Жизнь

Карта шуруповертов. Есть ли будущее у «умного» Минска

1719 Ольга Бубич

Во всем мире набирает популярность концепция «смарт сити». Представьте себе город, в котором смартфон в режиме реального времени будет рассказывать вам о движении транспорта, о том, сколько ваш дом теряет тепла и у соседа с какого этажа можно одолжить шуруповерт. Сможет ли Минск стать таким «умным» городом? «Журнал» погрузился в мечты и реальность вместе с убранистами, философами и социологами.

Что такое «умный» город?

Вообразите себе город, управлять которым на неделю запустили толпу айтишников-перфекционистов. Через неделю всё станет другим: от расписания дорожного движения, о перемещении которого вы будете знать всё до секунды – до определения самых приятных или, наоборот, самых криминальных для жизни районов.

Компьютер подскажет, у соседа с какого этажа можно быстрее одолжить шуруповерт, сколько ваш дом теряет тепла и сколько калорий вам осталось употребить в течение дня. Специальными мерцающими точками на экране смартфона будут помечены, например, ближайшие милицейские патрули, чтобы вы могли оперативно позвать их на помощь, в случае, если сильно нетрезвый мужчина нагло нарушает зону комфорта в общественном транспорте.

Размечтались? Но «смарт» на то и умный, что не все так просто.

Беларусский исследователь Алексей Овчинников подчеркивает неоднозначность всего концепта «смарт сити», ведь его интерпретации могут быть разными:

«Изначально концепция "смарт сити" разрабатывалась с учетом важнейших вызовов современности, таких как экологические проблемы, интенсификация миграционных процессов, перенаселенность, необходимость обработки огромных объемов информации. Но это определение не раскрывает всю полноту концепта. Для кого-то смарт сити – это бренд, благодаря которому можно набрать "очки" в заигрывании с инвесторами. Для кого-то – термин, изобретенный IT-корпорациями, позволяющий выстроить и завоевать новый рынок. Для кого-то – необходимый компромисс между технологическим процессом и разумным использованием ресурсов».

Действительно, существует риск попасть в ловушки IT-компаний и превратить город в просто еще один рынок сбыта товаров и услуг. Ведь если в 1990-х определение «смарт» чаще всего появлялось в связке с инновациями в сфере принятия решений на уровне местного самоуправления и электронного правительства, то спустя десятилетие его почти полностью апроприировали большие боссы IT-сферы.

«Во время финансового кризиса в 2008 году, IT-компании заявили, что "умные города" могут помочь решить серьезные экономические проблемы, с которыми столкнулись страны Запада. IBM, Cisco, Panasonic и другие мировые IT-лидеры разрабатывают собственные проекты "смарт сити", потому что "умные города" могут стать стабильными источниками прибыли, принося пользу обществу в целом», – рассказывает Алексей Овчинников.

 

«Журнал» также рекомендует:

  

 

Сторонники экологически-дружественного образа жизни также не отстают, продолжая, быть может не в таких масштабах, как IT-лидеры, использовать термин «смарт» для обозначения локальных проектов по улучшению инфраструктуры городской среды. В таком ключе на первый план выходит экологичность образа жизни в условиях урбанизма, а внедрение информационно-коммуникационных технологий рассматривается не как самоцель, а как инструмент для улучшения качества жизни людей и защиты окружающей среды.

«Разумность» городской среды не измеряется количеством видеокамер, точек доступа Wi-Fi и количеством компьютеров на квадратный метр, считает Овчинников: «"Разумность" определяется полезностью для граждан сервисов, созданных при помощи IT».

Какие бы интерпретации не вертелись вокруг многоликого «ума» нашей непростой среды обитания, вопрос развития «смарт сити» уже стал первоочередным для крупных мегаполисов. Рано или поздно городским властям приходится задумываться о внедрении информационно-коммуникационных технологий – это становится реальной необходимостью как для жителей города, так и для его администрации.

А вот универсальный совет про то, как тот или иной город будет решать вопрос «прокачивания» своего «ума», дать сложно.

Кто на свете всех умней?

Как отмечает сайт e-gov.by, несмотря на сложности с корректным и полным определением концепта «смарт сити», его исследования с оптимизмом проводятся по всему миру вот уже не первый год. То есть города с разным уровнем IQ уже существуют и у некоторых из них уже есть чему поучиться.

В 2015 году самым «умным городом» мира стала Барселона, в пятерке лидеров с ней соседствуют Нью-Йорк, Лондон, Ницца и Сингапур.

Исследователи отмечают, что родной город Гауди продемонстрировал высокие показатели в категориях потребления энергетических ресурсов, регулирования дорожного движения, освещения улиц и социальной сплоченности.

Среди реальных «умных» проектов в городской среде Барселоны отмечают новую удобную систему транспортного сообщения, которая позволяет в 95% случаев спланировать поездку по городу максимум с одной пересадкой, экологически-привлекательную общественную велосипедную сеть «Bicing» и автоматическую подземную сеть сбора мусора.

Внедряются в Барселоне и электронные приложения, которые позволяют местным жителям участвовать в принятии управленческих решений и самостоятельно влиять на качество жизни города. Например, пользуясь приложением «Bustia Ciutadana», жители могут в режиме реального времени сообщать оператору о разных городских проблемах (переполненный мусорных бак, нарушение правил дорожного движения, неработающий фонарь и так далее) и получать впоследствии уведомления об устранении неполадок.

Среди других «умных городов», активно реализующих проекты в самых разных сферах городских инфраструктур, исследователи называют «сердце электронной демократии» Стокгольм и первый в Европе «город совместного потребления» Амстердам.

В городах СНГ подвижки также имеются, хотя «чистоту» намерений его разработчиков беларусские аналитики ставят под вопрос. Тот же «умный город» Сколково открыто возводится как статусный проект, которым вряд ли смогут насладиться представители разных социальных классов.

В качестве удачного примера проекта в духе «смарт» Алексей Овчинников приводит появление в конце 2014 года в Петропавловске остановок с доступом в интернет, инфракрасными обогревателями и экранами, на которых можно следить за приближением транспорта в режиме реального времени.

 

«Журнал» также рекомендует:

  

 

«Open Data» в Беларуси

Важным условием оптимизации городской среды является наличие специально собранных и обработанных больших объемов информации (Big Data). Иначе как можно получать информацию о том же транспорте, пробках на дороге или свободной парковке?

Концепция открытых данных (Open Data) предполагает свободный доступ к данным органов государственной власти, которые раскрывают их деятельность в рамках исполнения ими своих функций. Данные эти должны быть общественно-полезными и публичными – то есть не являться персональными данными, государственными тайнами или коммерческими секретами, и могут распространяться без лицензионных ограничений (таких, например, как авторские или патентные права).

Плюс, у таких данных должна быть и техническая открытость: то есть информация должна быть пригодной для автоматической обработки (форматы XML, CSV, RDF, JSON).

Исследователь социальных медиа, преподаватель БГУ Владимир Степанов отмечает, что внедрение концепции открытых данных позволит нашей стране решить ряд серьезных задач.

Первая очевидная польза от Open Data: IT-разработчики получают материал для создания удобных сервисов, которые улучшают качество жизни в городской среде. Преимущество номер два – больше данных для аналитиков, журналистов и исследовательских институтов для развития «экономики знаний». Кроме того, открытые данные способствуют укреплению доверия к государственной власти.

«Благодаря открытым данным государство становится более прозрачным, подотчетным гражданам, снижаются коррупционные риски, – подчеркивает Владимир Степанов. – Открытость государственных данных позволяет избежать инсинуаций и слухов».

В Беларуси стратегия Open Data также постепенно находит свою реализацию – через инициативы сообщества «Открытые данные», блога Opendata.by, портала E-gov.by, Центра правовой трансформации LawTrend, движения «Фаланстер».

На сайте Opendata.by, созданном для предоставления «открытых публичных данных для бизнеса, журналистики, маркетинга, науки и просто ради интереса», можно найти целый перечень ссылок на уже имеющиеся сервисы с банком данных.

О стратегии введения открытых данных заговорили и на государственном уровне. В частности, министр связи и информатизации Сергей Попков пообещал в 2016 году «реализовать так называемый портал открытых данных», так как «его наличие будет учитываться при оценке ООН уровня готовности электронного правительства в стране».

До 2021 года планируется полный перевод в электронный вид всей медицинской документации, а также представление онлайн всех СМИ.

Станет ли «умным» Минск?

Беларусский исследователь Алексей Овчинников подчеркивает такую характеристику «смарт сити», как умные люди. Достижение высоких результатов в образованности жителей и их информационной грамотности на постсоветском пространстве может оказаться реальным вызовом.

«Одним из условий развития человеческого капитала (и, соответственно, предпосылкой к строительству «смарт сити») является отказ от ретроградного мышления, стремление к постоянному обучению и освоению новых технологий. Вызов фантастический, учитывая, что в административном аппарате Восточной Европы мы часто видим людей, настороженно относящихся к модернизации», – объясняет Алексей.

В статье «На пути к умному Минску» исследовательница Анна Волынец подробно анализирует уже существующие и запланированные на государственном уровне шаги, которые могут приблизить Минск к статусу «смарт сити». Среди них – попытки введения электронных дневников и «оцифрования» другой школьной документации, проект единой системы видеонаблюдения, проекты «Умный дом», «Умный транспорт» и другие.

Какие-то из инициатив на самом деле существенно облегчили жизнь горожан (например, появление на остановках электронных табло с расписанием движением транспорта), другие существуют пока только на бумаге и в обещаниях официальных лиц, выполнения которых мы терпеливо ждем.

Разработку некоторых очень точечных, локальных, проектов берут на себя волонтеры, что само по себе является важным показателем движения в сторону «умного города» – помните критерий социально активных и сознательных граждан?

Яркий пример – приложение с инфографикой Вадима Шмыгова, разработанное в сотрудничестве с Институтом экспериментальной ботаники Академии Наук. На карту Минска было нанесено 310 ценных старых деревьев, информацию по которым предоставили коммунальные хозяйства, «Минскзеленстрой» и администрации районов города.

Начало долгого пути к «смарт сити» в Беларуси положено и определенные шаги в направлении реализации «умной» философии уже сделаны, как на государственном уровне, так и на уровне волонтерских инициатив неравнодушных людей, которые хотят смещать парадигму с рыночных игр на гражданское общество сплоченных и мотивированных людей.

Cложности есть и будут, перемены не случатся в одночасье. Свой путь к «смарт» у каждого города свой. И дело не только в том, что данные во многих беларусских институциях все еще намертво привязаны к советскому культу бумажки.

Движения к «смарт сити» невозможно без изменения отношения беларусов к своему участию в жизни города. И прежде чем мечтать об интерактивной карте шуруповертов, этот самый шуруповерт нужен нашим мозгам.

Подробнее о концепции «умного города» можно почитать в альманахе «Городские тактики». Чтобы скачать номер в формате .pdf, нажмите на картинку внизу:

Комментировать