с рядом стран, в том числе Мали, Нигером и Эфиопией, которые часто используются как транзитные маршруты на пути в Италию через Ливию.

5. Германия, которая в 2015 году приняла более 2/3 всех мигрантов, прибывших в ЕС через Грецию, ужесточила свой подход к ним. Полный статус беженца (который дает возможность на воссоединение с семьёй и прочие права) в этом году получили 28 процентов прибывших сирийцев – против 99% в прошлом году. Такой же тренд наблюдается для граждан всех стран, прибывших в Германию.

6. Существенной проблемой остается возвращение неудавшихся беженцев (чьи заявления были отклонены) в страны происхождения. На прошлой неделе Германия начала высылки афганцев, отправив самолет с 34 гражданами этой страны в Кабул. При этом на территории Германии сейчас находится более 12 тысяч афганцев, которые получили отрицательный ответ на свое заявление об убежище и теперь должны выехать; по процедурным причинам 11.500 не могут быть депортированы немедленно. Такая же ситуация с сирийцами.

Но в целом вывод один – Европа справляется с мигрантским кризисом: спокойно, методично и вполне по-европейски.

Комментировать