Арт

«Коллекция пАРТизана»: алфавит беларусской культуры

639 Ольга Бубич

Людмила Русова. Фото: Владимир Парфенок

 

В серии «Коллекция пАРТизана» – амбициозном, но неизменно актуальном авторском проекте художника Артура Клинова – вышел новый альбом «Людмила Русова». Он посвящен легендарной фигуре современного искусства – автора первого перформанса и первой в нашей стране арт-книги, художница, за которой прочно закрепился титул «крестной матери беларусского акционизма».

Серия «Коллекция пАРТизана» была основана в 2009 году и, согласно задумке Клинова, в ней запланирован выпуск 32 альбомов, каждый из которых будет символически представлять одну из букв беларусского алфавита. Собранные вместе, альбомы превратятся в энциклопедическую визуальную азбуку, летопись современного беларусского искусства. Альбом о творчестве Людмилы Русовой стал в этой азбуке уже десятой буквой.

Людмила Русова приняла участие примерно в ста выставках и проектах, а ее виртуальными оппонентами, по мнению критика Натальи Янковской, в разное время были Ив Кляйн, Марина Абрамович, Андрей Тарковский и Казимир Малевич.

Людмила Русова. Реквием (1986)

 

Пик творческой активности авангардной художницы пришелся на конец 1990-х – десятилетие больших надежд и разочарований, когда имена многих культурных деятелей рисковали остаться незамеченным в потоке тревожной неопределенности и безвременья, не быть прописанными на страницах истории страны. Помочь беларусам вновь обрести эти забытые феномены, собрать, систематизировать и проанализировать творчество лучших представителей беларусского искусства стало основной целью «Коллекции пАРТизана».

Вопрос культуры памяти беларусов в последнее время все чаще становится темой для дискуссий. Мы бросаемся в игры в «вышаванку» и «мову», при этом закрывая глаза на гигантскую свалку на месте концлагеря Тростенец. Наши дети искренне не понимают, зачем им учить беларусский, с трудом припоминая имена современных беларусских писателей и художников, а потом оказывается, что полки центрального книжного ломятся от глянцевых альбомов с фотографиями самых живописных городов… России.

Очевидно, что осознание себя представителями определенной культуры не берется с полотка, а культурная память, если мы не хотим, чтобы она звучала как зазубренный наспех стишок, должна формироваться годами: камень за камнем, строка за строкой. Рассматривая в таком свете проект «Коллекция пАРТизана», понимаешь, как важна эта капля смысла и дальновидности – даже не столько для сегодняшнего, сколько для завтрашнего дня.

Редактор проекта Татьяна Артимович вспоминает, как в подкасте беседы на киевском радио беларусский художник Андрей Дурейко так прокомментировал совет российского теоретика современного искусства Катерины Дёготь создавать собственную мифологию: «У нас она уже есть!» Витебск в свое время был местом рождения УНОВИСа, образовательным и культурным центром, где творили Казимир Малевич, Марк Шагал и многие другие легендарные и известные во всем мире деятели.

«После его выказывания возникала вдруг пауза, мне кажется, ведущий не ожидал такого ответа, потому что как-то закрепилось, что у беларусов “ничего нет”, – комментирует Татьяна Артимович. – А тут вдруг Витебск, Сутин, в общем, и правда, многие наши соседи забывают, что, условно назовем, “мифология современного искусства” в Беларуси уже есть. Да, у нас нет четко прописанного нарратива, вписанного в школьные учебники и энциклопедии, даже наши собственные. История собирается фрагментарно, существует в разрозненных текстах и небольших изданиях. Тем не менее эта история есть. И если Катерина Дёготь не знает беларусское современное искусство, то это не значит, что его нет, возможно, она и не пыталась что-то о нем узнать. Как в принципе, и многие беларусы».

Татьяна Артимович на презентации альбома «Людмила Русова». Фото: Анастасия Бородина, pARTisan

 

В серии «Коллекция “пАРТизана”» уже есть несколько альбомов, которые становятся важными камнями в этом фундаменте памяти. Алексей Жданов, Людмила Русова, имена фотографов «новой волны» 1990-х – все это люди, которых не нужно придумывать как миф. И они несомненно влияют на творчество тех, кого мы видим в беларусском искусстве сегодня.

Удивительным, но уже почти закономерным для Беларуси является тот факт, что проект Артура Клинова – именно приватная, а не государственная инициатива. Небольшая группа работающих над «Коллекцией» людей поняла, как важно архивировать историю и заботиться о тех, кому через десять-двадцать лет собрать информацию о современном беларусском искусстве будет гораздо сложнее, а, быть может, и вовсе нереально.

«Художники в Беларуси вынуждены брать на себя очень многие функции, которые им, по сути, не свойственны. И это не только Артур Клинов, который более 10 лет назад запустил проект “pARTisan” о современном беларусском искусстве, потому что ничего подобного на тот момент у нас не было. Это и Андрей Дурейко, который занялся архивацией беларусского современного искусства за рубежом. И Сергей Шабохин – создатель проекта “ArtAktivist”. И Андрей Ленкевич, который оказался замечательным менеджером и реализовал уже несколько крупных фотографических проектов, в том числе, осенью прошлого года первый в Минске “Месяц фотографии”. Так получается, что художники у нас оказываются более энергичными, креативными, в конце концов, даже более чувствительными к происходящему вокруг. Можно сидеть и ждать, что государство когда-то что-то начнет делать. А можно начать самим – и это более продуктивно», – считает Татьяна Артимович.

Государственные структуры традиционно ждут «заказа сверху». Многие чиновники, занятые в культурной или образовательной среде, не привыкли проявлять инициативу, выделяться активностью, брать на себя ответственность за реализацию собственных, а не «идущих сверху» идей. По привычке они ждут бумажку, стимула извне, для того, чтобы дать на нее соответствующую, часто такую же формальную реакцию.

«Каждый раз на презентациях альбомов Артур Клинов акцентирует внимание на том, что над проектом работает не группа академиков, теоретиков или исследователей. Мы создаем достаточно массовый продукт, главная цель которого – стать импульсом, привлечь внимание к именам и феноменам современного беларусского искусства. И, конечно, мы рады, когда этот импульс перерастает в нечто большее. Ярким примером этому стал резонанс, вызванный альбомом о беларусском авангарде 1980-х. До его появления, по-моему, была только одна выставка этих художников. И вдруг –коллективные и персональные выставки представителей неофициального беларусского искусства – Людмилы Русовой, Алексея Жданова, Владимира Акулова, Виталия Чернобрисова – стали одна за одной проводиться на музейных площадках, где еще лет 10 тому их в принципе за художников не считали. “Апофеозом” этому, на мой взгляд, стала выставка современного искусства “Avant-gARTe. От квадрата к объекту” прошлой весной. Нелепая по концепции и реализации, тем не менее, она легализировала на государственном уровне то, что имело все шансы быть забытым. И, на мой взгляд, немаловажную роль в этом процессе вспоминания сыграла “Коллекция пАРТизана”», – рассказывает редактор проекта.

И пускай государственных служащих трудно заставить быть активным, можно своей инициативой провоцировать диалог о полузабытых пластах беларусской современной культуры.

Такое решение кажется удивительно простым и, наверное, единственном верным в ситуации культурной неопределенности беларусов. Наконец распрощавшись с брендом «мяне няма», озвученном в конце 1990-х философом Валентином Акудовичем, мы постепенно учимся узнавать некоторых художников в лицо. Где-то запинаясь, но все же произносим их имена. Изучаем новые буквы беларусского алфавита.

Комментировать