Курс на Европу. Как Евросоюз справляется с беженцами

В Венгрии провалился «антимигрантский» референдум. Во многих странах ЕС растут проевропейские настроения. Количество людей, которые переплывают Средиземное море в надежде на лучшую жизнь, резко сократилось. Курс на Европу – он у каждого свой.
Организованный правящим венгерским премьером Виктором Орбаном референдум по мигрантам провалился: на него явилось всего 45% избирателей (для признания его состоявшимся нужна явка не менее 50%). «Революция», которую обещали Брюсселю Фарадж, Орбан и подобные им популисты-евроскептики начала подбуксовывать. А тут еще и рост проевропейского сантимента в Скандинавии, Нидерландах и даже в Италии – причем в последней такой, что даже популисты из «Движения пяти звезд» задекларировали свою проевропейскость, дабы не потерять избирателей.
Референдум в Венгрии
Напомним, что Венгрия, вместе с остальными странами Вышеградской группы, являлась упертым противником квот на мигрантов. Квоты эти предложил ввести Европейский Союз, дабы снять нагрузку с Греции и Италии – стран, на которые приходилось абсолютное большинство всех новых приездов в кризис 2014-2015 годов.
Согласно этому плану, мигранты должны были автоматически распределяться между странами ЕС согласно ряду критериев. Основными из них являлись ВВП на душу населения и число жителей: иными словами, страны победнее да поменьше должны принять меньше мигрантов, чем те, что побогаче и побольше.
Собственно Венгрии предлагается принять у себя всего 1.294 мигранта; их прием, размещение и социализация стоили бы 10-миллионой стране куда меньше, чем собственно организация референдума. Но тут же дело упрямого принципа и надувания щек.
Все страны, в том числе Дания, которая имеет официальную «выписку» из директив Брюсселя по миграции, согласились на квоты (всего Евросоюз готов принять у себя 160 тысяч беженцы из их стран Ближнего Востока и Северной Африки).
Выпали только Британия (она в последнее время выпадает из всего, что только возможно), Венгрия, Чехия, Словакия и Румыния. Польша, несмотря на недовольство, все же подписалась под соглашениям. Чехия, Словакия и Румыния голосовали против решения ЕС, но в итоге приняли решение большинства.
И только Орбан решил идти до конца. Под этим «идти до конца» подразумевалась подача иска в суд против решения ЕС ввести обязательные квоты на мигрантов, а также проведение референдума, в котором гражданам Венгрии предложили ответить на вопрос: «Принимаете ли вы квоты на мигрантов, установленные ЕС без согласия национального парламента» (ну того, красивого).
«Журнал» также рекомендует:
По мнению венгерского премьера, победа в референдуме должна была усилить его позицию на переговорах в Брюсселе, который, как в последнее время кричат популисты всех мастей, «исключительно ослаблен».
В ход шли все средства – вплоть до излюбленных правыми популистами выдумок про «шариатские зоны» в европейских городах, в которые якобы не рискует входить даже полиция. Власти даже издали специальный буклет с картой таких зон: в нее, например, попали Лондон и 750 городов Франции.
Государственная пропаганда принесла свой результат: практически все пришедшие на референдум проголосовали против мигрантов. Этот факт настораживает.
Другой вопрос, что усилия, вложенного правящим Фидесом в победу на референдуме, оказалось недостаточно, чтобы убедить хотя бы половину избирателей придти на участки. «Революция» против решения ЕС споткнулась на ровном месте.
«Последнее турецкое предупреждение»
В марте этого года Турция и Евросоюз подписали соглашение, которое призвано решить проблему мигрантов, стремящихся в ЕС в обмен на отмену Шенгенских виз для граждан Турции.
По условиям соглашения, все нелегальные мигранты, пребывающие на территорию ЕС из Турции возвращаются обратно в Турцию, при этом последняя обещает серьезные меры по предотвращению нелегальных «путешествий» со своей территории в Европу.
«Журнал» также рекомендует:
Самая популярная «страшилка», которой правые пугают европейцев, – идея о том, что, мол, Турция может отказаться от своих обязательств, если ЕС срочно не введет безвизовый режим, Эрдоган вообще начал заигрывать с Путиным, в Европу снова «зальёт волна мигрантов».
Но пускать турков к себе без виз Европа не спешит. Соглашение со стороны ЕС вступит в силу только после того, как Турция выполнит все скрупулезно прописанные условия Евросоюза. И хотя Эрдоган и хорохорился, требуя безвизового режима не поздее октября (а не то, мол, конец соглашению и получайте своих мигрантов обратно), есть пара серьезных аргументов против всех этих «страшилок».
Первый: ЕС обещает Турции 6 миллиардов евро на обустройство мигрантов, что для замедляющейся от падения туризма экономики страны очень хорошие деньги.
Второй: получение безвизового режима станет поистине эпохальным событием в истории переговоров Турцией с Объединенной Европой. А переговоры эти тянутся уже без малого 30 лет, если считать с момента подачи Турцией заявки на присоединие к ЕЭС в 1987 году.
Поэтому вряд ли турки простят своему эпатажному президенту любое неосторожное движение, которое сорвет это историческое событие.
Более того: соглашение уже принесло видимые результаты. После баррикадирования границы Греции с Македонией по инициативе Вышеградской группы поток мигрантов на греческие острова упал до десятков в день против тысяч в это же время в 2015 году.
Некоторый рост наблюдается на итальянском направлении, куда из Ливии за январь-август 2016 года прибыли 106 тысяч человек. Ливия, в которой с момента свержения Каддафи не было единого правительства и части которой управляются несколькими конкурирующими фракциями, является отличной площадкой для контрабандистов, отправляющих нелегалов в Европу.
Впрочем, есть надежда, что созданное там правительство национального единства сможет сделать страну снова управляемой – и поток нелегальной миграции из Ливии спадет.
Пока же очевидно одно: поток мигрантов в Евросоюз серьезно сократился.
Количество беженцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока в Европу и количество смертей при попытках мигрантов пересечь Средиземное море. Данные: Международная организация по миграции
В 2015 году в Европу прибыло более миллиона нелегальных беженцев, в этом году их число чуть превысило 300.000 человек. И этот поток должен снизиться еще больше после того, как соглашение между Брюсселем и Анкарой будет выполнено сполна.
Комментировать