Арт

Куда нас ведут мобильные технологии

362 Ольга Бубич

Изображение из проекта Кэтрин Бале «Незнакомцы в свете», представленное на выставке «Transition»

 

Влияют ли бум мобильных технологий и тотальная «гаджетизация» на развитие культуры и искусства? Не становимся ли мы, под предлогом самовыражения и утверждения собственной идентичности, заложниками рынка мобильных технологий и жертвами коммерциализации? Правильно и полезно ли вести шестилетнего ребенка на мастер-класс по использованию «крутых приложений»?

5 декабря в галерее современного искусства «Ў» открылась выставка мобильной фотографии «Transition». На вернисаже было полно народу, молодежь и взрослые активно общались, рассматривали непонятные проекты, пили вино и тут же размещали снимки снимков в социальные сети. Кураторы Светлана Кашуба и Ольга Мжельская подчеркнули актуальность темы, новизну феноменов селфи, мобилографии и айфономании и логичность их превращения в широко используемые понятия и вполне естественные действия человека. Ольга зазывала посетителей на мастер-классы по мобильной фотографии для детей и подростков, отмечая, что мобильные новинки помогут любому пользователю «выразить свою индивидуальность».

Изображения из проекта Ника Дегтярева «Do what I mean», представленные на выставке «Transition»

 

Дарья Варламова, редактор аналитической онлайн-площадки «T&P», рассуждая о влиянии технологий на наши способы самовыражения, пишет о том, что интернет сегодня создает поистине «бурлящую Ниагару текстов».

«Каждый день мы сочиняем 154 миллиарда электронных писем, более 500 миллионов твитов и более миллиона постов в блогах (и 1,3 миллиона комментариев) только на WordPress. В Фейсбуке мы постим около 16 миллиардов слов в день. И это только в США. В Китае совершается около 100 миллионов апдейтов в день только на Sina Weibo, самой популярной платформе для микроблоггинга, и еще миллионы апдейтов в соцсетях во всему миру, включая русский ВКонтакте», – отмечает журналистка.

Не менее шокирующими являются цифры загружаемых ежедневно в интернет изображений с мобильных телефонов и фотоаппаратов. Голландский художник Эрик Кесселс, озаботившись этим феноменом, решил материализовать визуальную лавину, распечатав снимки, которые были загружены пользователями разных стран мира в интернет в течение 24 часов. Результатом исследовательского жеста стала инсталляция «Фотография в изобилии», в ходе которой несколько залов одной из амстердамских галерей буквально заполнились кучами фотографий, потерявших любой смысл и значимость и в большей степени напоминающей кучи мусора на свалке.

Научный фантаст Теодор Старджон, размышляя над переизбытком информации, с которым человечество сталкивается сегодня, выработал простую, но верную формулу – единственно адекватную реакцию критически настроенного индивида. «Правило Старджона» гласит: «90% всего на свете — дерьмо».

Рупор для высказывания собственного мнения сегодня получил каждый житель планеты, имеющий доступ к сеть, социальная группа лидеров мнений стала размытой, а релятивизм практически стал религией. Хочешь сохранить ясность мышления? Ставь жесткие фильтры – контролируй глобальный выброс бесцензурного, нередактированного, самопального самовыражения в «океане мусора c редкими островками гениальности».

Одна из страниц в книге отзывов на выставку «Transition»

 

В таком свете именно развитие критического взгляда и самостоятельная, осознанная выработка фильтров кажется навыком, отчаянно нуждающемся в развитии. Логично следуя законам спроса и предложения, компании по производству всевозможных девайсов будут продолжать производство все новых и новых гаджетов, призванных за наши деньги сделать нашу жизнь интереснее, комфортнее и проще. И – более зависимой от технологий. Как нельзя более острым становится проблема очевидного потребления, заставляющего уже не людей, а потребителей толпится у закрытых дверей магазина за несколько часов до запуска очередной обновленной версии какой-нибудь i-игрушки.

Не подчиняться рыночным играм, а сохранять за собой право и свободу выбора, в том числе выбора реальности «здесь и сейчас», а не ее цифровых копий – вот, на мой взгляд, стратегия, которую могли бы акцентировать кураторы выставки «Transition».

Однако, собрав в рамках выставки инстаграм-фотографов со всего мира, кураторы стали заложницами собственной, не до конца осмысленной концепции. Вместо того, чтобы действительно, как было заявлено ими в описании проекта, стимулировать зрительскую рефлексию о роли технологий в современной обществе, единственное, что в результате подверглось стимуляции – это рост продаж официального спонсора, компании мобильной связи Velcom, логотипы которой красовались на всех сопровождающих экспозицию материалах.

Ироничным видится и само название, выбранное для обозначения масштабного проекта. Transition – переход – как направление вектора движения нашего общества, необратимый поток информации, влекущий нас в водоворот изменений, отношение к которым мы пока еще не успели выработать. Цитируя российского культуролога и музееведа Владимира Дукельского, хочется напомнить: бум информатизации определяет становление других моделей коммуникации, которые во многом изменяют и характер нового типа культуры. То, что мы наблюдаем сегодня, отмечает исследователь, сопоставимо со становлением мировых религий, которые за счет ввода этих моделей, совершали колоссальный культурный прорыв, создавая посредством этих изменений новые культурные единства.

Сегодня большинство людей не отдают себе отчета в том, что помимо своей воли они оказываются втянутыми в эти процессы гораздо сильнее, чем им кажется, в то время как влияние, которое они оказывают на окружающий их мир, становится все меньшим.

Куда же мы идем, следуя так изящно, но поверхностно заданному экспозицией «Transition» вектору развития мобильных технологий? Скачивать очередное «крутое приложение» для самовыражения нашего шестилетнего ребенка? Не лучше ли будет научить его рисовать свой портрет красками, а не нажатием кнопки, глядя в зеркало?

Комментировать