Деньги

Кредиты на кредиты. Как Беларусь собирается отдавать долги

1075 Дмитрий Яненко

Каждый новорожденный беларус уже должен за государство 4 тысячи долларов.

16 апреля премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков сообщил, что государство полностью выполнит свои обязательства по погашению внешнего долга в 2015 году. «Журнал» выяснял, насколько заявление главы правительства соответствует реальности.

Премьер-министр подчеркнул, что правительство прилагает все усилия для того, чтобы основная часть внешнего госдолга была погашена за счет бюджетных средств. Кобяков также напомнил, что Беларусь «работает над новой программой с Международным валютным фондом».

«Аналогичная работа идет над программой Антикризисного фонда ЕврАзЭС, – добавил он. – Все эти направления достаточно перспективные. И я считаю, что они могут быть задействованы в среднесрочной перспективе».

Эти шаги плюс объем золотовалютных резервов страны достаточны, чтобы в течение 2015 года полностью обеспечить долговые обязательства по внешнему долгу, считает Андрей Кобяков.

Нужно уметь зарабатывать доллары

«С точки зрения экономической безопасности долг государства не так велик по отношению к ВВП, – прокомментировал «Журналу» старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб. – Однако проблема с обслуживанием долга связана с нашей способностью генерировать валютную выручку».

Вообще на одно отношение долга к валовому внутреннему продукту ориентироваться нельзя, считает эксперт, потому что есть страны, где отношение долга к ВВП составляет 120%, но они отлично себя чувствуют, прекрасно обслуживают долг и имеют высокие рейтинги. А есть государства, у которых приближение внешнего долга к 50% от ВВП вызывает проблемы.

Например, перед США такая проблема не стоит в принципе, так как у них долги в своей же валюте. Беларуси же нужно не просто уметь зарабатывать деньги, а уметь зарабатывать доллары.

И вот тут начинаются проблемы.

Нефть подложила свинью

«Изначально Беларусь рассчитывала погасить в этом году долги исходя из того, что удастся найти 1 млрд. долларов внешнего финансирования в виде еврооблигаций, около 700 млн. долларов на внутреннем рынке и 2 млрд. долларов экспортных пошлин на нефтепродукты, – напоминает финансовый аналитик Сергей Чалый. – Официальные оценки таковы: от нефтепродуктов мы получим 1 млрд. долларов, на внутреннем рынке, вероятнее всего, что-то доберем, внешние рынки закрыты и можно сколько угодно рассказывать, что планы разместить еврооблигации есть, но когда текущая доходность является на уровне 14-16%. Вот и получается кассовый разрыв в пределах 2 млрд. долларов».

Внутренних источников на обслуживание этого долга явно не хватает. Была большая надежда на экспортные пошлины по нефтепродуктам, которые с этого года остаются в беларусском бюджете, но из-за падения цен на нефть в два раза, поступления от этого источника ожидаются, соответственно, в два раза меньшие.

«Мы сегодня живем в ситуации, когда для того, чтобы обслуживать не очень крупный долг, страна постоянно нуждается в регулярных новых заимствованиях либо в рефинансировании существующей задолженности», – замечает Вадим Иосуб.

Рефинансирование – помощь, но небольшая

Беларусский премьер также рассказал 16 апреля, что есть договоренность с российскими коллегами о том, что «мы полностью рефинансируем наши платежи, которые мы осуществляем в 2015 году в РФ, как по межгосударственному долгу, так и по долгу Антикризисного фонда ЕврАзЭС».

Глава правительства добавил, что уже есть соответствующие решение и договоренность, и их формализация находится на финишной стадии.

По словам кандидата экономических наук Леонида Злотникова, это означает, что Беларусь берет новые долги, чтобы отдать старые.

«Это снимает определенную часть напряженности в данный конкретный период, но, ни в коем разе не списывает долг целиком», – подчеркнул экономист.

Сергей Чалый отмечает, что полученная возможность рефинансирования – это, конечно, помощь, но не очень существенная. По его оценкам, она составит примерно около 700-800 млн. долларов.

В то же время Вадим Иосуб считает, что новость о рефинансировании задолженности перед Россией является «большим подспорьем для нашей экономики».  

«Мелочевка» не поможет

Так где же искать недостающие деньги? Реальной возможности найти источник внешнего финансирования не просматривается. Единственное, о чем можно вспомнить – это обещанный российский межгосударственный кредит в 110 млн. долларов, который пока до Беларуси так и не дошел.

«У нас всего 2 млрд. долларов в структуре золотовалютных резервов того, что называется ликвидные ресурсы в иностранной валюте (проще говоря – деньги в иностранных банках), а это с точки зрения покрытия импорта в два раза меньше, чем нужно для обеспечения внешней безопасности, – отмечает Сергей Чалый. – Получается, либо надо тратить ЗВР, но тогда мы можем не выдержать малейшую валютную панику образца декабря 2014-го, либо нужно где-то находить дополнительные средства. А где их найдешь?»

Можно было бы, конечно, выставить на продажу какой-нибудь ликвидный государственный актив и сразу решить проблему, но это, как говорит Александр Лукашенко, не наши методы.

В то же время всякая «мелочевка», наподобие списка из 60 предприятий, которые составило Госкомимущество, на картину поиска недостающих ресурсов особо не повлияет даже в случае оптовой продажи.

Надежда на США

Сергей Чалый отмечает, что «последняя надежда связана с получением финансирования в рамках программы расширенной помощи Фонда системной трансформации МВФ по аналогии украинского варианта – там и более длительный (чем стенд-бай) срок и больший размер. Но там тоже траншевое финансирование, то есть всю сумму мы сразу не получим. Поэтому получается достаточно напряженная ситуация».

А вот Леонид Злотников считает, что МВФ вряд ли выдаст Беларуси новый кредит: «Глава государства на пресс-конференции 29 января заявил, что, пока он президент, Беларусь будет придерживаться плановой экономики. Под такой социализм МВФ денег не даст. Деньги могут дать лишь под рыночные реформы, а они у нас открыто отрицаются».

Впрочем, Злотников не исключает, что беларусские власти рассчитывают на политические аспекты, связанные с выделением нового кредита. В частности, с учетом того, что первую скрипку в Совете МВФ играют США, в последнее время идет работа на потепление (по крайней мере, создается видимость потепления) беларусско-американских отношений.

Александр Лукашенко не однократно заявлял, что «братская Россия» не даст Беларуси пропасть, что она-то и подставит нашей республике плечо. Выходит, что за кредитами Беларуси лучше обращаться к восточному соседу? 

«Это не очень однозначный вопрос, – говорит Вадим Иосуб. – Есть два момента. Российские кредиты для нас достаточно дешевые по сравнению с теми деньгами, которые мы могли бы привлечь на рынке (судя по стоимости беларусских евробондов), но при этом кредиты от МВФ еще дешевле с точки зрения процентной ставки. С другой стороны, в некоторых ситуациях Россия считает Беларусь своим союзником и часто идет нам навстречу. Но нельзя говорить, что так будет всегда».

Действительно, если в какой-то момент между нашими странами возникнут противоречия (а они периодически возникают в виде торговых войн), то гарантировать, что Россия и дальше будет подставлять Беларуси плечо, невозможно. Поэтому, убежден Иосуб, «при наличии выбора Беларуси надо смотреть в сторону более дешевых кредитов».

Нужны не кредиты, а мозги

В любом бизнесе кредит надо брать под стоящее дело. Деньги стоит вкладывать так, чтобы прибыли хватило не только отдать долг с процентами, но и себе на хлеб с маслом осталось.

«У Беларуси таких эффективных производств практически нет, – отмечает Леонид Злотников. – У нас не идет модернизация, у нас неконкурентное производство, гаснут целые отрасли. Спрашивается: куда мы тогда деваем все эти кредиты? Ответ прост: мы их просто проедаем».

Конечно, проедаем. Вспомним гонку за зарплатой в 500 долларов, которую устроило Правительство Сергея Сидорского в 2010 году к президентским выборам. Чем это аукнулось? Не только очередной кабалой, но и валютно-финансовым кризисом 2011-го.

Долги придется отдавать не тем, кто сегодня так охотно на каждом углу пытается взять в долг миллиард-другой.

«У Беларуси уже 40 млрд. долларов долгов, это более чем по 4 тысячи долларов на жителя страны включая тех, кто только что родился. Получается, только появился на свет и сразу должен, – отмечает руководитель Аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. – Мы уже ежегодно отдаем по 4 млрд. долларов на обслуживание долга и проценты. Это 13 «зданий-алмазов». Можно построить в каждом областном центре. Ну и зачем нам еще долги? Какие кредиты брать? Брать, чтобы эти министры сидели в своих креслах? Кому это надо?»

Он утверждает, что простым беларусам кредиты не нужны. Средняя зарплата по стране была на уровне 600 долларов, а сейчас – 400. У некоторых и того меньше. Если же еще возьмем кредитов – зарплата снизится до 300 долларов.

«Неужели не понятно, что все деньги, которые мы берем, надо отдавать, и отдавать с процентами? И сколько бы мы ни набирали, объективную экономику не обманешь. От этого лучше жить не станешь. Новые кредиты абсолютно не решат проблемы Беларуси. Мозги! Человеческий капитал, умные люди, хорошие инженеры, способная молодежь – вот это решит проблему», – считает Заико.

Комментировать