Жизнь

Карантин и экономика. Евросоюз готовится открываться

1389 Ляксей Лявончык

Страны Европы обсуждают возможность снятия мер жесткого карантина – этого требует экономика. Произойдет ли это и когда могут открыться границы Евросоюза? Разбираемся.

Первый на европейском континенте карантин был введен в Италии 9 марта, и с того момента прошло уже больше месяца. Всё больше и больше стран в Европе начинает говорить о стратегиях выхода, как по причине уменьшения интенсивности эпидемии, так и из-за огромной экономической цены карантинов.

В США количество заявок на пособие по безработице за три первые недели локдаунов составило 16 миллионов (а это примерно 6 процентов от экономически активного населения этой страны). Офис бюджетной ответственности, аналитический центр, предоставляющий британскому правительству независимые оценки экономической ситуации, вчера заявил, что при худшем сценарии британская экономика во втором квартале может сократиться на 35 процентов. А это сравнимо с сокращением американского ВВП во время Великой Депрессии.

За этими цифрами стоят миллионы потерявших работу и огромная нагрузка на бюджеты стран, которые вынуждены платить все больше и больше пособий по безработице, а также сталкиваются с сокращением доходной части бюджета из-за сворачивания экономической активности.

Министр здравоохранения Польши Лукаш Шумовски 14 апреля сказал, что в случае продления карантина в нынешнем его виде еще на несколько недель Национальный фонд здравоохранения, из которого финансируется работа систем охраны здоровья и который пополняется за счет отчислений работников и предпринимателей, может недосчитаться одной пятой доходов. «Медицина требует бюджета, требует денег», а «если экономика не оживет, если у нас будет трагедия и кризис, то многие люди будут умирать от онкологии», – сказал министр.

Эти слова стали первым открытым признанием министра здравоохранения одной из стран Евросоюза того, что карантин как средство хорош только в краткой перспективе. Спасение жизней путем карантина может привести к огромной человеческой цене в будущем.

 

Свет в конце туннеля? 

За последние две недели как минимум 10 стран Европейского Экономического Пространства (ЕС + четыре ассоциированные страны) объявили о том, что в силу прохода пика инфекции они начнут отматывание самых жестких карантинных мер, с перспективой возврата к нормальности спустя некоторое время.

Федеральный министр здравоохранения Швейцарии Ален Берсет заявил, что федеральный кабинет представит план выхода из карантинного режима до 26 апреля – даты, когда заканчиваются ныне введенные карантинные ограничения; командование швейцарской армии, которая была вовлечена в борьбу с эпидемией, во вторник также заявило, что прорабатывает план демобилизации персонала, направленного на борьбу с эпидемией.

Соседняя Австрия с этой недели открывает часть магазинов с перспективой разрешить спортивные мероприятия на открытом воздухе. Норвегия отправляет детей в школы, правительство Польши собирается до 19 апреля представить план «размораживания экономики».

Италия продлила свой карантин до 3 мая, но позволила при этом открыть несколько видов магазинов; некоторые регионы пошли чуть дальше. Например Венето, известная своим, мягко говоря, эксцентричным губернатором Лука Зайя (он предлагал раздавать всем переболевшим иммунные сертификаты в качестве свидетельства права на работу), сняла ограничение на дистанцию в 200 метров от дома для занятий спортом. Ломбардия, в которой эпидемия унесла больше всего жизней, решила оставить все, как есть, до 3 мая.

Между тем, кабинет в Риме вовсю работает над тем, как пойдет ревитализация экономической жизни после 3 мая (или даже раньше, если ситуация позволит). Для этого был даже нанят бывший исполнительный директор Vodafone Group Витторио Колао. В качестве опций правительство рассматривает посекторальный запуск в зависимости от возможности отрасли выдерживать расстояние между работниками и соблюдать гигиенические меры.

В любом случае, консенсус состоит в том, что дальше оттягивать разморозку уже нельзя. По оценке Конфиндустрии, итальянского объединения промышленников и предпринимателей, итальянский ВВП может грохнуться на 9 процентов в этом году. Такое падение – это не то, что Италия со своим гигантским долгом может себе позволить. 

Испания продлила карантин до 26 апреля, но, по словам министра экономики, с той даты начнет постепенное «размораживание». Часть промышленности и строительства, замороженные декретом Санчеса о полной гибернации экономики, вернулись в строй после того, как этот декрет не был продлен после 9 апреля.

Дания стала первой страной, неделю назад объявившей о постепенном снятии ограничений – на этой неделе уже открылись школы для самых маленьких. Премьер-министр Метте Фредериксен объявила, что цифры позволяют ускорить возвращение к нормальности – правда, как именно ускорить, она не уточнила.

Франция продлила карантин до 3 мая, но обязалась в течение 15 дней – то есть до 26 апреля – предоставить план выхода из кризиса.

Но наиболее последовательной оказалась Чехия, в середине марта введшая наиболее жесткий режим карантина (например, с 16 марта в течение почти месяца гражданам страны было запрещено покидать ее пределы). Сейчас она выкатила поступенчатый план, когда что будет открываться. Последние ограничения должны быть сняты к 8 июня.

Все эти планы имеют несколько общих черт, что позволяет сделать вывод: остальные страны будут выглядеть похоже. Во-первых, открытие ресторанов и театров откладывается примерно на месяц от сегодняшнего дня, а первые послабления касаются работы магазинов и занятий спортом. Массовые мероприятия вроде фестивалей и концертов остаются отложенными минимум до середины июля, а то и до осени. Учитывая огромное количество подготовительной работы к подобным мероприятиям и тот факт, что они объявляются зачастую аж за полгода, можно смело сказать, что фестивальный сезон в этом году закрылся, так и не начавшись.

Страны, начинающие возврат к экономической и социальной нормальности, признают, что вирус останется с нами до конца этого года, и нам нужно научится жить с ним (Макрон в обращении к нации в понедельник 13 апреля).

Все признают и тот факт, что после снятия ограничений на работу магазинов и на передвижение количество заражений неизбежно снова возрастет. Для того, чтобы противостоять резкому росту заражений, должны быть выполнены три условия:

1. Страны должны наладить массовую программу тестирования для выявления зараженных или людей, которые имеют подозрение на заражение. Британия обязалась до конца апреля проводить по 100 тысяч тестов в день. В своей речи в понедельник президент Франции Эмманюэль Макрон обещал, что к 3 мая французские больницы будут в состоянии тестировать всех, у кого проявляются симптомы. Немецкая программа тестирования уже опередила весь мир: немецкие медики проводят десятки тысяч тестов на вирус в день с перспективой довести их количество до более чем 100 тысяч в день в течение пары недель.

2. Социальное дистанцирование должно остаться в силе на как можно больший срок. Например, премьер Дании считает, что необходимость сохранять дистанцию в как минимум полтора метра от другого человека будет сохраняться до конца года, и все предприятия, магазины и рестораны после своего открытия должны будут обеспечивать такую возможность. Авиакомпании уже рассматривают возможность  блокировки одной трети сидений в первые три месяца после снятия ограничений на авиатрафик: таким образом, в самолете на 180 человек будет лететь только 120. Привет всем, кто ненавидит места посередине.

3. Разработка мобильных приложений, которые позволят быстро отслеживать цепочку заражений. Как мы уже писали, работа подобных апликаций будет основана на анонимном bluetooth-рукопожатии. Телефон будет фиксировать все аппараты с таким же приложением, которые находились на расстоянии двух метров от него, и сохранять их идентификаторы в локальной памяти. В случае заражения владелец телефона может добровольно отправить информацию «я заражен» на центральный сервер, вместе с идентификаторами всех записанных контактов за последние две недели. Те получат уведомление с предложением провериться на вирус – без информации, где и с каким зараженным они контактировали.

Страны ЕС, которые тестируют подобные приложения – а это уже, считай, половина – считают, что пользование этим приложением должно быть добровольным и анонимным, чтобы не нарушать основополагающего права на приватность. Приложение будет иметь смысл, если его установят более 60 процентов всего населения – что вполне вероятно, учитывая, что тестовый вариант от Robert Koch Institut в Германии за день скачало больше полумиллиона человек.

Министр иностранных дел Германии Хайко Маас считает, что Евросоюз должен выкатить универсальное приложение, и это вполне возможно, учитывая, что итальянцы уже сотрудничают с французами и несколькими другими странами в его разработке. Наличие универсальной прилаги позволит быстро снять внутренние контроли внутри шенгенской зоны, считает глава федерального МИД.

 

Что будет с границами Евросоюза

Последовательного мессиджа относительно снятия контроля на границах внутри шенгенской зоны от политиков Евросоюза пока нет: страны вроде Австрии, вышедшие из кризиса с относительно небольшими потерями, обоснованно опасаются импорта инфекции из стран вроде Польше, где тестирование пока не налажено в таком широком масштабе. С уверенностью можно сказать, что запрет на въезд в ЕС и в шенгенскую зону будет продлен до 15 мая (совет ЕС должен утвердить предложение Еврокомиссии, но сомнений, что они это сделают, практически нет).

Макрон вообще требует изоляции ЕС от окружающего мира до сентября. Громкое заявление, но, учитывая, что закрытие внешних границ должен единогласно каждый месяц продлевать совет Евросоюза – иначе оно автоматически отменяется – Парижу придется убедить все 26 оставшихся стран, что это того стоит. И я легко могу представить, что как минимум Греция и Испания, чьи экономики основаны на туризме и несут гигантские потери, будут против продления запрета на въезд извне ЕС ради того, чтобы Париж мог ублажить радикальный электорат националистки Ле Пен.

Относительно открытия внутренних границ ЕС идут различные разговоры, но практически все сходятся в том, что контроль на границах будет отменен после снятия всех остальных ограничений и в самую последнюю очередь. Еврокомиссия выкатила черновик плана по синхронизированному выходу из карантинов, где упоминается, что границы Шенгена должны открываться после снятия всех ограничений на экономику и перемещение. Несомненно, вопрос шенгенских границ активно обсуждается внутри Евросоюза, несмотря на заявления национальных столиц о том, что про это еще рано думать.

Швейцария планирует ослабление пограничного контроля с Германией уже после 26 апреля – при условии, что Берлин будет аккуратно подходить к либерализации общественной жизни. В Чехии запрет въезда в страну увязан с режимом чрезвычайного положения, при продлении которого в начале апреля в нижней палате чешского парламента разыгрались нешуточные страсти. Если парламент в Праге откажется снова продлить ЧП, которое истекает 30 апреля, то запрет въезда автоматически исчезнет. А оппозиция в прошлый раз уже требовала от Града четкого плана действий по выходу из карантина, ссылаясь на узурпацию власти Бабишем и удар по экономике.

В любом случае, я сомневаюсь, что запреты въезда переживут май. Трансграничная туристика и деловые поездки в Евросоюзе – слишком большая отрасль, чтобы позволить ее держать взаперти несколько месяцев. Но с пограничными контролями на границах внутри Шенгена (без запрета въезда), скорее всего, придется жить еще несколько месяцев.

Читайте дальше:

COVID-19. Работают ли карантины и есть ли свет в конце тоннеля

COVID-19. Когда мир вернется в норму и что будет с экономикой

«Какие права человека, если рядом с вами биологическая бомба?» Почему за здоровье человека отвечают не только врачи

Жизнь, смерть и всё, что между. Как биоэтика заботится о будущем человечества

Комментировать