Политика

Китайский бунт и беларусское терпение

393 Севярын Квяткоўскі

Китайцы взбодрили байнет. Чуть-чуть. После выходных про них практически не вспоминали.

Наверное, потому, что китайцы выбрали самые мёртвые дни лета, когда на трёхдневные «праздники» беларусы убегают из городов поближе к лесу и воде, и подальше от интернета и СМИ. А это значит, что даже если инопланетяне нападут на Землю, запланированные дни релаксации будут реализованы. Такой характер, настоящий – беларусский.

Рабочие идут маршем на Минск отстаивать свои права? Это что-то из далёкого начала 1990-х? Солигорские шахтёры решались на подобные ходы. А за время правления Лукашенко бунтовали рабочие Тракторного, Мотовело, Метрополитена, солигорской «Купалінкі», механизаторы нескольких агропредприятий. Всё это было относительно давно. Из недавнего можно вспомнить разве что забастовку работников Молодечненского завода металлоконструкций

После акций протеста 2011-го, когда власть без зазрения совести хватала людей просто на улице только за то, что люди «вызывающе молчат вместе», наступила всеобщая гражданская медитация. А тут ещё и жара подоспела.

И вдруг – бунт китайских рабочих!

Байнет шутил, лениво наблюдая, что же с теми китайцами будет.

Очевидно, что китайские рабочие нарушили не одну статью административного законодательства. Давайте навскидку: несанкционированное массовое мероприятие, нарушение ПДД. Плюс прогулы. За первое можно паять суток десять-пятнадцать, если не переквалифицировать в массовые беспорядки. Переквалифицировать – это «наше всё» беларусских карательных органов.

Но – ничего. Тишина.

Навряд ли китайские рабочие знают специфику гражданской жизни Беларуси в целом, и рычаги воздействия на непокорных в частности. Китайца в Беларуси нельзя запугать непродлением контракта, увольнением «по статье» за «оппозиционную деятельность», шантажом близкими людьми, «у которых будут проблемы, если вы сообщите о нашем разговоре».

Они приехали из страны, где формально компартия до сих пор пишет идеологию, а де-факто является элитным клубом мультимиллионеров; из страны, где четверть века назад власть могла себе позволить публично раздавить танками несколько студентов на главной площади страны; из страны, где человеческая жизнь не стоит и копейки, где травят отходами химзаводов миллионы человек. Приехали из этой страны в Беларусь, китайские рабочие позволили себе демонстративный бунт в защиту своих кошельков. И делали, что хотели, не будучи даже задержанными «до выяснения».

Скорее всего, у китайцев будут проблемы, но мы их не заметим. Разборки будут внутренние, по дипломатической, как говорится, линии. А потом уже по партийной – на родине.

Триста китайских рабочих со строительства Добрушской картонной фабрики прошли, как мираж в накалённом летнем воздухе Восточного Полесья. Как напоминание про две важные и противоположные вещи.

Первое: если не бороться за своё, тебя «сделают».

И второе: закон в Беларуси работает избирательно, можно сказать – интуитивно, художественно. В зависимости от настроения того, кто этот закон держит за одно место.

Беларусы нахлебались репрессий, а китайцы в нашей стране почувствовали свободу. Такой контраст систем: авторитарная против тоталитарной. Беларусский авторитаризм – это как лёгкий наркотик по сравнению с тяжёлым китайским.

Беларусы же будут терпеть до упора. А после «упора» может быть всё, что угодно. И очень серьёзно.

Комментировать